ПравдаИнформ: Напечатать статью

Картонные суда и чугунный французский скороход

Дата: 06.10.2016 11:44

alex-anpilogov.livejournal.com 06.10.2016 11:10

Американский военный аналитик Джосеф Демпси (Joseph Dempsey) из Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies) опубликовал[1] фото американского гибридного катамарана HSV–2 Swift, подбитого хуситами возле берегов Йемена корабля, на следующий день после атаки.

1 октября в Красном море хуситы поразили противо-корабельной ракетой американский военное судно HSV–2 Swift, арендованное правительством Объединенных Арабских Эмиратов для участия в морской блокаде Йемена и перевозки войск иностранных интервентов из арабской коалиции. Катамаран был поражен иранской ПКР Noor, являющейся копией китайской С–802, которая, в свою очередь, является копией французской противо-корабельной ракеты Exocet.

Французский Exocet, поставленный на вооружение ещё в 1973-м году, был той самой ракетой, которой продырявили злополучный «Шеффилд»[2] ещё в мае 1982 года, когда аргентинский «Экзосет» пробил 10-мм «броню» английского эсминца с управляемым ракетным оружием.


20 убитых, 28 раненых, эсминец потерян и затонул после четырёх часов безуспешной борьбы за живучесть.

Твердотопливный «Экзосет» — практически идеальное оружие для партизанского, внезапного удара по высокотехнологичному кораблю любого противника, что ещё раз было доказано на деле.
Небольшой радиус действия ракеты (всего лишь 40 километров вместо 90 километров у какого-нибудь «Гарпуна», оснащённого турбореактивными двигателями) окупается простотой её хранения, обслуживания и использования — сложная противокорабельная ракета практически выполнена по принципу «выстрелил-и-забыл» (fire and forget). Ну а тот самый твердотопливный двигатель ракеты даёт и ещё одно неоспоримое преимущество: «Экзосет» может лететь практически над поверхностью водной глади, не опасаясь, что волны захлестнут воздухозаборник, что очень неприятно для турбореактивного двигателя.

Маршевая высота полёта «Экзосета» в силу этого может достигать 1-2 метра над гребнями волн, что меньше, чем у любой другой сопоставимой ракеты. Столь малая высота полёта сильно затрудняет своевременное обнаружение ракеты радарами корабля противника, обеспечивая внезапность атаки, но диктует и свои особенности: «Экзосет» не имеет возможности атаковать цель из пикирования и всегда ударяет в борт судна на уровне ватерлинии.
Боевая часть массой в 165 килограмм часто ранее считалась слишком лёгкой по современным меркам, и поражающий эффект ракеты рассматривается как недостаточный для уничтожения современных боевых кораблей, однако создатели «Экзосета» раз за разом убеждались, что кораблестроители строили всё более и более «картонные» суда.

Следующей громкой победой «Экзосета» стало повреждение американского фрегата «Старк», который был подбит двумя «Экзосетами»:


17 мая 1987 года: 37 убитых, 21 раненый, пожар на борту. Корабль остался на плаву, но был выведен из строя на три месяца.

И, снова, как и в случае английского «Шеффилда», сыграла роль незаметность и быстрота «Экзосета»: первая отметка ракеты на радаре появилась между временем 21:09 и 21:10, а в 21:10:05 и 21:10:30 две ракеты «Экзосет» поразили левый борт «Старка».
На борту возник пожар, корабль потерял ход, управляемость и лишился электропитания.

Могли ли капитаны «Шеффилда», «Старка» или нынешнего HSV-2 «Свифт» парировать успешные атаки «Экзосета»? Сказать трудно, но в целом статистика отнюдь не в пользу систем ПВО и ПРО, которые должны были бы остановить эти простые и достаточно дешёвые противокорабельные ракеты.
Так, противовоздушная оборона британцев во время Фолклендской войны продемонстрировала себя как совершенно неудовлетворительная: хотя британские моряки были хорошо знакомы с ракетами «Экзосет», которые даже устанавливались на ряде британских кораблей, противопоставить им в реальному бою им оказалась нечего. 12 июня 1982 года ракетой «Экзосет», запущенной с береговой пусковой установки, был снова повреждён эскадренный миноносец «Гламорган». Ракета ударила в корму, разрушив ангарную палубу, и спровоцировала взрыв горючего и боеприпасов на полностью снаряжённом вертолёте, стоявшем в ангаре. Вспыхнул сильный пожар, но в отличие от «Шеффилда», через четыре часа пожар всё же удалось взять под контроль.


Выгоревшая вертолётная палуба и ангар «Гламоргана» после удара аргентинского «Экзосета».

В итоге с «Экзосетами» пришлось в основном бороться не Королевским ВМС, а британской военной разведке, которая во время войны на Фолклендах и после неё приложила значительные усилия к тому, чтобы аргентинцы не смогли получить новые ракеты, срывая и перекупая уже заключённые контракты на «Экзосеты».

В похожем стиле действовало и командование американского «Старка». Оценивая действия командования корабля, многие военные аналитики называли причиной успешности ракетной атаки и последующей гибели личного состава нерешительность офицеров «Старка». Однако, по альтернативному мнению, зенитный комплекс «Вулкан-Фаланкс» ближнего радиуса действия просто не успел отработать приближение «Экзосета» (как мы помним, от засечки на радаре до удара ракеты прошло не более минуты). Во время расследования задержку с применением зенитного комплекса капитан «Старка» объяснил тем, что органы управления «Вулканами» находились в положении «Ручное», а не «Автомат». В этом положении органов управления без участия личного состава комплекс не мог самостоятельно открыть огонь, но остаётся неясным, почему при нахождении в зоне боевых действий комплексы «Старка» находились в заблокированном состоянии и успели ли бы они отработать появление ракеты, будь они в автоматическом режиме.


Мощность бронирования HSV-2 «Свифт» явно недостаточна для того, чтобы удержать боевую часть «Экзосета».

Как видите, современные ВМС отнюдь не застрахованы от весьма простого и эффективного оружия, которому уже скоро стукнет полвека — первая ракета «Экзосет» была начата в разработке в 1967 году. А курс на «картонизацию» флота, который вылился в то, что современные суда пичкают под завязку различными боевыми или иными высокотехнологичными модулями при усечении средств защиты и живучести — приводит к тому, что часто одной-единственной не очень большой ПКР вполне хватает на то, чтобы сильно повредить, а то и отправить на дно очередной новомодный корабль.

Да и сама модная тема малозаметности / технологичности / универсальности часто оказывается не более, чем надутым пузырём очередных псевдо-инноваций.
Так, широко разрекламированные литоральные боевые корабли[3] типа «Независимость» (Independence), которые решили в США делать по модульному принципу, да ещё и на основе гражданского тримарана (кстати, как оказалось, основной мотивацией тут была «экономия топлива», о боже!), в итоге не оправдали ожиданий и без возможных атак на них «Экзосетов».


Круто? Да. Но не на войне.

Вначале выяснилось, что алюминиевый корпус судна береговой охраны слишком быстро корродирует из-за ошибок в проекте, а теперь ещё и вылезло то, что попытка навесить всевозможные модули на это судно приводит к тому, что оно теряет не просто живучесть, но и элементарную мореходность.

После затрат нескольких миллиардов долларов на проект литорального боевого корабля (фактически — вертолётонесущего минного тральщика и корабля береговой охраны), ВМС США призналось[4] в том, что проект провалился ещё на стадии испытаний, фактически подтвердив очевидное: для военных кораблей есть своя логика развития и создания, которую нельзя скопировать c операционной системы Linux или с гражданского парома. А как всё начиналось[5]...

Ну а заканчивается всё скорее вот так:

Другой картонный тримаран, но всё тот же наш старый знакомый, ветеран всех войн второй половины ХХ века и первой половины века XXI, простейший противокорабельный «Экзосет».




Ссылки

[1]

Joseph Dempsey в Твиттере: «HSV-2 Swift recovery images show extent of damage to #UAE operated vessel from claimed #Yemen #Houthi attack https://t.co/cv9epXRKCL»
5 окт. 2016 г., 10:03

twitter.com/JosephHDempsey/status/783714272568279040

[2]

Гибель эскадренного миноносца УРО "Шеффилд"

www.airwar.ru/history/locwar/folkl/sheffild/sheffild.html

[3]

Литоральные боевые корабли типа Independence — Global wiki. Wargaming.net

wiki.wargaming.net/ru/Navy:Литоральные_боевые_корабли_типа_Independence

[4]

ВМС США признались в провале дорогостоящего проекта кораблей прибрежной зоны

csef.ru/ru/oborona-i-bezopasnost/505/vms-ssha-priznalis-v-provale-dorogostoyashhego-proekta-korablej-pribrezhnoj-zony-7022

[5]

Железный конь идет на смену крестьянской лошадке — IMG! Картинки из интернета

img.dirty.ru/zheleznyi-kon-idet-na-smenu-krestianskoi-loshadke-488821/

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru