ПравдаИнформ: Напечатать статью

И снова о кино. Как русские вошли в Париж?

Дата: 17.01.2022 02:21

15.01.2022  

 

Интервью с Владимиром Бортко: «Европа помнит, а мы забыли»

 

 «История повторяется. Во время войны с Наполеоном вся Европа шла на нас! Но чем ближе наша армия подходила к Парижу, тем больше бывших врагов оказывалось нашими союзниками».

 

Кто был «первым» в Европе?

 

Валентина Оберемко,  «АиФ»:

Владимир Владимирович, у вас в планах фильм о Наполеоне и Александре I, о войне 1812 г. Но это история двухвековой давности! Молодое поколение даже Великую Отечественную войну воспринимает как что-то из далёкого прошлого. А ведь в кино ходят в основном они. Эта тема их зацепит?

 

Владимир Бортко: 

Я хотел сделать 8-серийный фильм не для кино, а для ТВ и интернета. Уж на экран компьютера-то молодёжь смотрит!

Узнать о том, что после Бородинского сражения война продолжалась ещё 2 года, и посмотреть на вход наших войск в Париж, думаю, молодому поколению будет интересно.

Об этом, увы, говорят мало. Сегодня мало кто помнит, что до 1914 г., до Первой мировой войны, вход наших войск в Париж отмечался так же масштабно, как ныне взятие Берлина в мае 1945-го. Но сперва царское правительство подружилось с Францией, а потом правительство советское не хотело много вспоминать об императоре Александре, поэтому его потеснил Кутузов, который стал главным героем войны 1812 г.

Я не занижаю заслуг Кутузова, но он был в той войне далеко не «первой скрипкой», ею был именно Александр. И мне казалось важным рассказать не только о том, как наши входили в Париж, но и о двух людях, которые друг без друга не существуют в этой истории, – Александра I не существует без Наполеона, а Наполеона – без Александра I.

Один – военный гений, руководитель практически всей Европы. Второй – царь со своеобразным характером. Александр уступал Наполеону во всём, кроме одного – упорства и желания его победить, что в итоге и сделал.

Вот про это я и хочу снять фильм.

А ещё – про крупнейшие сражения той эпохи, из которых мы, Русские,  вышли победителями.

Но оказалось, что это никому не нужно.  Это неактуально! На это нет денег...

Нам говорят: «Давайте будем делать кино о нашей истории, будем рассказывать молодому поколению, какие у нас были люди, какие мы были молодцы, покажем им пример!»

Я с удовольствием рассказал бы историю нашей величайшей победы над Наполеоном, о которой мы почему-то забыли. Но… Неужели у нас теперь такая короткая память, что мы помним только на 100 лет назад?

– Возможно, слишком уж быстро и слишком кардинально меняются реалии?

– А вам не кажется, что история постоянно повторяется? В армии Наполеона были собраны ублюдки  со всей Европы. Вся Европа шла против нас! А потом европейские страны начали переходить на нашу сторону. То же самое произошло и в 1945 г.

Кстати, войны с Наполеоном могло бы и не быть. Он ведь сватался к сестре Александра, но получил отказ. А если бы она ему не отказала, мировая история пошла бы по другому пути.

Когда-то Сергей Бондарчук снял про те события «Войну и мир», это кино стало классикой. Трудно найти европейскую столицу, где не упоминалось бы имя Александра I.

В Берлине есть Александерплац, в Париже – две улицы и мост его имени.

 Это признанный миром великий человек, наш соотечественник! Европа его помнит, а мы забыли. Даже в Петербурге не все знают, в честь кого поставлена колонна у Зимнего дворца, а в Москве – почему главный храм называется храмом Христа Спасителя…

 

– У нас сегодня историю изучают активно, много снимают фильмов и про советское время. Такое увлечение прошлым во вред не пойдёт?

 

– Неважно, про какое время рассказывают, всё зависит от того, как о нём говорят. Многие   хают советское время: как, мол, всё было плохо, как кровавый  НКВД всех убивал. Такой взгляд на историю формирует у молодого поколения  ненависть к своей стране, а не любовь и гордость за неё.

Сейчас часто звучит: патриотическое воспитание надо усилить. Но воспитание патриотизма – это прежде всего талантливый рассказ о том, во что ты искренне веришь. Но пока усиливают это воспитание… весьма и весьма  своеобразно.

 

Кому нужны разговоры о вечном?

 

– В прошлом году к юбилею Достоевского вновь показывали ваш сериал «Идиот». На ваш взгляд, творчество Достоевского созвучно сегодняшнему времени?

– В каждую эпоху превалирует определённый вид искусства. В Древнем Египте это была архитектура, в Средние века в Италии – живопись. У нас в России  когда-то был расцвет литературы. Но сегодня литература, увы, уступает другим видам искусства. Люди стали меньше читать.

Но есть вещи в литературе, созвучные любому времени. Толстой, Достоевский говорили с нами о вечном, о жизни человеческой души. Это всегда современно.

 

– А Владимир Мединский предложил не загружать в школе детей изучением Достоевского, потому что это слишком сложный писатель. Согласны?

– Это личное мнение господина Мединского. Конечно, Достоевский сложен! Но всё равно хорошо, если молодые люди его прочтут.

Вы знаете, как учили литературу в Древнем Риме?

Я вам расскажу. Писателей было немало: Овидий, Вергилий с Плутархом… Молодое поколение должно было их изучать, чтобы отличаться от варваров уровнем знаний. По дошедшим до нас воспоминаниям, в том числе и римских императоров, тот, кто учился плохо, получал порку. И знаете, судя по цитированию этих авторов императорами, это приносило плоды.

 Та же самая система существовала в Англии. Байрона пороли –  и это пошло на пользу, вырос великий писатель. Там в университетах перестали пороть лишь в прошлом столетии. И дело сразу пошло хуже.

Я, конечно, шучу. Но заставлять учиться нужно, заставлять зубрить на память стихи   Пушкина – необходимо. Нравится, не нравится, понимаешь, не понимаешь – учи!

«Я помню чудное мгновенье…»

Запомни, пригодится: своей дочке  в нужный момент прочтёшь. Или о Советской Родине вспомнишь…

Вот Советскую школу вспоминают не только добрым словом, говорят, что в ней детей муштровали, строго относились. Меня и моих друзей муштровали.  Муштровали? А ведь неплохо получилось, мы собой довольны.  

 

– Мы с вами говорили про Достоевского, а если взять Булгакова, «Собачье сердце», которого вы тоже экранизировали. Он сегодняшнему времени   созвучен? Профессор  Преображенский, представители вымирающей интеллигенции, ещё ходят по нашим улицам?

– Булгакова понять проще, чем Достоевского. Я и одного, и другого люблю. Булгаков – очень хороший писатель, но уровень Достоевского – это вершина человеческого духа.

Что касается героев, то шариковы, швондеры были, есть и будут всегда, как и профессор  Преображенский.

Профессор Преображенский – интеллектуал, а не ненешняя вымирающая интеллигенция.

Что такое интеллигенция?

Определений этого термина  - масса, но никто так до конца и не понял, кто это и что это.

У Владимира Ленина тоже было определение интеллигенции. Не придерживаюсь его точки зрения, но тем не менее это было им написано: «интеллигенция – не мозг нации, а г…».

 

Въезд Наполеона в опустевшую, покинутую жителями  Москву (1812 г.)

 И въезд императора Александра I в Париж (1814 г.), жители которого на улицах радостно встречали победителей.

Почувствуйте разницу.

 Фото: репродукция/ Картины Алексея Кившенко

 

 

https://aif.ru/society/history/vladimir_bortko_evropa_pomnit_a_my_zabyli?fbclid=IwAR2YLQy1fhwIx4LuSOjaLb82_1PHuMWdnZlDLqbAVtPj8HYDPy2zdiAhnAE

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru