ПравдаИнформ: Напечатать статью

Уроки антитеррора: школьным психологам предлагают вести борьбу с экстремизмом

Дата: 08.05.2017 15:37

«RT» на русском – russian.rt.com 08.05.2017, 14:52

Министерству образования предлагают обязать штатных школьных психологов проводить профилактику экстремизма. С такой инициативой выступает Общество защиты прав потребителей образовательных услуг, рассказал RT председатель организации Виктор Панин. Смогут ли детские психологи предотвратить развитие экстремизма в обществе, и не спровоцируют ли подобные попытки эффект «запретного плода» — в материале RT.

Уроки антитеррора: школьным психологам предлагают вести борьбу с экстремизмом

Минобразованию предлагают включить в обязанности штатных психологов школ профилактику экстремизма. Соответствующая инициатива будет направлена Обществом защиты прав потребителей образовательных услуг на имя Ольги Васильевой на следующей неделе. Об этом RT рассказал председатель организации Виктор Панин.

По его мнению, следует начинать проводить разъяснительную работу с детьми с ранних лет, чтобы предотвратить возможность вербовки российских школьников и студентов в террористические группировки, а также не допустить распространение радикальных идей в молодёжной среде.

«Необходимость пересмотра формата работы психологов в школах вызвана тем, что проблема экстремизма и терроризма, радикальные идеи всё больше проникают в образовательные организации. Ярким примером служит история Варвары Карауловой», — уверен Панин.

Эксперт полагает, что впоследствии система профилактики экстремизма должна распространиться на все учебные учреждения, а штатные психологи будут разъяснять учащимся, чем опасны радикальные идеи, не только в школах, но и в вузах. Начинать такую работу с детьми, как отмечает специалист, стоит ещё в начальной школе.

«Большую роль должна играть профилактика этих явлений с младших классов. Штатные школьные психологи должны начать работать по-новому, — уверен Панин. — На сегодняшний день они вообще не ведут никакой деятельности и получают бюджетные деньги. Когда ты их просишь предъявить результаты своей работы, зафиксированные в каких-либо документах, то в 99% случаев они разводят плечами. Системной работы школьных психологов в России нет».

  • РИА Новости

Президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер поддерживает создание такой программы на федеральном уровне. По его словам, в современном мире проблема экстремизма в молодёжной среде актуальна практически для всех стран, в том числе и для России.

«Вербовка и отбор людей начинаются с подросткового периода. Потому что завербовать человека и замотивировать его на какое-то действие в юношеском возрасте намного проще, — говорит Линдер. — Бороться с экстремизмом нужно не только силовыми и политическими методами, но и посредством образовательной деятельности. Если в юношеском возрасте не объяснить человеку, чем опасны радикальные идеи, то впоследствии он намного легче поддастся вербовочному процессу».

По словам эксперта, параллельно с этой мерой следует принять программу подготовки психологов. Такие специалисты должны обладать достаточным уровнем компетенции, чтобы объяснить школьникам, какие методы используют радикалы и вербовщики и как этому можно противостоять.

«Молодые люди не осознают, что их постепенно втягивают в террористический процесс — определённую игру, делая акценты на их психологических потребностях. А когда подростки понимают, что их вовлекли в опасную игру, и пытаются из неё выйти, их начинают запугивать и шантажировать», — объясняет он.

Задача психолога, по мнению Линдера, создать в классе и школе комфортную для представителей всех национальностей и вероисповеданий среду, не допустив распространения радикальных идей.

    Член комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты и президент Межрегиональной общественной организации «Наши дети» Юлия Зимова считает, что профилактика экстремизма могла бы стать частью уже выработанных курсов. По её мнению, психологи должны также предостерегать школьников от распространённых у молодёжи увлечений, которые опасны для жизни.

    «В России есть очень большая проблема, — школа занимается только подготовкой к ЕГЭ, иногда делает какие-то секции, но развитием ребенка в целом не занимается. Мы разработали уроки по кибербезопасности и курс психологии в рамках ОБЖ, которые скоро будут внедрены в образовательный процесс, — говорит общественница. — В рамках этих курсов психологи также могли бы проводить свою работу с молодёжью, не только обсуждая опасности экстремизма. Но и заниматься профилактикой деструктивного поведения, например, руферства, зацеперского движения и других опасных модных увлечений молодёжи».

    Психолог, по её мнению, может вести такие занятия не только в реальной жизни, но и онлайн, а также придумывать внеклассные мероприятия, которые могут проиллюстрировать детям проблему экстремизма и национализма.

    • РИА Новости

    Педагог-психолог московской школы №547 Лилия Бабаева полагает, что защитить детей от деструктивного влияния помогут секции и кружки, которые не оставят времени интересоваться радикальными идеями, а не чтение морали.

    «Мероприятия должны быть направлены не на ознакомление, где мы в форме лекции в ненавистной школьникам манере нудим им, как всё это плохо. В первую очередь, главным предупреждением экстремизма является занятость детей. Если они активны во внеурочной, исследовательской деятельности, то риски их попадания в деструктивные группы минимальны», — говорит она RT.

    Психолог рассказал, что после лекций о вреде курения, наркотиков, нередки случаи, когда психолог сталкивается с эффектом «запретного плода», когда дети начинают, наоборот, интересоваться деструктивными явлениями. Также может произойти и после профилактических бесед об экстремизме.

    При этом Бабаева отмечает, что проблемы национализма у современных школьников нет. По её мнению, детям, особенно учащимся Москвы, очень интересно познакомиться с культурой других народов.

    «Недавно у нас в школе был фестиваль национальностей. Каждый класс представлял какую-то страну: Азербайджан, Армению, Украину, Беларусь и другие, — говорит она. — Дети были в восторге! Они готовили национальные блюда стран, танцевали народные танцы, пели песни. Это было настолько ярко, настолько они сильно в это вложились, что даже речи и не шло о национализме».

    Профилактика экстремизма в школах — это распространённая мировая практика. Такую деятельность психологи осуществляют в Японии, Китае, в некоторых штатах США и ряде земель Германии.

    ПравдаИнформ
    https://trueinform.ru