Владислав Мальцев , Газета "Завтра" – zavtra.ru 08.06.2020, 03:00
скорее всего, «уберизация» наёмного труда охватит все сферы экономики
Судя по всему, режим вынужденной самоизоляции (соглашусь, формулировка звучит как бред, потому что приставка «само» предполагает добровольность совершаемого действия – но таков уж косный «новояз» нашей власти), постепенно подходит к концу. В самом деле, нельзя же устраивать голосование за поправки в Конституцию в карантин!
Где-то ограничения снимаются раньше, где-то позже, но тенденции очевидны. И все думают – вот сейчас их снимут, и мы будем жить и работать по-прежнему. Но это не так!
Рынок очень сильно изменится. И речь даже не только в том, что многие компании просто не переживут несколько месяцев простоя (прежде всего работающие в сфере общественного питания, организации эвентов, корпоративов и выступлений артистов; а туристическая отрасль и сфера авиаперевозок оказались под ударом еще раньше и упали вследствие закрытия границ практически в ноль), что неизбежно будут массовые увольнения, сокращения зарплат и многое-многое другое.
Первое ключевое понятие – удалённая работа.
Режим карантина – то есть, простите, вынужденной самоизоляции – сделал больше, чем два прошедших до этого десятилетия в плане изменения оценки руководства к удаленной работе сотрудников. «За один месяц мы совершили скачок к новым реалиям, к которым в обычном режиме многие могли бы идти несколько лет», – отмечает[1] партнер рекрутингового агентства Kontakt InterSearch Russia Анастасия Стасева.
Согласно исследованию Kontakt InterSearch Russia, в ходе которого с 6 по 15 апреля было опрошено 452 руководителя отдела кадров и топ-менеджеров из разных компаний[2], около 20% опрошенных компаний готовы оставить своих работников на удаленке и после завершения карантина. Эту цифру назвал 2 июня[3] председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев: «То, что произошло, уже сегодня позволяет сделать определенные выводы, очевидно, многие компании будут применять дистанционный формат и после окончания такой высокой стадии эпидемии, окончания пандемии. Примерно четверть предприятий планируют оставить на удаленной работе не менее 20% сотрудников».
Есть и другие оценки, основанные на опросе руководителей. Согласно представленному 1 июня[4] совместному исследованию международной стаффинговой компании Ancor и Института Адизеса «Эффект кризиса в глазах топ-менеджмента компаний весной 2020», на удаленную работу готовы перевести своих сотрудников до 50% российских компаний.
И речь не идёт только про мелкий бизнес. «Предприятия рассматривают переход на дистанционную работу на постоянной основе. Об этом «Известиям» рассказали в топ-50 российских компаний. Подобные планы есть у «Газпром нефти», «Северстали», «Ростелекома», «Русала», «Вымпелкома», «ФосАгро», группы ЧТПЗ, Х5 Retail Group и «Ленты», – вынесено в начало статьи, опубликованной 28 мая в «Известиях».[5]
Собственно говоря, основной причиной, по которой раньше российский работодатель крайне неохотно рассматривал вариант удаленной работы сотрудника, была архаичная система организации работы. «Отчасти это связано с психологической неготовностью, – отметил 3 июня[6] в комментарии «Российской газете» Александр Дубовик, глава IT-компании «Русский порт», оказывающей услуги в области облачных серверов. – Представители старшего поколения, которые, как правило, и являются владельцами бизнеса, с трудом готовы принять новую модель, когда работа может выстраиваться вне офисного кабинета и постоянного очного контроля».
Есть и другой аспект, который я не раз сам наблюдал. В силу архаичной и неэффективной организации рабочих процессов в России можно быть уверенным, что наёмный работник вообще трудится, лишь если он находится непосредственно перед глазами шефа.
Увы, но многие российские предприниматели и управленцы при всех своих достоинствах чаще всего владеют лишь методом, иронически называемым «чайка-менеджмент».
Почему такое название? Кто был на речном или морском берегу, тот знает поведение чаек – эта птица подлетает сначала в одно место, долго кружится там, махая крыльями и пронзительно крича, потом летит в другое место и проделывает то же самое там, и т.д., и т.д. Точно так же руководят подобные управленцы – лично курсируют по офису, подбегая к каждому сотруднику и показывая ему, что и как делать. Иначе они просто не умеют.
Аналогично, не умеют такие предприниматели и менеджеры ставить внятно, коротко и четко задачи подчиненным иначе как произнося длительный спич, не умеют контролировать работу сотрудника, иначе как опять же «стоя над ним» и т.д.
Плюс, большинство российских сотрудников не слишком мотивировано работать. По сути, они отбывают некую повинность, «отсиживая» в офисе «от и до», позволяя в это время начальнику-самодуру помыкать собой, воспринимая все это как неизбежное зло. Стоит начальнику отойти, уехать или заболеть – рабочий процесс замирает и прекращается.
Несложно заметить, что ранее на удаленку обычно выносились рабочие процессы, жестко привязанные не к «пребыванию в офисе», а к результату – удаленно работали дизайнеры, программисты, занятые подготовкой налоговой отчетности бухгалтеры на аутсорсинге.
Два-три месяца вынужденного режима самоизоляции заставили всех организовывать работу подчиненных на удаленке, и выяснилось, что это не так уж страшно.
Надо лишь научиться коротко и четко формулировать свои указания в письменной форме, умело осуществлять тайм-менеджмент, наладить для сотрудников удаленный доступ к рабочему месту из дома и электронный документооборот, перенести данные в облако, создать чаты в мессенджерах для отделов, заменить сидение на летучках на видеоконференции в Zoom. То есть, добро пожаловать из мануфактуры в XXI век!
Собственно говоря, в компаниях с эффективно устроенным рабочим процессом всё это уже давно есть, и начальник не бегает по офису, а руководит через мессенджер, даже если сидит рядом с подчинёнными; коллеги быстро отвечают по рабочим вопросам по электронной заявке, а не после хождения к ним в комнату и долгих переговоров-просьб. Не буду особо хвалиться, но в таких чётко устроенных компаниях я работал. Там здорово.
Тем более, удалёнка выгоднее работодателю тем, что ему не нужно арендовать офис и оплачивать там коммунальные услуги, охрану и прочее. Можно ощутимо сэкономить.
Вроде бы – мечта? И работодателю расходов меньше за счёт экономии на офисе, и нам не надо на работу ехать, а можно работать дома с дивана, получая за это те же деньги.
Но всё не так радужно.
Кардинально поменяется пространственный принцип наёмного труда. Условно говоря, раньше, чтобы получить хорошую работу, нужно было перебраться из Вологды в Москву, снимать квартиру, каждый день час-полтора ехать на работу в пробках по дороге или давиться в метро, а потом столько же обратно. И работодатель, которому нужен был хороший сотрудник, де-факто доплачивал не только за офис – но и за аренду квартиры в Москве, ежедневную долгую дорогу в офис и обратно, бизнес-ланчи в обед и прочее.
Теперь же, если тебе нужен в Москве хороший сотрудник, ты можешь организовать для него удалённую работу из Вологды. Да, потребуются определенные технические решения – прежде всего обеспечение безопасности при передаче данных через Интернет – но это такой же решаемый вопрос, как вчера – скорость этого самого Интернета.
А коли так, то и платить сотруднику в Вологде можно гораздо меньше, чем в Москве. Да это будет неизбежно снижать уровень зарплат и в самой Москве.
И здесь возникает второе ключевое понятие – сдельная оплата работы.
Вчера работодатель де-факто платил за «пребывание в офисе», за предоставление себя сотрудником в распоряжение руководству – вот он я и можете эксплуатировать меня в мое рабочее время. Периодически шеф подлетал и раздавал ценные указания, но «чайка-менеджмент» не позволяет охватить сразу всех сотрудников и, как правило, за счёт суетливости процесса не предполагает чёткой постановки сроков и критериев.
Сейчас работодатель будет платить за чётко сформулированные и чётко оцененные им по затрате усилий задачи, разбитые на отдельные этапы с техзаданием, дедлайном и прочим. По сути – это сдельная работа. Многих работников официально переведут в статус индивидуальных предпринимателей (что уже давно практикуется во многих компаниях, и даже с руководством демонстративно «ура-патриотической» идеологической ориентации) или самозанятых, работающих по договору оказания услуг.
«Это все-таки изменение от модели управления по процессу, то есть наблюдения за тем, как сотрудник работает, на управление по результату. Ставятся конкретная задача и сроки, и руководителю не важно, сколько человек потратит на это времени, сколько занят в течение суток или в какое время он занят. Главное – решить задачу. Управление по целям и результатам – это must have… Сейчас снова идет возврат к KPI за конкретный результат, по сути, за «сдельную работу». Есть задача. Ты ее выполнил – получил деньги… Люди, которые составляют костяк команды, все-таки должны быть на постоянной занятости в штате, но, возможно, какие-то линейные специалисты будут привлекаться для временной работы. Вообще есть тренд на фриланс, аутсорсинг, аутстаффинг», – отметил[4], комментируя 1 июня BFM.ru итоги вышеупомянутого исследования «Эффект кризиса в глазах топ-менеджмента компаний весной 2020», консультант Института Адизеса Александр Тынянских.
По сути это, что называется «уберизацией». В 2009 году компания Uber придумала экономическую модель, позволяющую продавать услуги пассажирских перевозок, не оформляя при этом водителей в штат, не выплачивая им зарплат и прочее. Компания лишь обеспечивает им непрерывный поток заказов, снимая с их оплат свою комиссию. Разумеется, при этом резко упали цены на пассажирские перевозки, ведь если раньше эту услугу оказывали люди, покупавшие специальную лицензию либо оформленные в штат таксопарков, то теперь «таксовать» смог каждый водитель, подключившийся к системе.
Такой подход – это мощнейший удар по всем социальным завоеваниям трудящихся за несколько веков. Неважно, речь шла про почасовую оплату (как принято в США) или оклад при восьмичасовом рабочем дне и пятидневной рабочей неделе (как чаще всего в мире), но основной принцип был один – привязка оплаты ко времени работы.
Теперь принцип изменяется на оплату результата работы, разбитого на этапы.
Усилит «уберизацию» искусственный интеллект, ведь на дворе XXI век. Не в том смысле, что работать вместо людей будут роботы (хотя, роботизация на Западе уже активно идет – роботы дороже, но им не нужен отдых, время на обед и туалет, социальные выплаты, страховка и прочее). Условно говоря, роботы будут контролировать их. Как отмечает тот же Тынянских: «С точки зрения управления… сильно повышается доля и важность IT-решений в части управления сотрудниками. Повышается роль программных средств, которые компании сейчас используют для понимания, о чем работники думают, какие проблемы у них возникают и в каких направления».
Meet the Robots at Amazon – YouTube – on May 16, 2018
Как это выглядит на Западе – для наглядности. 27 февраля издание The Verge опубликовало большую статью о том, как искусственный интеллект контролирует работу сотрудников в крупных американских компаниях. Ее подробный конспект опубликовал 6 марта сайт vc.ru[7]. Очень поучительное чтение! Приведу несколько больших цитат.
«Один из примеров опасного автоматизированного управления – Amazon. Работниками на складах компании управляет программа: задаёт начало работы, её скорость, даже увольняет людей. У каждого работника есть норма – определённое количество предметов, которые он должен обработать за час. Если не успевает, попадает под автоматическое увольнение… В 2019 году ProPublica, BuzzFeed и другие издания публиковали расследования о водителях службы доставки Amazon. Они рассказали журналистам, что должны следовать составленному алгоритмом маршруту без возможности остановиться, отдохнуть, поесть или сходить в туалет. Из-за этого водители быстро уставали, попадали в аварии и сбивали людей».
Это классическая «уберизация». Можно контролировать и офисных сотрудников.
«В первый рабочий день Рони попросили скачать программу WorkSmart, которую гендиректор Crossover Энди Триба описывает как «Fitbit для работы». По его словам, современный сотрудник постоянно взаимодействует с облачными приложениями, что даёт огромный объём информации. Её можно использовать для повышения производительности… WorkSmart действительно превратил рабочий день Рони в непрерывный: если приложение определит, что Рони недостаточно усердно работает, ему не заплатят. Оно отслеживает нажатия клавиш, щелчки мышью, запущенные приложения, а также каждые десять минут создаёт три случайные фотографии через веб-камеру, чтобы убедиться, что сотрудник за столом. Если Рони отсутствовал во время съёмки или программа считала, что он недостаточно производителен, ему не платили за этот десятиминутный интервал. Коллега Рони отказался предоставить доступ к веб-камере и потерял работу».
Помните пресловутое приложение для заболевших COVID-2019 «Социальный мониторинг» от мэрии Москвы, то и дело требовавшее подтвердить нахождение на месте с помощью селфи, а за отсутствие таковых выписывавшее одно за другим штрафы? Принцип тот же, просто сделано у нас всё было «по-быстрому и на коленке».
Добро пожаловать в прекрасный новый мир цифрового концлагеря .
zavtra.ru/blogs/prem_er_mishustin_povedet_nas_v_tcifrovoj_kontclager_
Премьер Мишустин поведёт нас в цифровой концлагерь?
08:56 20 января 2020
Владислав Мальцев
Источник zavtra.ru/blogs/koshmar_ivana-diplomata 08.06.2020, 03:00
Ссылки
[4] – | «Сейчас, конечно, рынок работодателя, а не рынок кандидата». Кому на самом деле выгодна удаленка?
01.06.2020, 17:26
bfm.ru/news/444987
|
|