ПравдаИнформ: Напечатать статью

Социализм или варварство: размышления о глобальном хаосе.

Дата: 08.05.2018 20:23

antizoomby.livejournal.com 08.05.2018 21:15

socialism-768x348

В октябре 2017 года председатель американской Партии Социалистического Равенства Дэвид Норт прочитал лекцию о столетии Октябрьской революции в шотландском колледже Святого Эндрюса. Перед этой лекцией у него взял интервью Адам Стромм – главный редактор St Andrews Economist – официального издания Экономического общества Святого Эндрюса. Мы представляем стенограмму этого интервью, которая была опубликована на веб-сайте этого журнала (thestandrewseconomist.com) 26 ноября 2017 года.

Общий обзор.

Адам Стромм: Расскажи немного о себе, как ты начал участвовать в социалистической политике.
Дэвид Норт:
Моё поколение политически радикализировалось в 1960-х. Конечно, на моё поколение глубоко повлияла война во Вьетнаме. Но, на более фундаментальном уровне, эта радикализация возникла из-за ужасов фашизма и Второй мировой войны. Десятки миллионов убитых, истребление евреев и сброс США двух атомных бомб на беззащитные города оказали на нас большое влияние. Эти исторические события сформировали нашу точку зрения на мир.

На этом историческом фоне жестокая война, развязанная США против Вьетнама, полностью дискредитировала либеральный антикоммунизм. Заявления о том, что США защищают «свободный мир», широкие слои студенческой молодёжи считали ложью. Молодёжь начала искать альтернативу капитализму и империализму, и социализм становился всё более и более популярным. Но что такое социализм? Был пример Русской революции, но реальность сталинской диктатуры заставила многих сомневаться в жизнеспособности такой революции. Вот почему судьба революции стала центральным вопросом. На этот вопрос можно было ответить, изучая историю борьбы Троцкого против сталинизма, читая такие его книги как «Преданная революция». Нам было ясно, что сталинизм и бюрократическая диктатура не являются неизбежным результатом социалистической революции. Изучение этих книг привело меня к марксизму и троцкизму.

А.С.: Каковы цели Партии Социалистического Равенства, и как эта партия развивалась?
Д.Н.:
Партия Социалистического Равенства поддерживает политическую солидарность с Международным комитетом Четвёртого Интернационала. Четвёртый Интернационал основан Львом Троцким в 1938 году в ответ на сталинское предательство Октябрьской революции и мировой социалистической революции. Американское троцкистское движение возникло из-за этого исторического раскола. Наша цель – замена нынешней капиталистической системы, установленной в США и в мире, на демократический контроль над средствами производства и научное планирование. Мы твёрдо убеждены, что таким образом рабочий класс построит экономическую систему, основанную не на стремлении отдельных людей к богатству и прибыли, а на искоренении бедности и построении подлинной политической демократии. И при этом, рабочий класс сможет устранить причины войн, политических репрессий и всех форм подавления истинных и гуманных ценностей и стремлений.

Теоретический анализ.

А.С.: Почему капитализм – проблемная система? Можно ли её реформировать? Если нет, то почему?
Д.Н.:
Марксистская материалистическая концепция истории рассматривает капитализм в контексте борьбы человека с природой ради своего выживания. Рабство, феодализм, «азиатский способ производства» и капитализм – этапы исторического развития производительных сил человечества. Капитализм основан на эксплуатации рабочего класса. Создание прибыли – отбор прибавочной стоимости у рабочего класса. Хотя теория Маркса о прибавочной стоимости оспаривается, каждый капиталист понимает, что рентабельность зависит от труда рабочего класса. Тенденция снижения уровня прибыли связана с развитием производительных сил. Стремление капиталистов компенсировать эту тенденцию приводит, в свою очередь, к более высоким уровням эксплуатации и к усилению классовой борьбы.

Современная классовая борьба развивается в рамках глобальной экономики, которая определяется международно-интегрированным производством и торговлей. Всё сложнее определить, где произведён какой-либо товар. Противоречие между глобальным характером производительных сил и устаревшей системой национальных государств политически проявляется в виде возрождения шовинистического экстремизма, преследования беженцев и растущей опасности Третьей мировой войны. Советский Союз разрушен в 1991 году. В течение 25 лет мы увидели, что капитализм смог сделать без социалистической угрозы. И мы увидели возрождение фашистских симптомов. Эти симптомы – признаки коренной экономической болезни. А причина этой болезни – частная собственность на средства производства и националистическая политическая система, которая несовместима с глобализированной экономической системой.

Сегодня каждое государство ведёт ожесточённую борьбу за выживание: противодействуя соседним экономическим политикам, ведя торговые и валютные войны, преследуя мигрантов и т.п.. Всё это доказывает банкротство капиталистической системы. Можно ли её реформировать? Нет. Националистическая реформистская политика доминировала во всех странах после Второй мировой войны. После двух войн буржуазия оказалась на краю пропасти! Поэтому было создано множество механизмов, которые пытались сдержать кризис. Но все они проваливались. К 1971 году рухнула бреттон-вудская система, основанная на привязке доллара к золоту. Затем появились другие денежные системы, но капиталистические противоречия неизменно приводили к кризисам. И сейчас мы находимся в разгаре очередного кризиса.

А.С.: Марксизм и социализм, в общем плане, являются политически мощными и, в то же время, спорным теориям с точки зрения СМИ, которые искажают и извращают информацию о них, так как многие народные движения используют их в своей борьбе. Что для тебя значат марксизм и социализм, и в чём твоё мнение отличается от распространённого мнения?
Д.Н.:
Во-первых, существует известная поговорка: «Если геометрические аксиомы будут влиять на экономические интересы, то их отменят». Марксизм оспаривается, потому что он выдвинул теорию истории, которая утверждает, что любой экономический режим временен. Марксизм, черпая вдохновение в Гегеле, показывает, что всё, существующее в данный момент, может погибнуть. Всё, что однажды приходит в этот мир, умирает. Но, в отличие от гегельянства, марксизм не просто пророчит смерть. Он раскрывает реальные экономические противоречия, которые порождают кризисы и условия для социалистической революции. Это анафема для буржуазии. Она не хочет слушать, что её дни сочтены.

В частности, марксистская теория истории говорит, что капитализм невечен, раскрывая противоречия социально-экономических процессов. Он не утверждает, что социализм неизбежен – в том смысле, что социализм наступит автоматически, без активности людей и политической борьбы. Он утверждает, что отмена частной собственности на средства производства предсказывается объективными экономическими процессами и неизбежной социализацией капитала. Впервые слово «социализм» начал использовать Лоренц Штейн в 1820 году. Он описывал его так: «систематическая наука о социальном равенстве». Революционная роль рабочего класса определяется его объективным местом в системе производства.

А.С.: Будучи социалистом, что ты говоришь критикам реального социализма, который сваливался в авторитарный режим, как было в СССР и Китае?
Д.Н.:
Да, это законный вопрос. Любой, кто интересуется социализмом и ищет выход из капитализма, конечно, задаётся вопросом: что случилось с Советским Союзом? Если кто-то хочет посвятить свою жизнь улучшению мира, он не может не спросить себя: что если я стремлюсь к дурацкому раю? Если говорить о Советском Союзе, ответ состоит в том, что произошла социалистическая революция. Но затем произошла националистическая и бюрократическая контрреволюционная реакция, которая привела к созданию сталинского режима. Сталинизм несёт ответственность за уничтожение многих лидеров мировой социалистической революции.

Главный вопрос: возник ли сталинизм из большевизма и ленинизма, или Сталин извратил большевизм и принципы Октябрьской революции? Ответ можно найти в вопросе: была ли борьба против него в процессе вырождения? Здесь не нужно гадать. В 1923 году возникла левая оппозиция под руководством Троцкого, которая систематически критиковала бюрократизацию государства и Коммунистической партии. В 1924 году Сталин и Бухарин выдвинули программу «построения социализма в одной стране». Т.е. социализм можно построить в одной России, независимо от социалистических революций в других странах. Другие революции приветствуются, но не обязательны.

Троцкий, опираясь на марксистскую традицию, утверждал, что программа националистической экономической автаркии несовместима с социализмом. Ленинская ориентация на власть в 1917 году определялась не только российскими, но и международными условиями, возникшими после Первой мировой войны. Троцкий призывал к свержению сталинского режима. Он осуждал контрреволюционную роль бюрократии. Он предупреждал, что без политической революции политика сталинского режима приведёт, в конце концов, к разрушению СССР. Он оказался прав.

А.С.: Чем троцкизм – теоретические доктрины Льва Троцкого, которых придерживается твоя партия – отличается от ленинизма, сталинизма и маоизма?
Д.Н.:
Троцкий и Ленин представляют классическую марксистскую традицию. Это материалистическая традиция, которая абсолютно враждебна всем формам философского иррационализма и говорит об исключительной революционной роли рабочего класса. Сталинизм, маоизм и т.п. – националистические извращения марксизма. Иными словами, националистическая форма марксизма – это по сути антимарксизм. В Советском Союзе сталинизм использовал марксистскую терминологию для оправдания узурпации власти. А Ленин и Троцкий использовали марксизм в качестве инструментов социально-экономического анализа и политической ориентации.

Современные события.

А.С.: Покойный демократически избранный лидер Венесуэлы Уго Чавес успешно участвовал в выборах и побеждал, выдвинув программу «Социализма XXI века». Однако после его смерти многие левые, включая Ноама Хомского, обвинили правительство Венесуэлы в использовании авторитарных мер. Что ты скажешь о нынешней ситуации в Венесуэле и о точке зрения СМИ?
Д.Н.:
Венесуэла, несомненно, дестабилизируется США. Мы испытали позор, когда New York Times поспешно опубликовала в 2000-х редакционную статью с радостным сообщением об антиправительственном путче. Но преступления США не могут оправдать буржуазные режимы в этих странах. Перефразируя Маркса, как мы не можем описывать людей их собственными словами, так мы не можем описывать Венесуэлу терминами, которые выдвигает её правительство, особенно касательно социализма. Во многих странах со слабой национальной буржуазией, которая оказалась между двумя мощными силами (рабочим классом и иностранным империализмом), правящая элита часто использует социалистическую терминологию для завоевания народной поддержки. Программа Чавеса должна была временно финансироваться за счёт больших цен на нефть.

Но его программа национального «псевдосоциализма» оказалась иллюзией. Социализм зависит от международной организации производительных сил. Боливарианская революция и другие левые режимы, которые основываются на национальных программах, но не дают рабочему классу создать свои органы власти, не могут считаться социалистическими. Поэтому наша принципиальная поддержка потенциальных перспектив рабочего класса в Венесуэле и Латинской Америке не должна считаться поддержкой режима. Ну, разумеется, освещение событий в Венесуэле глобальными, а особенно нашими СМИ чрезвычайно ужасно.

А.С.: Кроме работы в Партии Социалистического Равенства, ты работаешь главным редактором World Socialist Web Site (WSWS), который сталкивается сейчас с суровой цензурой Google, Facebook и других интернет-корпораций. Почему эти корпорации включили вас в свой чёрный список?
Д.Н.:
В 2018 году мы будем отмечать 20-летие WSWS. Мы можем прямо сказать, что Международный комитет быстро осознал революционный потенциал коммуникационных технологий. Мы обратили на это внимание, и в 1997 году решили заменить нашу традиционную газету интернет-сайтом, который сейчас называется WSWS. За эти 20 лет мы набрали большую читательскую аудиторию своими революционными социалистическими публикациями. В последние 6 месяцев мы заметили резкое сокращение читателей, которые попадают к нам через поисковик Google. Это число сократилось на 70%. Google изменил механизм поиска, преследуя так называемые «фальшивые новости». Этот термин сам по себе фальшив, и используется для репрессий против таких сайтов как наш.

А.С.: В начале этого месяца ты взял интервью у радикального журналиста Криса Хеджеса. Каково, по его и твоему мнению, состояние американской политики, и как изменились твои взгляды на развитие человечества в XXI веке?
Д.Н.:
Трамп – продукт больной политической, общественной и культурной обстановки. В этом не должно быть никаких сомнений. Хиллари Клинтон – тоже продукт той же самой болезни. Многие люди, следившие за этими выборами, быстро понимали, что это два самых непопулярных кандидата, среди всех кандидатов в президенты за полвека американских выборов. Полвека постоянного распада – это беспрецедентный итог.

Кто такой Трамп? Троцкий однажды раскритиковал теорию «плохого Гитлера», которая утверждала: «если Гитлер исчезнет, Европа расцветёт как сад». Трамп – продукт коррумпированного рынка недвижимости Нью-Йорка, Уолл-Стрит, азартного бизнеса Лас-Вегаса и т.д.. Соберите всё это вместе и получите чудовище по имени Дональд Трамп. Он – олицетворение прихода к власти современной «люмпен-буржуазии».

Трамп также олицетворяет два взаимосвязанных и очень опасных процесса. Один из них – шокирующее общественное неравенство. Со времени прихода к власти Рейгана произошёл колоссальный рост общественного неравенства, а концентрация богатства в руках 1%, 0,1% и 0,01% достигла немыслимого уровня. Сейчас олигархия контролирует огромное богатство, а это противоположность демократии. И поскольку олигархи захватили огромную власть, разрушилась традиционная власть либеральных институтов, и, в частности, огромную власть получили военные и шпионские агентства США. Обе политические партии оказались во власти этого явления. Демократическая партия открыто сотрудничает с Уолл-Стрит и военно-шпионскими кругами.

Поскольку огромная доля богатства сконцентрировалась на самом верху, высшие 10% начали завидовать им, что выразилось в появлении псевдолевых и идеологии «политики идентичности». Сексуальная ориентация, пол, национальность и раса составляют основу «дискурса» политики идентичности, которая является идеологической основой реакционной политики среднего класса. На самом деле, они хотят лишь увеличить своё богатство и получить больше власти. По-моему, в этой политике нет ничего прогрессивного. Она уродлива, эгоистична и мстительна. Но, как и следовало ожидать, она нашла огромную и восторженную поддержку среди политологов и социологов.

А.С.: Что заставляло тебя несколько десятилетий заниматься политическим активизмом? Какой твой опыт может помочь активистами и всему обществу?
Д.Н.:
Меня заставляла сама жизнь. Каждый сознательный человек хочет разобраться в этом мире, и марксисты пытаются найти решение существующих проблем, понимая огромную опасность, с которой сталкивается общество.

Какой опыт? Нужно изучать опыт всего XX века. Изучать троцкизм и СССР. Нужно спросить себя: как избежать повторения катастроф XX века? Ведь эти катастрофы повторяются, и человечество не может от них избавиться. XX век стал веком революций и контрреволюций. Октябрьская революция стала первой попыткой человечества взять в свои руки свою судьбу с помощью коренной перестройки социально-экономических основ общества. Но мы знаем, что великие исторические изменения нелегко осуществить.



Источник: Socialism or Barbarism: Reflections on Global Disorder, wsws.org, February 06, 2018.

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru