ПравдаИнформ: Напечатать статью

Постой, паровоз!

Дата: 26.05.2017 13:24

Почему Украина решила оборвать железнодорожное сообщение с Россией

Отправление поезда н…

Отправление поезда на Украину с Киевского вокзала. | Фото: Надалинский Евгений / «Коммерсантъ»


Украинские СМИ сообщили, что власти страны с 1 июля могут полностью прекратить железнодорожное пассажирское сообщение с Россией. Хотя официально эти сведения поспешили опровергнуть, по данным некоторых источников, Киев полным ходом ведет подготовку к принятию соответствующего решения. В частности, уже выбран формальный предлог для его реализации. Какими могут быть последствия полной отмены поездов украинской стороной — разбиралась «Лента.ру».

Меняем авиасообщение на Кубань!

Сегодня даже без дополнительных санкций попасть с Украины в Россию на общественном транспорте — задача, мягко говоря, нетривиальная. Как известно, авиационное сообщение между странами было прекращено еще осенью 2015 года, тоже по инициативе Киева. Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, на котором лежит ответственность за главные антироссийские действия, тогда предложил ввести санкции против российских авиакомпаний, которые, по мнению ведомства, «незаконно осуществляли полеты в оккупированный Крым». Президент Петр Порошенко не замедлил одобрить это решение под аплодисменты «патриотических» кругов. А буквально на следующий день последовал симметричный ответ Москвы: Росавиация закрыла российское небо для украинских авиакомпаний.

Что характерно, Киев до сих пор принципиально не идет на диалог о возможном пересмотре решения. Более того, украинские чиновники выступают с откровенно провокационными заявлениями, которые делают невозможными любые переговоры. «Мы восстановим авиасообщение с Россией только после возвращения Крыма, востока Украины и, надеюсь, Кубани, а также других территорий, захваченных Россией (некоторые украинские чиновники считают украинскими землями Брянскую, Воронежскую и Ростовскую области — прим. «Ленты.ру»)», — заявил[1] журналистам министр инфраструктуры Владимир Омелян в начале мая.

А ведь еще несколько лет назад между Украиной и РФ выполнялось 100-125 авиарейсов в неделю, причем около 70 процентов пассажиропотока формировали украинцы. Поддержало ли население страны данную инициативу властей? Отнюдь нет, ведь, согласно последним официальным данным[2], самым популярным международным направлением из киевского аэропорта Жуляны все это время является «транзитный» Минск. Из столицы Белоруссии — и это ни для кого не секрет — украинцы отправляются по своим делам в Россию.

В общем, получилось все как всегда: в стремлении насолить Москве украинские власти организовали лишние хлопоты, в том числе и финансовые, своим гражданам. И это уже не говоря о тех проблемах, которые принял на себя бизнес и госбюджет. В 2015 году тогдашний министр инфраструктуры Андрей Пивоварский подсчитал, что потери госпредприятия по обслуживанию воздушного движения Украины («Украэрорух») от «авиационной войны» с Россией составят 25-30 миллионов евро в год. А крупнейшая авиакомпания Украины МАУ (принадлежит структурам бизнесмена Игоря Коломойского) оценила свои потери в 10 миллионов долларов, сразу же честно предупредив, что будет «отбивать» их с помощью роста цен на другие направления. Можно предположить, что с отменой железнодорожных перевозок все получится аналогичным образом.

Отыграемся на пассажирах

Между Россией и Украиной уже нет прямых поездов российского формирования. Еще в 2014 году, сразу после референдума в Крыму и начала гражданской войны в Донбассе, Москва решила лишний раз не рисковать российскими пассажирами и резко сократила число «украинских» составов — как транзитных, так и прямых. По прошествии времени можно сказать, что решение было вполне обоснованным: предсказать, какую свинью может в любой момент подложить украинская власть (не говоря уже о радикалах) на пути следования российских поездов, невозможно. Кроме того, как известно, Россия строит[3] железную дорогу в обход Украины, и этот проект будет реализован даже раньше намеченных сроков — уже в августе этого года.

Так что железнодорожные перевозки между странами, которые есть сейчас, полностью курирует Украина. Конечно, и объемы, и организация сообщения сейчас уже не те, что были в 2013 году, но масштаб их по-прежнему значителен. По данным бывшего заместителя министра транспорта Украины Александр Кавы, «Укрзализниця» («Украинские железные дороги») зафиксировала очередное снижение пассажиропотока на железнодорожном транспорте между Украиной и Россией более чем на 60 процентов за 2016 год. Однако даже после этого трафик составляет почти 2 миллиона человек ежегодно.

Немаловажным здесь является и финансовый аспект: украинская компания за билеты в Россию, как говорится, дерет три шкуры. В среднем стоимость плацкарты вполне коррелирует со стоимостью авиабилета (во времена, когда самолеты еще летали), а о купе и думать страшно. «Это очень выгодные для Украины перевозки, ведь они совершаются составами украинского формирования. Цена в четыре раза выше внутриукраинского тарифа! И, даже несмотря на неполную загрузку составов, эти перевозки выгодны», — комментировал[4] прессе Кава. Получается, что по сути именно доходы на российском направлении способствуют наполнению бюджета «Укрзализници» и позволяют удерживать от развала всю железнодорожную систему Украины.

Нельзя не отметить и моральный фактор: откровенно унизительные условия для пассажиров украинских поездов, следующих в Россию. Лишь на некоторых составах (например, Киев — Москва, Харьков — Москва) сохраняется подобие приличий. А вот поезд Харьков — Санкт-Петербург — испытание не из легких для тех, кому по каким-либо причинам необходимо им воспользоваться. Для его формирования используют самые старые вагоны с неработающими туалетами, разбитыми окнами и прочими «прелестями» такого рода. К тому же этот состав идет транзитом через Белоруссию, из-за чего время в пути составляет около 30 часов, а стоит такое «удовольствие» примерно 100 долларов за плацкарту и 150 долларов — за купе. Такое впечатление, что есть негласное распоряжение Киева специально унижать людей, которые отправляются к «агрессору», — так постмайданные власти называют Россию.

Киев опровергает, но…

Согласно информации СМИ, предлог для прекращения железнодорожного сообщения выбран практически такой же, как в случае с самолетами, только вместо Крыма Киев использует Донбасс. Как сообщают источники, РЖД задумали обвинить в нежелании прекратить пассажирские перевозки в Россию из зоны боевых действий — в частности, из Донецка, что якобы «нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины». Тут не обошлось[5] без казуса: оказалось, что электрички Донецк — Таганрог, из-за которой переволновались в Киеве, нет в природе (есть поезд в этом направлении из Таганрога до станции Успенская, но это российская территория).

Официально Киев опровергает намерения прекратить железнодорожное пассажирское сообщение с Россией в ближайшее время. Профильный министр Владимир Омелян заявил, что вопрос прекращения железнодорожного или автобусного пассажирского сообщения Украины с Россией правительством Владимира Гройсмана вообще не рассматривался. Однако чиновник при этом не удержался[6] от личного замечания о том, что любое сообщение с Россией действительно следовало бы давно блокировать. С категорическим опровержением выступила[7] и «Укрзализниця», но это может быть лишь импульсивной реакцией на утечку информации. В таких вопросах дыма без огня не бывает.

Интересно, что эта инициатива на самом деле может быть результатом чисто украинских разборок за ресурсы и влияние. Дело в уже упомянутых доходах от российского направления, лишившись которых «Укрзализниця» окажется в весьма печальном положении, а это сразу же скажется в других аспектах — как чисто инфраструктурных, так и политических. К тому же по любопытному совпадению 5 июня заканчивается срок действия контракта главы компании — поляка Войцеха Бальчуна, и можно не сомневаться, что сейчас идет ожесточенная подковерная схватка[8] за то, останется ли он на посту, а если нет — кто будет контролировать предприятие после него. Ситуация усугубляется тем, что Бальчун имеет серьезный публичный конфликт с министром инфраструктуры Омеляном, из-за которого не так давно главу «Укрзализници» пришлось специальным указом перевести в подчинение лично премьер-министру страны.

Нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор, хотя Киев принципиально его игнорирует. Конечно, полностью блокировать транспортное сообщение с Россией невозможно, как невозможно, например, запретить российские социальные сети. Если решение о запрете поездов все же примут, моментально появятся транзитные маршруты через ту же Белоруссию, как в случае с авиасообщением. Кроме того, из Харькова, Днепропетровска (переименован Радой в Днепр), Запорожья организовано достаточное количество автобусных рейсов в ключевые города России (Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Ялту, Ростов) на любой вкус и кошелек. Это комфортнее и существенно дешевле поездов. Однако недовольных все равно будет достаточно, чтобы спровоцировать лишний виток социальной напряженности.

Есть еще один косвенный признак того, что вопрос о прекращении железнодорожного пассажирского сообщения с Россией Киев все же рассматривает. Тем же указом, которым СНБО Украины и президент Порошенко запретили «ВКонтакте» и «Одноклассников», против России были введены и частичные железнодорожные санкции. В частности, Киев запретил[9] перевозку всех грузов и пустых вагонов, в том числе транзит по территории Украины, для ряда компаний-собственников из РФ. Сейчас российские компании в ускоренном темпе перегоняют свои вагоны на родину, а для Украины это получился очередной и вполне типичный выстрел в свою же ногу. Ведь «Укрзализнице» и раньше катастрофически не хватало вагонов для нужд промышленности и энергетики (к примеру, для перевозки угля), а о том, какие взятки нужны[10], чтобы выбить лишний состав, в среде бизнеса ходят настоящие легенды. Теперь без тысяч российских вагонов ситуация в отрасли еще более усугубится, зато Киев получит удобный рычаг для того, чтобы помогать «правильному» бизнесу и топить «неправильный». Было бы странно, если бы главные антироссийские «фронтмены» — в частности, секретарь СНБО Александр Турчинов, рассматривая ситуацию с грузовыми вагонами и накладывая железнодорожные санкции, оставили без внимания пассажирские перевозки.

Николай Подгорный (Киев)

lenta.ru/articles/2017/05/26/stop_parovoz/
26.05.2017, 00:12




Ссылки

[1]

Омелян: "Восстановим с Россией авиасообщение, когда вернут Кубань" - KP.UA
10 мая, 11:12

kp.ua/politics/575308-omelian-vosstanovym-s-rossyei-avyasoobschenye-kohda-vernut-kuban

[2]

Киевский аэропорт увеличил пассажиропоток на 90% / Новости / Finance.UA

news.finance.ua/ru/news/-/401237/kievskij-aeroport-uvelichil-passazhiropotok-na-90

[3]

Железную дорогу в обход Украины построят к августу: Общество: Россия: Lenta.ru
29 апреля 2017, 18:17

lenta.ru/news/2017/04/29/obhod/

[4]

РосСМИ сообщили, что Украина может запретить пассажирские поезда в Россию - Новости транспорта - Грузовые перевозки ограничило решение СНБО, подписанное президентом на прошлой неделе | СЕГОДНЯ
2017-05-25T09:00:21+03:00

segodnya.ua/economics/transport/rossmi-soobshchili-chto-ukraina-mozhet-zapretit-passazhirskie-poezda-v-rossiyu-1024039.html

[5]

РЖД: Россия и Донецк не связаны пригородными поездами - Известия
25 мая 2017, 11:09

izvestia.ru/news/715787

[6]

В Киеве ответили на слухи о прекращении железнодорожного сообщения с Россией: Украина: Бывший СССР: Lenta.ru
25 мая 2017, 11:08

lenta.ru/news/2017/05/25/poezda/

[7]

"Укрзализныця" опровергла данные о прекращении сообщения с РФ | РИА Новости Украина
18.05.2017, 13:34 (22.05.2017, 15:18)

rian.com.ua/society/20170518/1024159085.html

[8]

zn.ua/UKRAINE/kontrakt-s-balchunom-zakanchivaetsya-v-iyune-2017-goda-omelyan-237649_.html

[9]

Украина ввела санкции против РФ на железной дороге - Korrespondent.net
Корреспондент.biz, 22 мая 2017, 12:04

korrespondent.net/business/economics/3854090-ukrayna-vvela-sanktsyy-protyv-rf-na-zheleznoi-dorohe

[10]

Пропускная неспособность. Почему Украине зимой может не хватить угля - ФОКУС
Евгений Гордейчик 25.10.16

focus.ua/money/359354/

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru