ПравдаИнформ: Напечатать статью

Скандал на выставке в Сахаровском центре: разговор не о томатном соке, а о лицемерии

Дата: 30.09.2016 18:21

Анастасия Алексеева; Александр Цупило

В Сахаровском центре – скандал с продолжением: художник Антон Беликов облил краской несколько фотографий, выставленных в рамках проекта «Прямой взгляд». На снимках были изображены украинские военные в ходе боевых действий в Донбассе. Репортер ФАН-ТВ выслушал обе стороны конфликта.

Скандал на выставке в Сахаровском центре: разговор не о томатном соке, а о лицемерии (ФАН-ТВ) - YouTube – 30 сент. 2016 г.

Полиция Москвы начала проверку по факту вандализма – неизвестный залил краской из баллончика работы победителей конкурса фотографий «Прямой взгляд» Александра Васюковича и Сергея Лойко. Снимки посвящены вооруженному конфликту на Украине и выставляются в Сахаровском центре. Тема проекта – проблемы взаимоотношений человека с обществом и государством, пути их разрешения.

На следующий день после случившегося сюда пришли неизвестные люди, которые сорвали объявление организаторов выставки. Оно висело здесь и сообщало о причинах, по которым облитые краской фотографии сняли с экспозиции. О случившемся корреспондент ФАН-ТВ поговорил с директором Сахаровского центра Сергеем Лукашевским.

Скандал на выставке в Сахаровском центре: разговор не о томатном соке, а о лицемерии. ФАН-ТВ

– Сергей, кто были эти люди, которые ворвались сюда?

— Кто-то из них называл себя ополченцами, кто-то – казаками, но сегодня у меня нет ни малейшей уверенности в том, что они были теми, за кого себя выдавали.

– После этого сюда приехала полиция, изъяли банку с краской, которую сюда принесли, или банку с томатным соком, как потом выяснилось...

— Да, банку с некой красной жидкостью полиция изъяла.

– Что теперь будет дальше? Насколько я понимаю, выставка будет работать.

— Эти две уничтоженные серии мы не будем восстанавливать, вместо них будет висеть тот текст, который висел сегодня утром.

Скандал на выставке в Сахаровском центре: разговор не о томатном соке, а о лицемерии. ФАН-ТВ

– Стоит ли теперь вопрос безопасности посетителей выставки?

— Я не могу сказать. Мы, собственно, и не стали выставлять фотографии потому, что это вопрос безопасности. Мы имеем дело с военным конфликтом. Военный конфликт – это самое острое проявление ненависти между людьми. Естественно, эта ненависть распространяется за пределы конфликта. К сожалению, оказывается, что в Москве мы не можем спокойно говорить о войне на юго-востоке Украины как о трагедии. Нам очень жаль, что такой публичный разговор в нашем городе, в нашей стране невозможен. Соответственно, да, этих людей переполняет ненависть, которая выходит за пределы зоны боевых действий. К сожалению, целый ряд СМИ представлял эту экспозицию как персональную выставку, даже лично Александра Васюковича, что не имеет ничего общего с действительностью. Здесь представлены работы девяти победителей нашего конкурса.

Скандал на выставке в Сахаровском центре: разговор не о томатном соке, а о лицемерии. ФАН-ТВ

Как стало известно, человек, обливший фотографии краской, – церковный художник-монументалист, кандидат философских наук и действующий преподаватель Антон Беликов. Он рассказал ФАН-ТВ о том, что сподвигло его на такой поступок.

– Антон, здравствуйте. Расскажите, против чего вы выразили своей протест этим поступком и почему вообще пошли на этот шаг?

— Пошел я на этот шаг, потому что… Буду краток: просто задолбали! Ну, это ведь не первая такая штуковина, не первая такая операция. Нас постоянно проверяют. Общество, в первую очередь, не государство. Общество проверяют, какие моменты для нас чувствительны, и в эти моменты нас тыкают, в эти больные места. Совершенно осознанно и последовательно это проводится. Я сейчас не говорю об этой питерской доске Маннергеймовской, я не говорю об истории с плясками в храме… Кстати, девочка, между прочим, училась на моем факультете в университете… И так далее. Все эти чувствительные моменты существуют: нас тыкают, проверяют – мы еще чувствуем в этом месте или уже нет, и нам наплевать. Я хочу сказать, что нет. Нам не наплевать.

– Вы знакомы с авторами этих фотографий?

— Я когда пришел на эту выставку, я разговаривал… Понимаете, я же туда не ворвался! Почему-то везде написано в Интернете, что я туда ворвался, такой «боевик»… (Усмехается.) На самом деле, я туда совершенно спокойно пришел, там сидел этот фотограф.

– Какой фотограф?

— Этот белорус. Он рассказывал о том, как он работал, что он делал, презентовал эту выставку. А у нас об этом не очень говорят: он же премию получил здесь за это! Он же здесь, у нас в России, за эти фотографии в Сахаровском центре, помимо того, что он их выставил, он получил премию! И он рассказывал о том, как он это всё делал. И я сидел час! Я сидел час и слушал его внимательно. Понимаете, есть же этот принцип: бей, но выслушай, прежде чем что-то делать. И я вполне его придерживаюсь. Я пришел и слушал его внимательно. Потом задал ему вопрос.

Скандал на выставке в Сахаровском центре: разговор не о томатном соке, а о лицемерии. ФАН-ТВ

Я вообще сначала не поверил, что такое может быть, что в Москве такое возможно, не только в Москве, в России вообще. Я поначалу подумал, что накрутили чего-то там, а на самом деле – обычная пацифистская выставка, где какие-нибудь жуткие будни несчастных «подневольных украинских солдатиков», которых плетьми загнали на передний край. И пошел на выставку. Подумал, что если там действительно боевики-каратели и всё в таком духе, как написано было в Интернете, – на всякий случай положил в карман банку с краской.

– Пригодилась...

— Пригодилась. Я сидел и слушал. Я задал фотографу вопрос, прежде чем учинить то, что я учинил: кто на фотографиях изображен, скажите, пожалуйста, мне? Может, это просто обычные солдаты, просто быт солдат? Но нет, оказалось, что это никакие не солдаты. Фотограф мне, глядя в глаза, сказал: «Это вот, люди из батальона «Донбасс».

Ну, мы все прекрасно знаем, чем отметился батальон «Донбасс» и вообще под какими флагами они выступают, и какие жесты они на камеру делают. Это же нам всем прекрасно известно.

Ну, и тут уже, извините, у меня лично предохранители сорвало. Я сам никакой не радикал, не экстремист, обычный ученый тихий, с очень узкой темой, занимающийся этой своей узкой темой. Я пришел на эту выставку не как акционист. Мне сейчас все говорят: вот, акционист, художник… пиариться… Зачем мне всё это надо? Мне нужны несколько тысяч каких-то безумных комментариев, можно подумать, к записям об иконописи? Очень они мне нужны!

Я действовал как гражданин. Есть вещи, которые можно делать. А есть вещи, которые делать нельзя никогда, потому что их нельзя делать никогда.

Скандал на выставке в Сахаровском центре: разговор не о томатном соке, а о лицемерии. ФАН-ТВ

– Антон, вы сказали в начале разговора о том, что нас проверяют. Что вы думаете о жюри, которое отбирало эти фотографии? Все-таки был конкурс. Кому выгодно так проверять наше российское общество?

— Понимаете, я не буду ни на кого показывать пальцем, я этих фамилий не знаю. Я только могу сказать важную вещь: то, как мы реагируем на такие вещи, – это ответ каждого из нас на фундаментально важный вопрос: а нужны ли мы нам? Мы, живущие здесь, на одной шестой части суши. Мы здесь собрались из-за газотранспортной системы, и всё? Или у нас что-то есть, какие-то ценности, которые делают нас нами? Потому что понятно, что каждый нужен сам себе: своим близким, детям, женам, матерям… А мы, все вместе, – мы нам нужны? И то, что это всё так прокатывает совершенно спокойно…

Я не буду сейчас говорить про «Окно Овертона» и прочее, это и без меня можно прочитать, там всё гораздо лучше объясняется, что это такое и зачем это всё делается. («Окно Овертона» – концепция, описывающая границы и рамки допустимых идей и мнений в публичных высказываниях с точки зрения общественной морали, – прим. ред.)

– Антон, вас вызывали для дачи показаний по факту хулиганства в полицию?

— Вы знаете, там получилось очень смешно. (Улыбается.) На видео же видно, что я говорю: «Давайте, вызывайте полицию, я буду сдаваться». Я не скрывался, сразу пришел с открытым лицом, сразу заявил, что я ни под какими флагами не стою, ни в каких организациях я не состою, действую исключительно от своего лица, и представился – сказал, как меня зовут. Я сразу это сделал, в том числе, на камеру. После того как я высказал всё, что я хотел высказать, я сел спокойно ждать полицию. Сидел и ждал полицию.

В какой-то момент пришел их главных товарищ, который сказал: «Нет, мы не будем писать заявление». Это всё почему-то не попал на видео. Я сказал: «Ну, раз вы не будете писать заявление, тогда, в общем, до новых встреч». И ушел. А потом я уже на видео увидел, что, оказывается, потом все-таки приехала полиция…

– На второй день работы выставки в Сахаровский центр пришли неизвестные люди и сорвали объявление, которое висело. Его повесили организаторы выставки, там говорилось о причинах , по которым фотографии, облитые краской, сняты. Вы не имеете отношения к этим людям? Вы вообще знаете, кто это такие?

— Мне то, что ваши коллеги рассказали про этих людей, я, кроме этого, ничего не знаю. Я к этим людям вообще никакого отношения не имею. Ни под какими флагами я не стою, ни в каких организациях не состою, действую исключительно от своего лица.

А что касается этих людей – ну, я вообще не понимаю смысла. Ну, они сорвали какие-то бумажки… В общем, даже дело не в том, что они что-то сорвали, а в том, что они устроили цирк шапито – с банкой с томатным соком – там, где разговор не о томатном соке! А разговор о лицемерии и реальном человеческом кровище. Это всё превращать в цирк, мне кажется, не совсем правильно, наверное. Я этого не понимаю. Совсем.

– Антон, вы не только художник-монументалист, но философ, преподаватель. Как отнеслись к такому поступку ваше близкое окружение, коллеги, студенты?

— Ну, художник-монументалист я относительный. В первую очередь, я ученый. А как отнеслись мои коллеги, я не знаю. Но я знаю, что в организациях, в которых я состою или состоял, много людей, которые находятся по противоположную сторону баррикад. Поэтому я думаю, что во многих… в некоторых местах, где я работал, я сейчас работать уже не буду. Хотя мне, конечно, очень жалко, потому что мне нравится преподавать.

А студентов моих зачем-то стали дергать медиа, звонить им, пытаться выяснить мой телефон – что, наверное, тоже не совсем правильно, потому что студенты – это просто студенты, они учиться ходят. Ну, вот и вся история. А там – не знаю, посмотрим. Бог не выдаст, свинья не съест. Разберемся как-нибудь.

Напомним, скандал в Сахаровском центре в Москве разразился 28 сентября. В ночь на 29 сентября Антон Беликов написал на своей странице в социальной сети «ВКонтакте»: «Я никого не боюсь и ни от кого не скрываюсь. Если на меня написали заявление – явлюсь в полицию сам». Художник, который вроде бы не хотел устраивать акцию, но все-таки устроил ее, также опубликовал на «стене» видеосюжет одного из российских телеканалов: камера запечатлела, как художник обливает фотоработы краской из баллончика. Отметим, что на странице Антона также содержится информация о том, что он получил образование в трех вузах. Также указывается, что он осуждает политику киевских властей.

riafan.ru/559879-skandal-na-vystavke-v-saharovskom-centre-razgovor-ne-o-tomatnom-soke-a-o-licemerii-fan-tv
30.09.2016, 17:33

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru