ПравдаИнформ: Напечатать статью

ФБР против товарища Чарли Чаплина.

Дата: 14.01.2018 07:09

antizoomby.livejournal.com 14.01.2018 07:29

.jpg

В сентябре 1952 года Чарли Чаплин (1889-1977) оглянулся на Нью-Йорк с борта корабля «Королева Елизавета». Он отправлялся в Европу, чтобы представить континенту свой новый фильм «Месье Верду». На корабле Чаплин узнал, что правительство США разрешит ему вернуться в страну, где он прожил три десятилетия, если он пройдёт через расследование Службы иммиграции и натурализации по поводу его морального и политического облика. „Прощайте“, – сказал Чаплин с палубы корабля. Он отказался проходить через расследование. Он не вернётся в США до 1972 года, когда Академия кинофильмов вручит ему «Оскар за прижизненные достижения».

Почему правительство США изгнало Чаплина? ФБР – политическая полиция США – следило за Чаплином с 1922 года, подозревая его в связях с Коммунистической партией США (КПСША). Дело Чаплина – размером 1900 страниц – наполнено инсинуациями и клеветой, поскольку агенты с излишним усердием допрашивали его коллег и врагов, чтобы найти хоть какой-нибудь намёк на связь с коммунистами. Они ничего не нашли. В декабре 1949 года, например, агент в Лос-Анджелесе написал: „нет свидетелей, которые могли бы утверждать, что Чаплин был членом КП в прошлом, сейчас член КП или вносил средства в КП“.

Кроме обвинений в коммунизме, Чаплин столкнулся с обвинениями в «отвратительном характере» за нарушение Закона Манна – Закона о торговле белыми рабами 1910 года. Чаплин оплатил путешествие своей подруги Джоан Берри через границу. В 1944 году Чаплина признали невиновным в этих обвинениях. В последствии, в нескольких воспоминаниях и исследованиях было показано, что Чаплин сурово относился к многочисленным своим жёнам (многие из них были подростками) и вообще был безжалостным по отношению к женщинам (Питер Акройд в своей книге 2014 года описал подробности). В 1943 году Чаплин женился на дочери драматурга Юджина О'Нила – Уне. Ей было 18, а Чаплину – 54. У них родилось восемь детей. Уна покинула США вместе со своим мужем и была с ним, когда он умер в 1977 году. Жизнь Чаплина была жуткой, особенно из-за его охоты на молодых девочек (его второй жене Лите Грей было 15, а ему – 35, когда он женился на ней). Директор ФБР Эдгар Гувер собрал много материалов на эту тему, но их оказалось недостаточно для депортации Чаплина.

Какой дым от огня чаплинской политики попал в нос Гувера? С 1920 года стало ясно, что Чаплин симпатизирует левым. В том году Чаплин сидел с Бастером Китоном – знаменитым актёром немого кино – выпивая пиво на кухне Китона в Лос-Анджелесе. Чаплин был на вершине успеха. Вместе с Дугласом Фэрбенксом, Мэри Пикфорд и Д.У. Гриффитом Чаплин основал United Artists – компанию, которая порвала со студийной системой, чтобы предоставить этим четырём актёрам и режиссёрам контроль над их работой. Затем Чаплин снял фильм «Малыш» (1921) – один из лучших своих фильмов и почти полностью основанный на его детстве. Китон рассказал, что Чаплин говорил „о чём-то, что он называл коммунизмом, о котором он только что-то слышал“. «Коммунизм», – как со слов Китона говорил Чаплин, – „собирается всё изменить, отменить бедность“. Чаплин ударил по столу и сказал: „Я хочу, чтобы у каждого ребёнка было достаточно еды, обувь на ногах и крыша над головой“. Китон ответил небрежно: „Но Чарли, ты знаешь кого-нибудь, кто не хочет этого?“

Чаплин приехал в США сразу после Русской Революции. Он видел растущие уровни безработицы и бедствий в США – количество безработных выросло с 950 тыс. в 1919 году до 5 млн. в 1921 году. Это было время великой классовой борьбы: с одной стороны – Рейды Палмера, проводимые правительством против коммунистов; а с другой – всеобщая забастовка в Сиэтле и Битва у горы Блэр, когда восстали шахтёры округа Логан в Западной Вирджинии.

Немые фильмы Чаплина объединены фигурой «бродяги» – культового бедняка в современном капиталистическом обществе. „Я похож на человека, которого всегда преследует дух, дух бедности, дух лишений“, – говорил Чаплин. Именно это каждый видит в его фильмах от «Бродяги» (1915) до «Новых времён» (1936). „Вся суть «маленького человека», – сказал Чаплин в 1925 году о роли бродяги, – „что бы не сваливалось на его задницу, как бы шакалы не разрывали его на части, он всегда остаётся достойным человеком“. Рабочий класс, бедные рабочие – люди большой находчивости и большого достоинства – их не забить и не задразнить. Чаплинское сочувствие к рабочему классу вошло во все его самые знаменитые немые фильмы.

На этом Чаплин завоевал популярность, и его точка зрения обеспокоила ФБР. „Есть мужчины и женщины в дальних уголках мира, которые никогда не слышали об Иисусе Христе, но они знают и любят Чарли Чаплина“, – написано в одной статье, которую выделил и вырезал агент ФБР, чтобы подшить к делу Чаплина. Явная чаплинская критика капитализма произвела впечатление на народы мира и напугала ФБР. „Я не хочу старый грубый индивидуализм“, – сказал Чаплин в ноябре 1942 года, – „грубый для немногих и поношенный для многих“.

Большой недостаток его фильмов – изображение женщин. Они всегда страдают от бедствий, или богатые женщины желанны бедными мужчинами. Мало «достойных женщин», женщин, которые сражались за свои права. На самом деле, многие немые фильмы США и Англии унижали движение суфражизма: от «Дня из жизни суфражистки» (1908) до «Занятого дня» (1914), который сначала назывался «Воинственная суфражистка». В последнем фильме, длительностью всего 6 минут, Чарли Чаплин сыграл суфражистку – невоспитанную и утонувшую.

Этот фильм появился в том же году, когда Сильвия Панкхёрст (1882-1960) основала Восточно-лондонскую федерацию суфражизма для объединения суфражизма и социализма. Панкхёрст, в отличие от Чаплина, вступила в Коммунистическую партию в 1920 году и стала автором Конституции британских советов. Затем она вышла из Коммунистической партии, но до конца жизни оставалась преданной коммунисткой и антифашисткой. Если бы не сексизм, Чаплину ничего не мешало бы славить таких своих современниц как Панкхёрст, Джоан Бошамп (ещё одна суфражистка и основательница Коммунистической партии Британии), её сестра Кэй Бошамп (которая основала Daily Worker, сейчас Morning Star) и Фанни Дикин.

Непосредственно в орбиту системной левой политики Чаплина подтолкнул подъём фашизма. Он был очень взволнован распространением нацизма в Европе. Фильм Чаплина «Великий диктатор» (1940) стал сатирой на фашизм – этот фильм должен посмотреть каждый человек нашего времени. Через два года после появления фильма, Чаплин отправился в Нью-Йорк, чтобы выступить на съезде «Фронта артистов за победу в войне», организованном коммунистами. 16 октября 1942 года Чаплин вышел на сцену Карнеги-холла и обратился к собравшимся со словом «товарищи», сказав, что коммунисты – „обычные люди, которые как и мы любят красоту, и любят жизнь“. Затем Чаплин высказал самое чёткое свое заявление о коммунизме: „Они говорят, что коммунизм может распространиться по всему миру, и я говорю: так что же?“ (Daily Worker, 19 октября 1942 года). В декабре 1942 года Чаплин сказал: „Я не коммунист, но я горжусь, что чувствую себя довольно прокоммунистическим“.

Чаплин был впечатлён принципиальной и неуступчивой позицией коммунистов против фашизма: во время Гражданской войны в Испании и на Восточном фронте против нацистского вторжения в СССР. В 1943 году Чаплин назвал СССР «смелым новым миром», который дал „надежду и стремление обычному человеку“. Он надеялся, что СССР „будет становиться великолепнее год за годом. Теперь, когда агония рождения заканчивается, пусть красота его роста будет вечной“. Когда, через десятилетие, его спросили, почему он так озвучивал свою поддержку СССР (включая, его выступление на таких коммунистических фронтах как Национальный совет американо-советской дружбы и Военная помощь России), Чаплин сказал: „во время войны я симпатизировал России, потому что считал, что от неё зависел фронт“. Эта симпатия сохранилась на всю его жизнь.

Чаплин не понял опасности эры Холодной войны в США. Но в 1947 году он сказал журналистам: „В эти дни, если вы сойдёте с тротуара левой ногой, они обвинят вас в коммунизме“. Чаплин не отступил от своих убеждений и не предал своих друзей. На той же пресс-конференции его спросили, знает ли он австрийского музыканта Ганса Эйслера, который был коммунистом и написал музыку для многих пьес Бертольда Брехта. Он бежал из нацистской Германии в США, чтобы работать в Голливуде. Эйслер сочинял песни для Коммунистической партии (он написал также музыку для гимна Германской Демократической Республики – «Возрождённая из руин»). Чаплин выступил в его защиту. Когда на пресс-конференции 1947 года его спросили о связи с Эйслером, Чаплин ответил, что Эйслер „мой близкий друг, и я горжусь этим фактом… Я не знаю, коммунист он или нет. Я знаю, что он прекрасный художник, великий музыкант и очень чуткий друг“. Когда его спросили, будет ли иметь для него значение, если он узнает, что Эйслер – коммунист, он ответил: „Нет, не будет“. Ему потребовалось немало мужества, чтобы защищать Ганса Эйслера, которого через несколько месяцев депортировали из США.

Когда Чаплин умер в Швейцарии в декабре 1977 года, его оплакивали все и повсюду. В Калькутте, где к власти только что пришло правительство Левого Фронта, художники и политические активисты собрались на другой день после его смерти, чтобы почтить его память. Поминальное собрание вёл бенгальский кинорежиссёр Мринал Сен. В 1953 году Сен написал книгу о Чаплине, которую иллюстрировал Сатьяджит Рай. В это время ни Сен, ни Рай не сняли ещё ни одного из своих культовых фильмов. „Без морального оправдания“, – сказал Сен на том поминальном собрании, – „кино – нелепость, зверство и поругание. Это общественная деятельность. Это человеческое творение“. Разрыв между искусством и политикой не должен быть слишком большим, – предупреждал Сен. Он думал о фильмах Чаплина, а также и о своих фильмах. В то время он снимал фильм «Один день, каждый день», в котором рассказывается о женской эмансипации. В нём Сен вышел за пределы Чаплина. В его коммунизме были и женщины.



Источник: The FBI vs. Comrade Charlie Chaplin, Vijay Prashad, counterpunch.org, July 28, 2017.

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru