ПравдаИнформ: Напечатать статью

О проблемах социального рейтинга

Дата: 29.06.2021 16:36

Признак ущербности не идеи "социального рейтинга" в целом, а конкретной реализации. Первый приходящий в голову альтернативный вариант – opensource с платформой разработки а ля wiki. Прямая демократия, однако! (которой законники, "почему-то", всегда страшатся как огня).

По "социальному рейтингу" Владимир Высоцкий никогда бы не стал народным артистом

colonelcassad.livejournal.com 29.06.2021 11:40

О проблематике `социального рейтинга`

Максим Федоров
К.ф-м. н., вице-президент в области искусственного интеллекта и математического моделирования Сколтеха, эксперт РСМД

Юрий Цветков
Эксперт по вопросам международного регулирования искусственного интеллекта и сквозных технологий, эксперт РСМД


russiancouncil.ru 21 мая 2021
РСМД :: Искусственный интеллект и социальный рейтинг: начало эпохи цифрового концентрационного лагеря «в интересах человечества»?

Цифровизация стремительно меняет нашу жизнь прямо сейчас, в эту самую минуту, проникая буквально во все сферы жизни общества. Просто подумайте, насколько наша повседневная деятельность станет неполноценной (хотя это дискуссионный вопрос), лиши современного человека Интернета, всевозможных гаджетов, электронных госуслуг и аккаунтов в сотнях различных цифровых сервисов (социальные сети, интернет-банкинг, маркетплейсы, подписки на различные мультимедийные сервисы и пр.). Кто-то скажет, что цифровизация — это хорошо, она делает нашу жизнь более легкой и комфортной, высвобождая для человека массу свободного времени. Кто-то, напротив, станет утверждать, что тотальное внедрение «цифры» убивает привычные и традиционные для человека социокультурные связи, что «умные» гаджеты становятся суррогатом живого человеческого общения. И те, и другие по-своему правы, однако ключевым моментом в этой истории является то, что всеми этими высокотехнологичными сервисами мы пользуемся сами — добровольно и без принуждения. Все люди, по крайней мере в теории, по своему желанию и хотению или усилием воли могут ограничить, а то и вовсе исключить из своей каждодневной практики погружение в цифровой мир услуг и развлечений.

Намного сложнее обстоит дело с другой цифровизацией, применение или погружение в которую от нас не зависит, поскольку она влияет на нас без нашего на то согласия и даже без нашего ведома. В данной статье речь пойдет не просто о «Большом брате», следящем и собирающем информацию о каждом человеке через, к примеру, систему городского видеонаблюдения или при использовании привычной для многих электронной системы платежей. Это уже давно свершившийся факт, и разговоры о гипотетической целесообразности такого мониторинга опоздали лет на 10–15. Мы попытаемся проследить путь и осмыслить набирающий популярность (прежде всего, в Китае) феномен «умного Большого брата», существующего в виде комплексной системы «социального рейтинга». Если описать ее двумя словами, то она представляет собой процесс оценки деятельности человека в режиме реального времени на базе технологий искусственного интеллекта (ИИ). Система соцрейтинга собирает, систематизирует и анализирует огромные массивы данных о поведении всех и каждого, принятых решениях и совершенных поступках с целью последующего ранжирования по категориям от «неблагонадежного» до «образцового» гражданина.

Но обо всем по порядку.

Что такое социальный рейтинг?

В классическом научном понимании соцрейтинг имеет мало общего с современными цифровыми технологиями. Изначально это — один из сложных (комплексных) социально-экономических индикаторов, созданных для оценки эффективности деятельности финансовых и кредитных организаций в соответствии с их общественно-социальными целями. Иными словами, соцрейтинг — это некое экспертное мнение о социальных показателях финансового учреждения и вероятности, что такое учреждение отвечает неким общественным целям в соответствии с принятыми социальными ценностями [1]. Характерным воплощением «классического соцрейтига» можно назвать появившиеся в 1990-е гг. системы личного банковского обслуживания, в том числе индивидуальные банковские кредитные рейтинги граждан. Цель их создания заключалась в более осознанном и управляемом кредитовании населения и бизнеса в сельских (удаленных) районах отдельно взятой страны, где частные лица и малые предприятия зачастую не имели документально подтвержденной финансовой истории. Идеологом внедрения кредитного рейтинга в практическую плоскость выступил Всемирный банк, мотивируя это более гибкими возможностями для национальных правительств распоряжаться имеющимися финансовыми инструментами, в том числе в целях недопущения «закредитованности» бизнеса и населения.

Впоследствии — уже в XXI в. — на базе «банковского рейтинга» образовалась целая «система социального рейтинга», главным идеологом которой стала КНР. В китайской интерпретации эта система формируется из трех основных сфер деятельности человека на протяжении всей его жизни:

Отношения с государством — своевременные перечисления налогов и оплата счетов, погашение кредитов, наличие или отсутствие правонарушений и т. д.;
Поведение в обществе — соблюдение, например, правил дорожного движения, норм по рождаемости (количеству детей в семье), честность в профессиональной деятельности, ответственный подход в образовании и т. д.;

Жизнь в цифровом пространстве — поведение человека в виртуальном пространстве, включающее культуру общения с другими пользователями, надежность и качество размещаемой им информации, а также анализ потребительских запросов при использовании цифровых платформ и покупок в интернет-магазинах.
Если отбросить в сторону официальную риторику Компартии и правительства Китая, то местная система присвоения социального рейтинга работает по принципу самого обычного «кнута-пряника», поощряя или наказывая граждан. С технической точки зрения, заданные китайскими программистами алгоритмы ИИ в автоматическом режиме (т. е. без какого-либо влияния со стороны) понижают или повышают социальный рейтинг человека на основе комплекса различных факторов, сопровождающих его жизнь. Согласно последним нововведениям, принятым на законодательном уровне в начале 2021 г., у каждого гражданина КНР есть стартовый рейтинг в 1000 баллов. Если рейтинг больше 1050 баллов, гражданин маркируется индексом «ААА», если рейтинг опускается до 900 баллов, то он уже соответствует категории «В». Рейтинг ниже 849 баллов (категория «С») означает, что гражданин может быть уволен из государственных и муниципальных структур. Рейтинг, не превышающий 599 баллов, определяет гражданина в низшую категорию «D». В числе прочего люди с таким рейтингом не могут претендовать на замещение широкого перечня вакансий, получать кредиты, покупать билеты на некоторые виды транспорта, а также пользоваться многими общественными благами и льготами.

Высокий рейтинг, наоборот, дает возможность пользования всем спектром государственных и общественных услуг в приоритетном порядке: такому человеку открываются возможности упрощенной процедуры оформления документов для поездок за границу, более низкой ставки кредита или ипотеки, лицо получает ощутимые преимущества при трудоустройстве или досрочное повышение по службе, появляются возможности получить скидку на оплату ЖКХ и другие услуги.

К примеру, гражданин может «заработать» дополнительные баллы за волонтерскую деятельность или сдачу крови. Тем не менее, суммарно рейтинг зависит не только от финансовой «надежности» человека или его профессиональной деятельности, но и от многочисленных бытовых факторов, а также мнения общества о человеке.

Таким образом, КНР решила пойти дальше банковско-кредитной системы оценки «экономических возможностей человека», официально распространив в 2014 г. рейтинговую модель на всю систему социально-экономических процессов (активности) населения с целью активного мониторинга китайского общества и дирижирования его развитием согласно концепции «сообщества единой судьбы человечества» [2].

Социальный рейтинг имеет давнюю историю

Следует отметить, что система социального рейтинга — отнюдь не новомодное китайское изобретение последних лет. Предпосылки к ее появлению были заложены в другой системе «социальных индикаторов», сформулированной еще в 1960-х гг. В то время Национальная академия наук США выполняла заказ Национального комитета по аэро – и космической навигации (NASA), который интересовался прогнозированием последствий реализации космической программы для США. В работе группы, возглавляемой социологом Р. Бауэром, выявились серьезные затруднения из-за нехватки определенной социальной информации. В целях восполнения дефицита и последующего осмысления полученных данных в 1966 г. под редакцией Р. Бауэра была издана обширная монография «Социальные индикаторы» (Social Indicators), способствовавшая быстрому распространению увлечения социальными индикаторами во всем мире. Это увлечение получило название «движения за социальные индикаторы».

Стоит отметить, что в последующие годы социальные индикаторы были приняты в качестве аналитического инструмента ведущими международными организациями, такими, как ООН и ОЭСР [3]. Однако в 1980-е гг. финансирование работ по данной проблематике в США сократилось в том числе по причине разочарования политиков, рассчитывавших получить от системы социальных индикаторов более ощутимую отдачу в практической деятельности.

Что касается России, то в конце 1960-х – начале 1970-х гг. социальное планирование распространилось в СССР и охватило все производственные и территориальные уровни: от первичных производственных коллективов до министерств и общенациональных ведомств, от поселков до страны в целом. Социальное планирование в течение нескольких лет стало обязательной процедурой государственной службы. Однако, как и в США, в середине 1980-х гг. это увлечение стало постепенно стихать, а в постсоветской России социальное планирование и вовсе исчезло. Сформировалось стойкое мнение об избыточном значении этой системы для обоснования управленческих решений в сфере регулирования общественных процессов и планирования хозяйственной деятельности. Социальные индикаторы превратились в объект рутинной планово-статистической деятельности во всем цивилизованном мире [4]. К слову, сегодня в российской науке «социальный индикатор» как явление существует в социологии и смежных дисциплинах в виде «показателя, необходимого для диагноза состояния благополучия (благосостояния) или неблагополучия в той или иной части социума и в социуме в целом» [5].

Тем не менее на международном уровне идеология «индикаторов» по-прежнему поддерживается на плаву. Например, международная группа информационных ресурсов Balaton Group периодически обновляет и дополняет свое фундаментальное исследование «Индикаторы и информационные системы для устойчивого развития» (Indicators and Information Systems for Sustainable Development), посвященное практической стороне применения «индикаторов» в госуправлении. В этом документе социальные индикаторы определены как «частичное отражение реальности, основанное на неопределенных и несовершенных моделях… Индикаторы не обязательно должны быть совершенно объективными, и на самом деле лишь немногие из них таковы. Несмотря на трудности и неопределенность, мы не можем управлять без индикаторов». Иными словами, многие международные исследователи осознают несовершенность и высокую погрешность этой системы оценки, но в силу разных причин продолжают активно лоббировать ее применение.

Причина, по которой мы столько времени уделили освещению темы социальных индикаторов, состоит в том, что социальный рейтинг сегодня — это и есть не что иное, как совокупность социальных индикаторов, оценку которым дает некая автоматизированная система. В упрощенном виде весь процесс сводится к следующей схеме: в сложную алгоритмическую систему стекаются массивы информации (как выясняется, далеко не объективной и имеющей высокую погрешность) по всевозможным аспектам жизни человека и общества в целом. Система обрабатывает и анализирует поступившие данные и на основании заранее заданных программистами критериев выдает персональную оценку тому или иному человеку и ставит «диагноз» его взаимоотношениям с социумом. На основе выходных данных, то есть индивидуальной оценки или рейтинга гражданина, государственные учреждения и общественные институты будут формировать модель взаимодействия с ним. Именно здесь, в природе социального рейтинга, кроется ответ на главный вопрос: стоит ли внедрять эту модель контроля и оценки общества или нет?

По нашему мнению, — нет, не стоит. И дело здесь не только в том, что машинная оценка базируется на изначально необъективных данных. Есть куда более опасные вещи, многие из которых пока еще считаются областью научно-фантастической антиутопии и поэтому до конца не осознаются, но очень быстро станут реальностью в случае активного применения соцрейтинга на практике. О них мы поговорим более подробно.

Лоббисты социального рейтинга, преимущественно крупные бизнес-структуры (не только в Китае, но и во многих странах мира), ратуют за его внедрение, поскольку видят в нем «передовой» и «технически совершенный» инструментарий оценки социально-экономических и поведенческих паттернов человека в мире «цифрового капитализма». Таким образом они выводят на первый план ультракапиталистическую идею — рассматривать человека как некий товар с «ценником». Даже если отбросить в сторону этическую сторону вопроса о том, что человек и его жизнь — это не товар и не объект для экспериментов привилегированного сословия над менее оборотистыми сородичами, такой подход крупного капитала является весьма поверхностным и научно не обоснованным. Он не учитывает объективные риски как технологического, так и правочеловеческого свойства при применении соцрейтинга на практике. Попытки навязать некий универсальный шаблон «правильного» потребителя с точки зрения цифрового капитализма XXI века вряд ли способны значительно и надолго увеличить генерацию прибыли, равно как и повысить управляемость общества в целом. Скорее, наоборот. Против соцрейтинга, во-первых, будет сама природа человека, поскольку любая система диктата меньшинства, вне зависимости от имеющихся средств и методов контроля за сегрегацией (рабовладельческий строй в период Античности, колониальные режимы в Новое время или система апартеида в XX веке), на длинной дистанции обречена. Во-вторых, уже выявленные технологические изъяны и несовершенства конструкции «умной оценки общества» в равной степени будут работать против всех членов общества, даже формально привилегированных — и это один из главных рисков, который не учитывают сторонники соцрейтинга. Гарантированного иммунитета от результатов воздействия технологии не будет ни у кого.

Основные проблемы концепции социального рейтинга при применении на практике

1. Непрозрачность правил и алгоритмов, на основе которых система социального рейтинга будет давать оценки поведению человека.

Текущий, прежде всего китайский, опыт внедрения элементов соцрейтинга не дает ответа на вопрос о том, кто имеет или будет иметь право писать и закладывать в интеллектуальную систему правила и критерии оценки действиям человека. Какова степень ответственности таких людей за принятие решений, которые могут иметь судьбоносное значение для десятков миллионов (если говорить о России) сограждан? Согласится ли общество делегировать, условно говоря, системным администраторам право решать, какие критерии будут служить мерилом оценки деятельности человека? Чем их восприятие «правильности» и «неправильности» лучше и объективнее восприятия и мнений других людей и норм законодательства?

Помимо человеческого фактора, остается неясным, как система соцрейтинга, использующая ИИ для обработки огромных массивов данных граждан в масштабах страны или отдельно взятого социума, принимает решения. Китайская модель, например, функционирует по принципу классического «черного ящика». Это означает, что получаемые на выходе результаты не подразумевают объяснения причин и обстоятельств, по которым ИИ-система делает выводы и принимает решения. Людям остается лишь принять как должное тот факт, что «интеллектуальная» машина в режиме реального времени каким-то образом «сортирует» их по группам в зависимости от поведения и совершенных поступков, даже если последние не противоречат закону. Здесь будет уместно вспомнить один из эпизодов во многом пророческого мини-сериала «Черное зеркало» (серия «Под откос», англ. — «Nosedive»), в котором главная героиня в стремлении улучшить свой индивидуальный рейтинг для получения возможности арендовать жилье в престижном районе скатывается на самое дно рейтинга, не совершив при этом ни одного противоправного деяния.

2. Никто не застрахован от социального деранкинга.

Некоторые лоббисты системы социального рейтинга наивно полагают, что следование определенным шаблонам «хорошего гражданина» является гарантией нахождения человека в верхней привилегированной группе. Однако, как и любая другая сложная технология, социальный рейтинг на основе ИИ способен не только отслеживать общий фон вокруг человека на основе определенной системы социальных индикаторов, но и идти дальше — формировать о таком лице «мнение» с учетом мультипликативного эффекта от восприятия поведения человека всем социумом. Например, популярная медийная личность (политик, артист или спортсмен), с одной стороны, имеет больше возможностей для поддержания своего соцрейтинга на высоком уровне за счет кумулятивного эффекта от его положительного имиджа. С другой стороны, при спланированной информационной кампании по его дискредитации или просто при совершении неблаговидного поступка, ставшего достоянием общественности, «интеллектуальная» система социального рейтинга будет учитывать меняющееся в худшую сторону восприятие этого лица в обществе, и такому человеку впоследствии будет сложнее «выправить» свой рейтинг «хорошими поступками». Система будет давать усредненную оценку человеку с учетом «хороших» дел и «плохого» имиджа в медийном пространстве.

3. Система социального рейтинга может иметь большое количество звеньев.

«Сортировка» людей по категориям в зависимости от их текущего социального рейтинга будет иметь далеко идущие последствия во всех сферах жизни. Например, человека с недостаточно высоким рейтингом вряд ли возьмут на престижную или хорошо оплачиваемую работу, даже если он полностью соответствует всем формальным требованиям. Он в итоге и не поймет, в связи с чем и почему ему отказали. Там, где законом человеку гарантируется защита от дискриминации и равное обращение, будет всплывать «цифровой надсмотрщик» со своим «особым» мнением, которое в итоге и станет определяющим (а если не станет, то зачем тогда вообще нужен соцрейтинг?). Фундаментальное право каждого человека — право выбора, включая право свободно и по своей воле распоряжаться данной при рождении жизнью, будет пропорционально ограничиваться занимаемому месту в социальном рейтинге. Неоплаченный вовремя штраф за нарушение ПДД или невыполненная в срок «программа по детям» могут самым неожиданным образом проявиться в будущем и сыграть определяющую роль в судьбе человека при реализации его планов на жизнь.

4. Цифровая дискриминация человека.

Принятие системы социального рейтинга на государственном уровне в Российской Федерации означает появление параллельных с Конституцией и другими нормативно-правовыми актами «цифрового свода закона» и «цифрового процессуального кодекса» (совокупность социальных индикаторов и алгоритмов по сбору, анализу и оценке входящей в систему ИИ информации о человеке). С одной стороны, в Конституции гарантируются равные права и обязанности, а с другой — может возникнуть полноценный механизм дискриминации и ограничения прав человека без совершения им противоправных деяний, являющихся таковыми по действующему законодательству. На прошлогоднем референдуме по поправкам в Конституцию, граждане России, в числе прочего, проголосовали за примат Основного закона над нормами международного права. Как представляется, в случае внедрения соцрейтинга, неизбежное за этим «понижение» Конституции до подчиненного положения к «цифровому своду законов» — это явно не то, за что совсем недавно голосовали россияне.

Существует прямая угроза, что социальный рейтинг превратится в диктатуру определенной системы «цифровых» ценностей, внедренных никому не известными программистами в непонятно по каким критериям работающую автоматизированную систему. Это, к слову, является прямым нарушением седьмой статьи Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободное развитие человека.

5. Система социального рейтинга ведет к социальной дестабилизации.

Внедрение даже отдельных элементов соцрейтинга может оказаться весьма криминогенным: кто не захочет за умеренную плату «подкрутить» свой рейтинг и оказаться в итоге в категории уровнем выше? Кроме того, социальный рейтинг — явная провокация общественной напряженности. Он, очевидно, вызовет протестные настроения в обществе, что опять-таки прямо противоречит недавним поправкам в Конституции России, согласно которым государство обязано создавать условия для взаимного доверия между ним и обществом.

В этом контексте остается в подвешенном состоянии вопрос «транзита» человека из одной категории социального рейтинга в другую. Китайский опыт, например, говорит о прямой угрозе легального «закрепощения» человека, то есть пожизненного нахождения внизу рейтинговой пирамиды по причине объективного сужения возможностей для последнего по улучшению своих показателей. Изначально ориентированная на дискриминацию концепция социального рейтинга будет ущемлять в правах лица, которые хоть и не нарушают закон, но не «зарабатывают» в достаточной мере баллы «хорошего гражданина». Как мы уже отмечали, чем ниже в иерархической табели соцрейтинга находится человек, тем у него меньше предусмотренных правилами системы возможностей «зарекомендовать» себя «хорошим» членом общества.

В России, несмотря на отсутствие комплексных исследований по данной проблематике, тем не менее, уже создается юридическая основа для неких критериев оценки людей и общества в целом, схожих по своей природе с социальным рейтингом. Например, в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (направление «Цифровое государственное управление») зафиксировано, что в будущем появятся открытые профили компетенций граждан с «траекториями их развития», а к 2024 г. должна быть создана еще и система идентификации, включающая в себя биометрические данные и цифровые профили граждан. В этом же документе говорится, что запланировано исключение человека из участия в процессе принятия решения при предоставлении госуслуг. Все это косвенно свидетельствует о том, что подготовка основы для возможного внедрения социального рейтинга уже ведется.

Барьер для социального рейтинга в Евросоюзе

На этом фоне примечательно, что риски внедрения социального рейтинга были выявлены и осознаны руководящими структурами Европейского союза уже на ранней стадии. В апреле 2021 г. Еврокомиссия предложила запретить внедрение технологий ИИ (постановление «О европейском подходе к искусственному интеллекту»), которые используются для «массового наблюдения, применяемого в обобщенном виде ко всем физическим лицам без каких-либо различий». Незаконными станут такие методы наблюдения, как «мониторинг и отслеживание физических лиц в цифровой или физической среде, а также автоматическое агрегирование и анализ персональных данных из различных источников».

Евросоюз, в случае утверждения указанной инициативы в Европарламенте и Евросовете, полностью запретит использование ИИ-систем «высокого риска» и ограничит применение других в случае, если они не будут соответствовать новым стандартам. Примечательно, что в категорию «высокого риска» в числе прочего попали технологии ИИ в роботизированной хирургии, ИИ в программном обеспечении для найма сотрудников, ИИ для проверки документов и верификации доказательств (в судопроизводстве), а также ИИ для оценки кредитного рейтинга граждан — первичного элемента всей системы социального рейтинга. Более того, в пояснении к документу Еврокомиссии отмечается, что сама суть соцрейтинга и использование ИИ в «приложениях, которые манипулируют поведением человека, чтобы обойти его волю», являются неприемлемыми. Представители бизнеса, которые проигнорируют новые правила, могут быть оштрафованы на сумму до 20 млн евро или на 4% от годового оборота.

Что дальше?

Неоднозначный, а, по нашему мнению, чрезвычайно опасный, пример Китая иллюстрирует необходимость самым решительным образом противодействовать возможному внедрению рейтинговых систем на территории Российской Федерации. В этом смысле подход Евросоюза может быть взят за основу. В целях объективной оценки феномена соцрейтинга и формирования комплекса мер по защите конституционных прав российских граждан в эпоху «цифрового капитализма» полагаем, что настало время инициировать полноценные научные исследования по данной теме. Полученные результаты должны быть вынесены на широкое публичное обсуждение с участием представителей всех слоев общества (научно-экспертного сообщества, правозащитных организаций, законодателей, деловых кругов, политических партий, гражданского общества и т. д.) По их итогам, вероятно, следует рассмотреть возможность закрепления достигнутых результатов на общероссийском референдуме.



Интернет и обитающая в нем «цифра» — это не только «территория свободы», но и место столкновения западноцентричной модели применения ИИ с остальным миром, роль выразителя интересов которого активно примеряет на себя Китай.

Через 3–5 лет значение ИИ для массовых цифровых платформ и глобального информпространства в целом станет колоссальным. Сложные алгоритмические системы превратятся в полноценный инструмент экономического и геополитического противоборства. Новая среда окажет влияние на культурный код человека, что в конечном счете приведет его к единообразному цифровому шаблону потребителя. Такой сценарий — грозит непредсказуемым и опасным результатом.

В последние годы корпорация Google использует технологии ИИ для автоматического осмысления сложных поисковых запросов, оптимизации поисковой выдачи, включая «деранкинг» нежелательных источников информации и отдельных публикаций (характерный пример — искусственное занижение с конца 2017 г. вероятности появления в поисковике Google ссылок на ресурсы медиахолдинга «РТ») и развития «умной» системы рекомендаций на принадлежащих компании ресурсах, в частности, YouTube. Такой подход Alphabet и многих других транснациональных корпораций ведет к стремительной фрагментации международного информационного пространства в угоду сугубо коммерческим интересам или интересам государственно-частного партнерства. Формирование универсального международного нормативно-правового регулирования или хотя бы неких общепринятых «правил игры» становится попросту невозможным. В качестве иллюстрации — шесть из семи самых дорогих компаний мира являются американскими и китайскими ИКТ-гигантами, активно разрабатывающие и использующие алгоритмы ИИ в своих цифровых платформах и сервисах (Microsoft, Amazon, Alphabet, Apple, Facebook, Alibaba и Tencent).


Максим Федоров
К.ф-м. н., вице-президент в области искусственного интеллекта и математического моделирования Сколтеха, эксперт РСМД

Юрий Цветков
Эксперт по вопросам международного регулирования искусственного интеллекта и сквозных технологий, эксперт РСМД




Комментарии


aniskin1877

Правильно описали опасности, не дописали ещё одно.
Человек настолько многогранен, что может быть прекрасен в одном и мерзостен в другом.
Прекрасный пример Высоцкий.

А кто будет решать систему приоритетов рейтинга?
Правительство? Это даже не смешно, там есть такие персонажи с которыми на одном поле не сядешь.

А потом жёсткий диктат «хорошо-плохо», со стороны государства не приведет ни к какому развитию общества.

В Европе педераст хорошо, негр хорошо, трансгендер ещё лучше

Китай делает огромную ошибку, я считаю

yxonep

Можно сколько угодно писать про опасность соцрейтинга, но нам от него никак не отвертеться. Сейчас социальное благополучие человека обеспечивается накопленными им деньгами. В ближайшем будущем — накопленным соцрейтингом.
И дело тут даже не в том, что соцрейтинг более справедлив, чем деньги, которые зачастую не от "трудов праведных". А чисто в эффективности. Соцрейтинг лучше стимулирует общественный труд, чем деньги. То есть, страна, население которой мотивировано зарабатыванием соцрейтинга, получит преимущество перед страной, население которой мотивировано зарабатыванием денег. Соцрейтинг обеспечит, таким образом, мировое господство державам, широко его применяющим.

Понятно, что мировые финансовые центры обеспокоены появлением нового стимула экономической активности взамен денег. Ведь это подрывает их власть над миром. Но скоро они сообразят, что этот процесс не остановить, и тогда постараются его возглавить.

Что касается китайцев, то они, мне кажется, переоценивают способности искусственного интеллекта. Социальный рейтинг все же должен быть социальным. То есть, определяться обществом, а не компьютером. Информационные системы должны быть лишь техническим носителем социального рейтинга, а не источником его.

nuda_zanuda

С ужасом жду внедрения этого инструмента в нашу жизнь. Наличие собственного мнения или, например, несогласие с политикой поехавшего от безнаказанности, тупого и невежественного начальника, или просто знания, отличные от последней методички, озвученной на утренней "полуторачасовке ненависти", будут приводить людей даже не в категорию "D", а в категорию "Z" – "враг народа" без суда и следствия...

Alexander Scripter

При этом любители рейтингов скромно умалчивают, что все эти рейтинги – они только "для быдла", а партийные-то бонзы под него не попадают, он им по особенным алгоритмам высчитывается, когда делать можно что хочешь, а рейтинг только растёт.

Да что говорить, когда к российской верхушке даже ими же написанные законы почему-то не применяются. Какой-нибудь Захаровой можно сравнивать Сталина с Гитлером и разжигать, и Мединскому можно, а быдлу нельзя, рылом не вышли.

А с рейтингом ещё круче будет. Посмотрим, как запоют все те уроды, которые сейчас за него топят, когда их дочь изнасилует какой-нибудь мажор и получит за это только плюс в рейтинг (за активное улучшение демографической ситуации), а вы получите минус в рейтинг для всей вашей семьи за то, что она сопротивлялась и смеет возмущаться, клевеща на представителя власти.

Александр Харитонов

1. Пример мини-сериала «Черное зеркало» плох, насколько я помню ТП из той серии не хотела быть лучше, она хотела казаться лучше, в итоге как и положено – карточный домик легко рушится, по сравнению с каменным замком.
Но вопрос интересны, думаю его можно решить и это не сложно, другое дело самый главный, что бы не оказался "плохим человеком", но так в любой вертикальной системе может произойти, так что она ничем не хуже тех же демократических выборов президента и правительства.
Вывод – притянуто за уши (если смотреть с точки зрения демократического капитализма), хотя при научном социализме, проблема легко решаема.

2. Что мешает сделать нормальный алгоритм? И в целом медийная фигура на то и медийная, много "плюсиков в карму" за хороший поступок, много "минусов в карму" за плохой, не вижу в этом проблему.
А информационная война – другое ведомство должно этим заниматься.
Вывод – проблемы нет.

3. Так это не проблема, это как раз плюс такой системы. если человек косячник в жизни, то в работе он будет так же косячить. а если он еще и настолько тупой, что непонимает где косячит, значит он и специалист фиговый.
Таким образом будут отсеиваться люди с красным дипломом и пустотой в голове. всецело за.
Вывод – не проблема, а достоинство системы.

4. Не понимаю проблемы. например физиком ядерщиком человека с улицы не берут, ну или хирургом, что же это дискриминация? и тут также, зачем принимать какието законы над конституцией и тянуть сову на глобус. я не законотворец, но думаю все это можно подчиненными законами сделать.
вывод – не понял в чем проблема сделать не как описали закон, а нормальный.

5. Тоже не понял в чем проблема. людям и сейчас не нравятся, что им не дают нарушать закон (камеры например многие не любят). По мне как раз это и нужно, раз люди не могут себя сами вести хорошо, нужен "большой брат" который возьмёт на себя роль человеческой "совести".
вывод – снова не вижу проблемы, а если правильно понял авторов, то это наоборот достоинство.

Итого я вижу одну проблемы – человек, человек который наверху будет принимать решение. Так как он выходец из всех этих людей, он может не сделать номально работающей системы (пункт первый). данную проблему решит попробовать можно, хоть это и будет сложно в нынешнем обществе.

У нас если сделают получится плохо, в силу разных факторов, но все они основаны на человеческом.

slonik_ora

Это о проблематике любого рейтинга, и неважно, кто подсчитывает баллы — несовершенный ИИ или неграмотный чиновник. Если что-то решается не по гамбургскому счёту, а путём заполнения стандартной таблички с баллами, результат никогда не будет блестящим. В самом чудесном и оптимальном случае он будет немного выше среднего, на три с плюсом. Гляньте в качестве примера на финалисток любого конкурса красоты — там ведь половина конкурсанток страшнее ядерной войны. Именно потому, что подсчёт ведётся в сантиметрах и килограммах, то есть строго в соответствии с правилами рейтинга.

Проблема не нова. Для того, чтобы кого-то правильно оценить, экзаменатор должен быть хоть чуть-чуть компетентнее в данной области, чем экзаменуемый. Тренер по плаванию должен уметь уверенно держаться на воде, учитель литературы — как минимум читать не по слогам, сержант-инструктор должен знать, как отсоединить рожок у автомата. Но в государственных масштабах по по всему миру всеми процессами управляют чиновники. Для некомпетентных людей в любой области деятельности, да и просто для середнячков-посредственностей, единственный выход как-то оставаться на плаву — это создать табличку, в которой за какие-то параметры начисляются некие баллы. Логика проста: есть табличка — значит, думать не надо. Значит, ответственность за решение не на мне, а на разработчике таблички.
В результате всеобщих рейтингов имеем взрывной рост некомпетентности во всех сферах. И ситуация чуть получше лишь в тех местах, где на рейтинги положили с прибором, и при оценке конкретных людей вникают в суть вопроса.

andreyby

Какой жир

Это просто праздник, а не статья.

Короткий вывод: статья написана апологетами "законности" в смысле абсолютного примата писаного кодекса, в котором – это важно! – всегда есть косяки и дыры, которыми можно (и, видимо, нужно, но в тексте на это, хоть и намекается, но очень тонко) пользоваться. А внедрение в практику более тонкого учёта поведения (каковой учёт как раз и возможен только посредством big data и обработки этих самых data сложными алгоритмами, которые почему-то принято называть "интеллектом") – резко рубит возможности по использованию косяков и игнорированию всего, в закон не вошедшего. Печаль для аутсорсящих мораль.

Самые весёлые моменты:

В зависимости от поведения и совершенных поступков, даже если последние не противоречат закону.

Тут и комментировать нечего.

Текущий... опыт внедрения элементов соцрейтинга не дает ответа... кто имеет или будет иметь право писать и закладывать... правила и критерии оценки действиям человека

Китайская модель, например, функционирует по принципу классического «черного ящика».

Признак ущербности не идеи в целом, а конкретной реализации. Первый приходящий в голову альтернативный вариант – opensource с платформой разработки а ля wiki. Прямая демократия, однако! (которой законники, почему-то, всегда страшатся как огня).

Популярная личность при спланированной кампании по дискредитации или просто при совершении неблаговидного поступка. Впоследствии будет сложнее «выправить» свой рейтинг «хорошими поступками».
Ой, ну надо же! Популярность накладывает дополнительные требования к человеку! Кто бы мог подумать.

Человека с недостаточно высоким рейтингом вряд ли возьмут на престижную или хорошо оплачиваемую работу, даже если он полностью соответствует всем формальным требованиям. Он в итоге и не поймет, в связи с чем и почему ему отказали.
Не поймёт – тем более правильно не взяли. Формальные требования – как билет на экзамене: требование необходимое, но совсем не достаточное.

Фундаментальное право каждого человека – право выбора.
Которое неизбежно сопровождается столь же фундаментальной обязанностью за свой выбор отвечать. Но об обязанностях даже думать очень неприятно, что уж там про "обсуждать".

Кто не захочет за умеренную плату «подкрутить» свой рейтинг?
Видимо, те же люди, кто не дают на лапу. Такие есть. Сюрприз.

То есть пожизненное нахождение внизу рейтинговой пирамиды по причине объективного сужения возможностей для последнего по улучшению своих показателей.
Потерять репутацию – легко, вернуть – куда сложнее. Снова сюрприз.

zigurd

Авторы немного не договаривают, что сегодняшний действующий социальный рейтинг (ака бабушка у подъезда) основывается на еще более недостоверной и неполной информации. Однако, оказывается достаточно точным.
После фраз про то, что неуплаченный штраф в будущем может сломать жизнь, и про то, что появится параллельный свод законов, чтение из занимательного превратилось в раздражающее из-за участившихся фейспалмов.
К сожалению, уровень компетенции авторов желает лучшего.

maxim_2010

В статье рассмотрены в основном технические и этические моменты,
но упущен самый важный, – в жизни есть примеры, когда идеальный человек становится предателем, а убогий алкаш спасает всех.

Идеи про рейтинг идут он неправильного толкования принципа Парето.
Восемьдесят процентов это не балласт от которого надо избавляться, а это обязательное условие, для возникновения тех 20 процентов лидеров.

Yoregg Bush

Как-то мутно с этими рейтингами всё-таки. Начнут с малого, а до чего дойдут в итоге, хрен его знает. Например, адепты социально-расовой сегрегации, если получат власть, могут благодаря этим рейтингам оторваться по полной. Некоторые из них и не скрывают, что хотят поделить население на элоев и морлоков. Нет, я не спорю, среди избирателей Путина хватает коротконогих коренастых краснокожих круглоголовых низколобых свинолицых брахицефалов, в просторечии именуемых мужики (а также братаны, брателлы, братухи, братишки, чуваки, кенты, пацики), работающих таксистами, экспедиторами, слесарями и т.п. Я допустим, полная им противоположность, мужиком никогда не был, но тоже на стороне ВВП (непринципиально, почему). Но может получится, что когда то ты голосовал за... да неважно даже, за кого, значит, получай снижение рейтинга. Вот это будет хреново.

karachee

Никакого выбора между быть социальному рейтингу, или не быть — нет. И почему это так? Потому что он чертовски выгоден, а у нас во первых капитализм, во вторых — экономическое соперничество держав.

Выбор может быть только между публичным, официальным, единым, государственным соцрейтингом, или между набором частных, не публичных, не официальных, тайных соцрейтингвх. В первом случае тебя не пускают на самолёт, не дают кредита и ты знаешь причину, во втором случае для тебя никогда нет билетов, а банк вынужден отказать и не будет никакого способа понять почему и доколе. Просто ты в неком черном списке и это не лечится уже ни через кого.

То государство, которое первым оптимально настроит свою систему соцрейтинга получит колоссальное экономическое преимущество за счёт системы мотивации граждан вообще и работников в частности в реальном масштабе времени. Но для этого надо экспериментировать. Будут ли граждане от этого счастливее? Вряд-ли, но счастье в карман не положишь.

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru