ПравдаИнформ: Напечатать статью

Где и как можно увидеть дедовщину?

Дата: 06.11.2019 14:04

"Как ни печально, но только подобного рода расстрелами можно исправить нездоровую обстановку в Армии"

Роман Скоморохов , «Военное обозрение» – topwar.ru
06.11.2019, 05:48

Соглашусь с мнением тех, кто скажет, что зачастую мы очень часто критикуем нашу армию и ее руководство. Однако этот случай совершенно из другой оперы. Сейчас критика если и начнется, то несколько в иной плоскости.

Алексей Рощин, директор Центра социологии и социальной психологии при Московском институте экономики и управления в промышленности, и участник ряда телевизионных программ, опубликовал статью, в которой лично я узнал для себя много нового и интересного. И чем стремлюсь с вами поделиться.

Офицеры смотрят на унитазы: откуда в российской армии дедовщина[1].

Далее выделены цитаты.

«Недавний расстрел караула солдатом-срочником в Читинской области вскрыл перед опешившим обществом непричесанную реальность: внезапно оказалось, что дедовщина, считавшаяся успешно побежденной и навеки изгнанной из обновленной российской армии, никуда на самом деле не делась. Если она и была на какое-то время «преодолена» — то лишь ненадолго, и вот теперь снова «цветет и пахнет», а срочники снова погибают или делаются калеками во вполне мирное время.

Эта новость многих ставит в тупик. Как же так? Откуда же опять взялась дедовщина? И что это, кстати, вообще такое?»

Далее идет ряд фотографий явно из девяностых, судя по обмундированию, и рассуждения человека, явно от армии откосившего, либо совершенно не понимающего, в чем суть проблемы.

Большая часть статьи – слезки, более подходящие активистке из «комитета солдатских матерей».

«Объяснить природу дедовщины достаточно просто на элементарном вопросе: кто будет мыть унитаз?»

Какая прелесть, не правда ли? В Советском Союзе боролись с дедовщиной и землячеством, в России тоже проблема была, а вот в чем дело: не позвали кого надо. Он бы и растолковал, и решение проблемы нашел бы моментально!

«Мытье унитазов — работа тяжелая, грязная, неприятная и даже, пожалуй, унизительная для молодого мужчины. Почему все его сверстники, извините, гадили — а он должен за ними за всеми убирать? Причем не один раз в виде исключения, а периодически, регулярно, в каждом своем «наряде»?»

Потому что явно не служивший ни одного дня автор не знал, что несение службы в наряде – это очередная вещь. То есть в наряд ходят по очереди. Либо в качестве дисциплинарного взыскания, наряд вне очереди, если кто накосячил. Но так — согласен, повод для обращения в Гаагу имеется. Так права человека попрать…

Ну право, нельзя же так… Уж если браться обсуждать проблему, так хоть узнать, как оно вообще выглядит, мытье унитазов в армии.

«Правда заключается в том, что чистить унитазы никто не хочет. В этой работе нет романтики, к «защите родины» она имеет крайне опосредованное отношение, о ней не похвастаешь после службы ни любимой девушке, ни будущим внукам».

Правда заключается в том, что унитаз – не автомат, надо уметь понимать. Унитаз чистить и смазывать нет необходимости, несколько иной принцип работы, особенно у армейского типа «очко». Он похож на автомат Калашникова своей простотой и безотказностью. Так что – чистить не надо, достаточно помыть.

А если произойдет авария типа «забился» – ну да, бывает. Но такие задержки тоже опытным нарядом ликвидируются в десять минут.

Да, тема, конечно, та еще, но в свою бытность суворовцем и курсантом почему-то туалет не считал такой уж грязной и зазорной работой. Наоборот, ушел и не отсвечиваешь. Вроде как и делом занят, и… Да что я, сами все все знаете. Кто (в отличие от Рощина) служил.

Видимо, времена меняются, меняются и приоритеты с ценностями. Увы.

Но не туалетом единым жив солдат. Смотрим на опус Рощина дальше.

«И если бы только в нарядах «на туалеты» было дело. В армии есть еще масса тяжелых, грязных и очень неприятных работ, которые тем не менее необходимо делать, — необходимость постоянного мытья полов, наряды по кухне (где надо мыть посуду и всю кухонную утварь уже за несколькими сотнями едоков), всякие погрузки-разгрузки, строительные работы (ведь казармы и подсобные помещения старые, их надо постоянно латать) и т. д.».

Господи! Мы точно про армию, Алексей Валентинович? Про армию, не про пансион благородных девиц?

«Но и это не всё. Ведь есть еще такие специфически армейские требования, как, например, строевая подготовка — физически крайне тяжелые, даже изматывающие упражнения типа «тянуть носок» и «стоять на одной ноге» по несколько часов в день».

Все, спасибо, достаточно. Стоять на одной ноге по нескольку часов в день – все понятно. «Не служил, но заранее осуждаю». Лично в самые страшные времена кровавого советского прошлого, при подготовке к самому массовому действу — Параду на Красной площади, часами на одной ноге не стоял. Как и все участники, наверное. О чем спешу уведомить господина Рощина, но вот он мне навряд ли поверит.

А ведь Рощин и правда не служил! Но осуждает!

Справка:

Рощин Алексей Валентинович, родился 21.06.1967. Закончил МГУ имени Ломоносова по специальности «Социальный психолог».

Дипломная работа была посвящена вопросу изучения «дедовщины» в армии.

В 90-е годы работал на проектах по развитию российского предпринимательства и приватизации, финансируемых USAID и Мировым банком.

С 1999 года работает в сфере политконсалтинга, промышленной социологии. Занимался выборами на уровне от муниципальных депутатов до губернаторов и депутатов Государственной Думы РФ, а также участвовал в организации избирательных кампаний на территории Украины, Прибалтики и Средней Азии.

Известен также как журналист и блогер с ником sapojnik.

Публиковался на сайтах Каспаров.ру и Газета.ру, в журналах «Эксперт», «Деньги» и «Власть».

Мне все понятно, если честно. Особенно в плане «Каспаров.ру».

И вот такие люди пытаются что-то вещать. Совершенно не понимая, не разбираясь.

А ведь вполне возможно, что у нас и проблемы-то в государстве от того, что такие вот Рощины лезут во власть и пытаются что-то там нарулить/науправлять.

Но продолжаем.

«Вы спросите: куда же смотрят офицеры? Ответ простой: офицеры смотрят на унитазы. Ведь их задача — обеспечить, чтобы унитазы были чистыми. Но чистить их никто не хочет, и никакой позитивной мотивации офицер солдатам не может предложить».

Мне это напоминает «Похождения бравого солдата Швейка», там был в одном из эпизодов генерал, который считал, что главное для армии – это вечернее посещение туалета. Остальное приложится.

Рощин, понятно, в армии не был, ни в той, в которой должен был служить по идее, ни в российской. Потому откуда ему знать, чем забита голова у офицера? По Рощину понятно – чистыми унитазами.

Действительность весьма отлична от того, что намыслил господин Рощин. И точно: унитазы у офицера на последнем месте находятся. Для них вообще есть старшина роты, который и обязан следить за тем, как наряд несет службу.

А дальше у Рощина было сказано несколько весьма теплых и своеобразных слов в адрес… Сердюкова. Оказывается, бывший министр обороны очень эффективно боролся с дедовщиной путем… аутсорсинга!

«В чем же была суть «реформ Сердюкова», которые почти позволили взять дедовщину под контроль? Сердюков произвел в армии мини-революцию тем, что запустил в армию «аутсорсинг» — то есть фирмы с гражданским персоналом, которые — за деньги! — взяли на себя большую часть армейской «грязной» работы — уборку, стирку, работу в столовой и т. д. Этим была подорвана «экономическая» основа дедовщины: если становится меньше неприятных и тяжелых «неромантических» работ — уменьшается необходимость в принуждении одних солдат другими. Меньше принуждения — меньше насилия, меньше страдает достоинство принуждаемых, меньше становится почвы для убийств и самоубийств».

Бантики! Бантики забыли! Для благородных девиц! Да, господин Сердюков облагодетельствовал сотни и тысячи аутсорсинговых фирм. Вот только не знаю, как насчет точной статистики по убийствам и самоубийствам, а денег не пойми на что из армейского бюджета качнули – мама, не горюй.

Мама и не горевала, пока ее чадо вроде как служило. Насколько была успешной программа, стоит разбирать отдельно, но в одном Рощин прав: зачем платить бешеные деньги налогоплательщиков за то, что можно получить даром?

Понимаю, что устава Рощин не читал, но там все прописано про «тяготы и лишения боевой службы». Не гадить мимо унитаза – это лишение? Убрать за собой/боевым товарищем – это тягота?

Возможно.

В любом случае, возложить все это дело на плечи многочисленных нянек их коммерческих структур не получилось. Такое не потянул даже наш бюджет. Хотя кое-что из этой программы прижилось (как салат-бары). Полезно, вкусно, нужно.

«Возможно, вы уже обратили внимание, что реформы «вора Сердюкова» носили отчасти противоестественный характер: ведь фактически «разворовавший армию» Сердюков настоял на том, чтобы отныне армия платила за то, что раньше всегда получала бесплатно. То, понимаешь, «всегда» туалеты в казармах чистили зубными щетками сами же солдаты со своим окладом в 2 тысячи рублей — а тут вдруг расхититель народного добра заставляет за это платить каким-то гражданским уборщикам, и совсем не 2 тысячи, а много больше».

Собственно, совершенно согласен. Именно так Сердюков и разворовал армию. Именно тем, что какие-то гражданские уборщики начали драть огромные деньги за свои услуги. Какие там танки, когда за вывоз мусора не уплачено? И чистильщикам туалетов…

Да, аутсорсинг вылетел не просто в копеечку, он обошелся в огромные груды рублей. И груды были потрачены именно на то, чтобы кто-то неплохо так подзаработал под видом снятия громадной нагрузки с девиц в камуфляже.

Тихий час — тоже неплохое дело.

«То есть все просто: если призывную армию «оставить в покое» и предоставить самой себе — она тут же входит в свое естественное состояние. С дедовщиной».

Видимо, дипломная работа Рощина неплохо так засела в биосе мозговом. Прошито насмерть, не стереть, ни исправить.

Не стану ничего говорить о своих личных знакомых, которые отслужили срочную в течение пяти ближайших лет, а сошлюсь на трех Смирновых: Анатолия, Валентина и Льва. Один уже отслужил свое, двое все еще несут службу в рядах. В настоящее время, кто не верит, — пишите Смирнову Вадиму.

Если бы в местах несения службы, а там много было мест вкупе с учебками, да еще и не самыми «удобными», мы бы точно заострили на этом внимание. Однако наш руководитель систематически общается со своими парнями, и… ничего, все довольны!

Ракетчик, артиллерийский разведчик, связист – ни слова о дедовщине.

Да какая, к дьяволу, может быть дедовщина, когда всего год служить? Полгода на обучение/освоение, и полгода на то, чтобы обучить преемника? Ну все просто, как холостой выстрел!

Нет, всегда найдется вот такой Рощин, который ничего не понимает в службе, но заранее со всем не согласен и осуждает.

«Решающий конфликт рядового Шамсутдинова в ЗАТО Горный Забайкальского края разгорелся с офицером именно по поводу унитаза. Офицер требовал, чтобы рядовой его еще раз вымыл, Шамсутдинов не хотел. Тогда, по одной из версий, офицер схватил рядового и несколько раз макнул его головой прямо туда, «приучал к чистоплотности».

Шамсутдинов «в долгу не остался» и, начиная свою бойню, убил этого офицера первым».

Понятно, конечно, невымытый унитаз стал причиной для «дедовщины». Конечно. Только где дедовщина, если конфликт был между офицером и рядовым?

Вообще дожили. Ладно, между солдатами. Между сержантом и солдатом. Хотя что это за сержант такой, если у него солдаты так себя ведут?

Офицер потребовал у солдата исполнения своих обязанностей… Солдат, по-видимому, обнаглел уже настолько, что отправил офицера в короткое, но унизительное путешествие. Потому и слегка был охолонут с помощью унитаза. Знакомо.

Да, папашка «хероя» объявил своего сынка «настоящим мужиком», который «дал отпор шакалам». Я весьма надеюсь, что суд отправит этого «хероя» на пожизненное заключение. Оно бы и Шамсутдинова-старшего привлечь неплохо было бы на теме того, с каких это пор шакалами стали убитые его сынком военнослужащие российской армии.

Псих, который по тонкости своей душонки расстрелял восемь человек, должен сидеть в тюрьме. Хотя именно за такие преступления надо размораживать смертную казнь и казнить таких "настоящих мужиков", поскольку они на поверку все просто трусы и убийцы.

И унитаз тут ни при чем. Этот Шамсутдинов устроил бы бойню в любом случае, не важно, унитаз, полы, наряд в столовую. Я во время своей службы насмотрелся на таких вояк, было дело.

Нарушения в части были. Возможно, что был и личный конфликт. Но конфликт между офицером и рядовым. И это не оправдание для убийцы восьми человек. Это как раз показатель того, что не всё в нашей армии ровно и прекрасно, раз туда как-то попадают люди с психическими отклонениями.

Но это тема совсем другого разговора.

Наш же разговор о том, что чем меньше в армии и вокруг нее будет вот таких откровенных дилетантов, рассуждающих о том, что надо изменить, чтобы все стало прекрасно, тем лучше будет для армии в целом.

В нашей армии нет дедовщины, там и дедов нет давно, как на годичную систему перешли. Стоит усвоить хотя бы это.

Но то, что в армии все еще есть место Рощиным, которые воюют с самой армией под видом борьбы с несуществующей дедовщиной, – вот это точно факт, который имеет место быть.

Роман Скоморохов

Источник topwar.ru/164391-gde-i-kak-mozhno-uvidet-dedovschinu.html
06.11.2019, 05:48




[1]

Офицеры смотрят на унитазы: откуда в российской армии дедовщина. Ридус
01.01.1970, 03:33

ridus.ru/news/311880




Комментарии

Несторыч Алекс

А это мнение реального генерала в отставке, который в бытность еще полковником и комбригом в СССР победил дедовщину в своей части:

Слегли они…

Семеро солдат, служащих в части, где произошел массовый расстрел, попали в больницу с нервным срывом. Один из них перестал говорить, у второго развился псориаз, состояние еще пятерых пока неизвестно. news.rambler.ru/army/43093987/

Вот когда издевались над сослуживцем – ни псориаз ни невроз их ничуть не мучил. Но как только менее удачливые их товарищи сглотнули по пуле, они сразу заболели…

Застреленный лейтенант был отъявленной сволочью, которую весьма характеризует такая бытовая мелочь – солдатам, отправлявшимся в магазин он приказывал купить еды и ему. Не за свои деньги, разумеется. Об этом написал рядовой, служивший под его началом и демобилизовавшийся накануне. Воспитательные методы этого «офицера» тоже красноречивы – постоянные оскорбления, хамство и угрозы относительно подчинённых – жлоб и скотина в одном флаконе. Судя по всему капитан, пристреленный вместе с ним, представлял собою особь ничуть не лучше своего взводного.
В общем, восемь жмуриков.

Разумеется, я не оправдываю срыв рядового Шамсутдинова, расстрелявшего всю эту мразь, но с другой стороны, необходимо учитывать и то, что никакими иными методами повлиять на преступные действия своих начальников и сослуживцев, он не мог. Ему, конечно, вынесут приговор, осудят и завинтят надолго. Но нужно понимать – какой бы приговор не был вынесен, это в первую очередь приговор командиру части, начальнику штаба части, другим начальникам.

Ну и философское соображение – как ни печально, но только подобного рода расстрелами можно исправить нездоровую обстановку в Армии, которая, если мне не изменяет память, буйным цветом проросла со второй половины 60-х годов прошлого века и продолжает цвести и поныне.

ROSS 42

«Решающий конфликт рядового Шамсутдинова в ЗАТО Горный Забайкальского края разгорелся с офицером именно по поводу унитаза. Офицер требовал, чтобы рядовой его еще раз вымыл, Шамсутдинов не хотел. Тогда, по одной из версий, офицер схватил рядового и несколько раз макнул его головой прямо туда, «приучал к чистоплотности».
Шамсутдинов «в долгу не остался» и, начиная свою бойню, убил этого офицера первым».

Я был командиром взвода и знаю, как делаются подобные «подлянки» перед сдачей наряда (помещений) новому составу караула. Только что всё было убрано, как находится «кто-то особливо мстительный», кто специально нагадит вдоль и поперёк. Просто в силу своей паскудности, просто ради унижения кого-то. Самое противное, что все знают, кто это сделал, но заставляют «ответственного» за уборку туалета повторять процедуру уборки. По-простому — тычут в это дерьмо.
Возможно, вы помните эпизод из фильма «Боец», когда «опустили» смотрящего «Головню». Помните, что он сказал «Немому»? «Почки гоблины дубинками опустили… Никто не мог сломать… А тут один раз опустили в парашу — и нет человека…»
Мне просто хочется узнать, почему в армии возникают именно такие случаи уголовного беспредела? Что должен был сделать после такой процедуры, подобным образом «униженный» солдат? Пойти и вскрыться, как «Головня»? Что? Хотелось бы узнать, что говорили те, кого он положил на пол?
Психическое расстройство, эмоциональный взрыв напрочь исключает последовательность и рассудительность. Если бы вдруг мозги солдата просто заклинили напрочь, он просто бы выпустил магазин по «обидчикам», а в нашем случае положил на пол и стал методично расстреливать…
Приходилось работать дознавателем. Приходилось слышать от прокурора разные истории. Поэтому делать окончательные выводы не буду, как и оправдывать Шамсутдинова…
P. S. Во время службы приходилось выполнять разные работы (в моё время были и наряды на работу). Как правило мы чередовали «ответственность» с помощью жребия (если не договаривались на словах). Никаких обид при этом не возникало: сегодня — ты, а завтра — я. А, уж, винить офицера в какой-то несправедливости — в голову не приходило. Правда и офицеры в мою бытность не опускались до того, чтобы «макать» солдата головой в унитаз.
И ещё один момент. Я никогда не ставил во главу службы строевую подготовку и умение тянуть носок или часами стоять на одной ноге. Как-то больше нравилась суворовская наука побеждать. И сегодня солдат надо учить этому, а не концентрировать внимание на сортирах и гальюнах…

Slon Олег

А я согласен с Рощиным. Служил срочную в советское время и видел сколько нормальных парней сгинуло на кухнях и в нарядах, вместо того чтобы получить воинскую специальность и физически развиться. По очереди говорите ходят в наряды? Такие суворовцы как вы, теша свое эго ломают службу парням срочникам. У нас ротный любил после зарядки зайти в умывальник (кто служил знает что там происходит) и вспышкой положить в эту жижу находящихся там, а кто не падал получал свои 5 нарядов и три месяца их ходил, в конце каждого он снимал провинившегося за "замечания". Всегда считал что Родине важнее за сколько ты пробежишь 5 км и сколько знаков ты примешь Морзе, а не сколько тарелок или унитазов ты вымыл за 2 года, поэтому приветствовал аутсорсинг. И вообще есть информация, что солдат хотел грохнуть одного офицера.

тессер

Г-н Скоморохов в данном конкретном случае во многом прав. Действительно плохо, что масса деятелей, которые разбираются в любом вопросе на уровне унитазов, называют себя при этом экспертами. Среди "участников телепрограмм" это скорее правило, чем исключение.

1. В данном конкретном случае виновный известен. Это во-первых, командир части, во-вторых покойный взводный г-н Пьянков. По той простой причине, что в конфликте солдата и офицера, вышедшем за уставные формы, виноват всегда офицер.

2. Проблема туалетов действительно имеет место, хотя и не в той форме, как ее описывает святой человек г-н Рощин, армию знающий, судя по его тексту, по публикациям в Огоньке конца 80-х гг. В реальности (по рассказам либералов, сам не проверял) проблема состоит в том, что мытье параши может быть организовано одним из двух способов: мужики моют в очередь, либо обиженные моют постоянно. Второй способ, естественно, предполагает наличие обиженных, что с некоторой вероятностью подразумевает конфликты в процессе назначения таковых. В армии следует иметь в виду, что обиженные вооружены, поэтому конфликт может проходить достаточно агрессивно, как в данном конкретном случае. В этом нет ничего странного или неправильного, это следует принять как данность. Кому-то повезло, кому-то нет.

Михаил

А сам то автор знает, зачем армии дедовщина? И почему без дедовщины, которую кто то "победил", армия… пабам… невозможна, да и попросту не нужна? Из статьи довольно ясно следует – автор не в курсе. И это тоскливо до ужаса. Я уже писал об этом, но видимо надо повторять.
Что такое вообще армия? Армия – это не только много людей в одинаковой одежде. Она, внезапно, является инструментом для ПОБЕДЫ В ВОЙНЕ. Победа, именно она должна стоят во главе угла любого действия, в первую очередь действия обучающего, происходящего в армии. А что такое победа?
Победа, это когда наша армия превзошла своей силой и волей чужую. Понимаете? Наши солдаты идут вперед под огнем, видя как убивают их товарищей, получая раны, но все равно идут туда. Куда? Они идут к схватке с солдатами противника. Чтобы схватиться с ними, и превозмочь своей волей волю врага. Это и значит победить врага – встретить его волю своей и переломить чужую.
И как же это сделать? Как укрепить психику солдата таким образом, чтобы он выдерживал мощнейшее внешнее давление, и превозмогал его? Способ существует, и он – один единственный. Нужно давить на солдата во время обучения. Следя при этом, чтобы солдат с одной стороны был все время под напряжением, а с другой не подходил к пределу слишком уж близко. "Деды" угрожают избить тебя? Лупят за то, что ты плохо службу тянешь? Какой ужас, однако! Солдаты противника угрожают убить тебя, а если службу плохо тянешь, то и убьют! И товарищей твоих убьют, которые вовсе не виноваты, что ты службу не освоил как надо!
В царской армии был институт "дядек" (отсюда и произошло название "дедовщина"). Дядькой назначался старослужащий, которому поручалась индивидуальная подготовка двух-трех молодых, и их общее обучение. Дядька и лупил своих молодых, и учил их, и защищал, отвечая перед начальством за их готовность. Прошли годы…
К сожалению, простые истины, которые я сейчас говорю, были погребены под горами подлого лицемерия, "правильных" слов и дурацких идеологических установок. О том, что и зачем делается, в армии попросту забыли! И дедовщина, неизбежный и важнейший этап обучения, выродился в мерзость и тупое мучительство! Это отвратительно, ребята…

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru