ПравдаИнформ: Напечатать статью

ЕАЭС и макроэкономика

Дата: 03.05.2022 09:14

Новый Век , t.me/Wek_ru/16129 , [01.05.2022]

ЗЕРНО ТОРПЕДИРУЕТ ЕАЭС

Казахстан возмутился ограничениями на экспорт зерновых в страны ЕАЭС и вынес своё возмущение на всеобщее обсуждение на Евразийской экономической комиссии. То есть это прямой демарш.

У казахов своя правда – у них не особо урожайный год, при отмене импорта из России свыше половины мельниц останавливают работу. У нас правда своя – рынок необходимо защитить от роста цен. Более того, развал между внутренними ценами и экспортными таков, что экспорт прямо оголяет внутренний рынок, попросту оставляя Россию без хлеба. При этом партнёры по ЕАЭС легко используют особые условия внутри союза для дальнейшего реэкспорта. То есть, грубо говоря, купили у нас по внутренним ценам, потому что дети без хлеба сидят, а сами перегнали зерно куда-нибудь в не входящие в ЕАЭС страны, присваивая себе экспортную прибыль наших производителей. Понятно, что этого позволять нельзя.

С Казахстаном в данном конкретном случае, думаем, договорятся. Какие-нибудь ограниченные квоты дадут и контроль за целевым использованием установят. Но сама ситуация симптоматична. Она впервые ярко показывает на практике, что ЕАЭС – конструкция чрезвычайно хрупкая.

По совести, говоря, ЕАЭС нужен России только для удовлетворения геополитических амбиций руководства – хоть кусок СССР, но держим при себе и под собой. Экономического смысла в этом косплее ЕС и ВТО никакого нет. А цена вопроса высоковата: по факту мы распространяем правила своего внутреннего рынка на несколько других стран и полностью приравниваем их производителей к отечественным. На отечественных производителей у нас льётся денежный дождь господдержки, которая фактически масштабируется на экономически ничтожные страны, в которых у нас серьёзных хозяйственных интересов нет и в обозримом будущем не появится.

Теперь казахи первыми показывают нам, что сделать шаг влево – шаг вправо от безразмерной системы преференций они нам не дадут, при этом откровенно заявляя, что собираются выполнять в отношении нас все антироссийские санкции. И другие участники конвенции этот пример прекрасно понимают и при необходимости ему последуют. При этом интересы российской экономики в сложившихся условиях постепенной мировой изоляции требуют, естественно, вкладываться в себя, а балласт сбрасывать. Но развалить ЕАЭС вот прямо сейчас на фоне остальных наших геополитических успехов – это было бы слишком. Груз, по-видимому, придётся нести и делать вид, что так и было задумано


ДУМАем Z , t.me/dumayem/9657 , [01.05.2022]

Есть такой персонаж в казахской политике – Тимур Сулейменов. Видимо, слуга двух господ.

После окончания Павлодарского госуниверситета – с 2000 по 2002 год обучался в США, окончил магистратуру Мэрилендского университета по специальности — магистр бизнеса со специализацией «Финансы».
С 2002 по 2006 годы работал в казахстанском филиале британской аудиторской компании Эрнст энд Янг Казахстан в должности консультанта по налогам. В эти два периода, видимо, англосаксы с ним и поработали...

В марте 2009 года назначен вице-министром экономики и бюджетного планирования, а в марте 2010 года он стал вице-министром экономического развития и торговли Казахстана.
С 2012 по 2017 года – член коллегии по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии.
С 2016 по 2019 год – министр национальной экономики правительства первого Президента Нурсултана Назарбаева.
С 22 марта по июль 2019 года помощник Президента Токаева.
С 22 июля по 13 января 2022 года заместитель руководителя Администрации Президента Республики Казахстан Токаева по социально-экономическим вопросам.
С 13 января 2022 года – первый заместитель руководителя Администрации Президента Республики Казахстан — Токаева.

Почему я о нём вспомнил. Мой товарищ по борьбе за параллельный импорт написал мне сегодня:
"Привет!
А Сулейменов – это тот который в ЕАЭС заболтал тему с поручением Медведева про независимый импорт?"

Я ответил, что да, тот самый. После совещания у Медведева по параллельному (независимому) импорту, которое прошло 22 апреля 2015 года, о котором я не раз писал (можно найти справа вверху – "поиск"), Дмитрий Медведев, действительно, дал поручение подготовить изменения в нормативно-правовые акты ЕАЭС, а Владимир Путин позже распорядился поставить вопрос независимого импорта в повестку обсуждения руководства стран ЕАЭС.
Сулейменов же активно тормозил эту тему, закопав её в бюрократические дебри аппарата этого сообщества.

И вот мой товарищ пишет мне, получив подтверждение о Сулейменове:
"Вот так борьба за экономическую независимость свободного импорта сразу проявляла кто есть кто.
И сейчас проявляет. Слова остаются словами. А дел как не было, так и нет.
Только имитация."
И мне сложно с ним не согласиться, поскольку имитацию с нашей стороны активно изображает министр Мантуров.

А его соратник в деле сдерживания свободного импорта – на сегодняшний день первый заместитель руководителя Администрации Президента (АП) РК Тимур Сулейменов всего лишь ровно месяц назад сделал следующее скандальное заявление:
"Казахстан сделает все возможное, чтобы контролировать санкционные товары...
Казахстан не будет инструментом для обхода санкций против России со стороны США и ЕС. Мы будем соблюдать санкции.
Несмотря на то, что мы являемся частью экономического союза с Россией, Беларусью и другими странами, мы также являемся частью международного сообщества. Поэтому меньше всего мы хотим, чтобы к Казахстану применялись вторичные санкции США и ЕС», – сказал он в ходе своей поездки в Европейский союз (ЕС).

Что ещё надо сказать и сделать, чтобы, наконец, у всех должностных лиц, причастных к решению проблемы насыщения нашего внутреннего рынка, а также импортозамещения (а в страну надо везти и инструмент и станки и запчасти, которых у нас пока нет, но которые и нужны для импортозамещения) – наконец, откроются глаза и придёт понимания того, кто и зачем прямо и косвенно тормозит наш независимый импорт, дозируя и имитируя его.
Кому это выгодно? – как говорили древние. И пора это понять. А выгодно это явно не тем, кто хочет видеть Россию сильной и независимой.


Владимир ЧУШКИН , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 03.05.2022

В целях скорейшего преодоления государствами-членами ЕАЭС последствий текущего экономического кризиса

ЕАЭС и макроэкономика

Высший Евразийский экономический совет определяет обеспечение макроэкономической устойчивости как одно из основных направлений экономического развития ЕАЭС. Координация макроэкономической политики задана созданием в ЕАЭС единого экономического пространства, т. е. единого рынка товаров, услуг, рабочей силы и капитала, в котором национальные границы с экономической точки зрения  уже не играют существенной роли. В силу того, что значительная часть регулирования экономики осуществляется на национальном уровне, посредством согласованной макроэкономической политики стыкуются интеграционные цели Союза, национальные задачи развития государств-членов и обеспечение экономической устойчивости объединения в целом.

Разработка и корректировка Основных ориентиров согласованной макроэкономической политики государств-членов осуществляется Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) ежегодно. Это комплексный стратегический документ, в котором определены цели и задачи экономического развития Союза, направления, сотрудничество по которым может положительно повлиять на конкурентоспособность государств-членов, а также критерии определения сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом. С целью гармонизации государственных среднесрочных макроэкономических прогнозов ежегодно согласовываются важнейшие внешние параметры таких прогнозов (темпы развития мировой экономики, цены на нефть марки Brent). Кроме того, одним из важнейших механизмов, позволяющих государствам-членам осуществлять проведение согласованной макроэкономической политики, является разработка и внедрение в практику рекомендательных наднациональных документов.

С учётом взаимного влияния экономики государств-членов Союза и с целью достижения сбалансированного и устойчивого экономического развития члены ЕАЭС приняли согласованное решение об определении на наднациональном уровне макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость экономического развития, и о введении пороговых значений этих показателей. К ним относятся:

– дефицит бюджета сектора государственного управления (не должен   превышать 3% ВВП);

– долг сектора государственного управления (не более 50% ВВП);

– уровень инфляции в годовом выражении (не должен превышать более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции в том государстве-члене, в котором этот показатель имеет наименьшее значение).

В случае несоответствия макроэкономических показателей какого-либо государства ЕАЭС установленным количественным значениям разрабатываются и реализуются меры и рекомендации Евразийской экономической комиссии, направленные на стабилизацию экономической ситуации.

21 мая​ 2021 года Высший Евразийский экономический совет утвердил «Основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов ЕАЭС на 2021–2022 годы». В качестве целей такой политики в среднесрочной перспективе документ предусматривает сохранение макроэкономической стабильности и достигнутого уровня жизни населения в государствах ЕАЭС, прирост ВВП на уровне 4,5–5,5%в год, а также формирование основ дальнейшего опережающего экономического развития Союза. Документ содержит ряд мер, направленных на сдерживание негативного влияния и минимизацию экономических последствий внешних шоков, связанных с «пандемией» и резким снижением цен на сырьевые товары.

Достижение намеченных целей предполагает реализацию интеграционных и национальных мер по следующим направлениям: поддержание макроэкономической устойчивости; рост инвестиций; развитие научно-технологического и производственного потенциала Союза; создание условий для поддержания стабильного спроса, расширения экспортных возможностей, активизации взаимной торговли.

По прогнозу ЕЭК, в 2022-2023 годах сохранится высокая вероятность превышения государствами-членами установленных количественных значений макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития. При сохранении сложившейся системы регулирования экономики в 2022–2023 годах темпы прироста ВВП могут составить 2,5–3,5 процента, что в 1,5–2 раза ниже темпа роста стран-лидеров. Правда, имеются предпосылки ускорения экономического роста государств-членов ЕАЭС за счет форсированного наращивания инвестиционной и инновационной активности на основе эффективного использования имеющихся резервов производственных мощностей, трудовых ресурсов, научно-технического потенциала.

В целях скорейшего преодоления всеми государствами-членами ЕАЭС последствий текущего экономического кризиса и выхода Союза на траекторию опережающего развития ЕЭК особое внимание уделяется выработке гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию, выстраиванию эффективной системы управления совместными кооперационными проектами и их финансирования, созданию и развитию высокопроизводительных, в том числе экспортно ориентированных, секторов экономики и объединению усилий для стимулирования проведения совместных научно-исследовательских работ.

В августе 2012 года при коллегии ЕЭК был создан Консультативный комитет по макроэкономической политике под председательством члена Коллегии (Министра) по интеграции и макроэкономике ЕЭК. Его основной задачей было определено: проведение консультаций с представителями государств-членов ЕАЭС с целью подготовки заключений и предложений для Коллегии ЕЭК и выработки согласованной позиции по проектам решений органов Союза; формирование единых подходов в проведении макроэкономической политики; гармонизация законодательств государств-членов ЕАЭС в сфере экономики и финансов; разработка и согласование основных ориентиров макроэкономической политики; подготовка нормативных правовых актов Союза, направленных на обеспечение устойчивого экономического развития государств-членов ЕАЭС; информационное взаимодействие уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС в целях проведения мониторинга их экономического развития; применение законодательства государств в области макроэкономической политики в рамках договорно-правовой базы ЕАЭС. В состав этого Консультативного комитета вошли 2 представителя от Армении, 3 представителя от Беларуси, 3 представителя от Казахстана, 3 представителя от Кыргызстана и 3 представителя от Российской Федерации (заместитель министра экономического развития П.В. Крючкова,  заместитель министра финансов В.В. Колычев и первый заместитель председателя Центрального банка К.В. Юдаева).

При Консультативном комитете созданы: подкомитет по макроэкономической политике и две рабочие группы: по расчету макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств-членов ЕАЭС и оценке их соблюденияи по макроэкономическому моделированию и прогнозированию.

Владимир ЧУШКИН

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru