ПравдаИнформ: Напечатать статью

Когда Европа закрылась…

Дата: 15.07.2022 08:21

Россия не Европа , [14.07.2022] [Переслано из Битва Титанов]

В Иран прибыл первый российский поезд с грузом для Индии

Первый российский поезд с товарами для Индии достиг во вторник территории Ирана по транспортному коридору "Север – Юг".
Об этом, как передало агентство IRNA, сообщил министр дорог и городского развития исламской республики Ростам Гасеми.

По данным агентства, поезд с 39 контейнерами прибыл в Иран на железнодорожную станцию Серахс (провинция Хорасан-Резави) на границе с Туркменией. Как отметил Гасеми, отправившийся из Москвы железнодорожный состав преодолел 3,8 тыс. километров. Поезд прибудет в порт Шахид-Раджаи в провинции Хормозган на юге Ирана, затем груз будет доставлен в Индию морем.

"Благодаря хорошим договоренностям и контрактам, заключенным с такими странами, как Россия, Казахстан и Туркмения, а также доступности этого маршрута для доставки российских товаров в такие страны, как Индия, поезд будет продолжать движение по этому маршруту", – сказал Ростам Гасеми.

Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора "Север – Юг" было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта – привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Индия вложила в него около $2,1 млрд, часть этой суммы – в строительство транспортной инфраструктуры в Иране.

Как сообщило ИРНА, замглавы организации портов и морского судоходства Ирана Джалил Эслами заявил о возможности увеличения транзита грузов с Россией до 30 млн тонн.
Он отметил, что в апреле текущего года был подписан всеобъемлющий план транспорта между Ираном и Россией. «5 портов на севере Ирана имеют в общей сложности возможность обрабатывать 35 млн тонн грузов. Пропускная способность портов страны также превысила 270 млн тонн», – добавил он.
По его словам, Иран и Россия провели переговоры в таких областях, как морские перевозки, инвестиции, транзит и морские и портовые услуги. Эслами также сообщил об инвестиции Ирана в порт Астрахань, добавив, что Исламская Республика планирует инвестировать также в порты таких стран, как Оман, Катар и Индия.
Он назвал Иран одним из самых коротких, безопасных и дешевых маршрутов транспортировки грузов для России.


Владимир ПРОХВАТИЛОВ , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 15.07.2022

Россия – Иран: заработал транспортный коридор «Север – Юг»

Из России в Иран с территории Туркменистана прибыл первый грузовой железнодорожный состав. Он преодолел 1600 км по Восточной хорде международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», направляясь в иранский порт Бендер-Аббас.

Отправившись с подмосковной станции Чехов, состав с 39 контейнерами прошёл 3800 км по железным дорогам России, Казахстана и Туркменистана и прибыл в Иран на железнодорожную станцию Серахс в провинции Хорасан-Резави на границе с Туркменией. Поезд достигнет порта Шахид-Раджаи в провинции Хормозган на юге Ирана, затем груз будет доставлен морем в Индию.

Основное преимущество МТК «Север – Юг» перед другими маршрутами, в частности перед морским маршрутом через Суэцкий канал, – сокращение более чем в два раза расстояния перевозок и снижение их стоимости.

23 марта 2021 года контейнеровоз Ever Given на целую неделю  заблокировал[1] Суэцкий канал, что привело к потере около $30 млрд. для 400 судов. В начале апреля угрозу блокировки Суэцкого канала вновь создал севший на мель танкер Minerva Nike. Доверие к этой водной артерии подорвано, и поиск альтернативы Суэцкому каналу приобрел особую актуальность.

Одной из возможных альтернатив Суэцу считается МТК «Север – Юг».

История берет начало в Российской империи, где в 1910 году был разработан[2] проект судоходного канала Каспийское море – Персидский залив. В 1970-е гг. советские и иранские специалисты возобновили работу над этим проектом, но реализовать его не удалось.

В начале XXI века Россия стала активно налаживать стратегическое партнерство со странами Каспийского моря. Этот осевой регион Евразии после распада СССР стал объектом притязаний со стороны внерегиональных сил, в первую очередь США. С 1994 года положение о Каспии как зоне национальных интересов и энергетической безопасности США неоднократно включалось[1] в Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов. Ряд крупных американских нефтегазовых компаний (Chevron, ExxonMobil и др.) начали разработку каспийских природных ресурсов.

В 1997 году США, опасаясь ослабления своего влияния в Каспийском регионе, ввели санкции против проекта строительства канала Каспий – Персидский залив.

На рубеже веков российское правительство выступило с инициативой прокладки 7200-километрового международного торгового маршрута «Север – Юг». Он подразумевал строительство магистралей с побережья Аравийского моря (порт Мумбаи в Индии) и Персидского залива (иранский порт Бендер-Аббас) к иранскому побережью Каспия. Оттуда транспортировку планировалось осуществлять либо морем, либо сушей через российский Прикаспий с выходом на железную дорогу до Петербурга.

Российская инициатива получила поддержку Индии и Ирана. 12 сентября 2000 года во время работы 2-й Международной Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге правительства трех стран заключили Соглашение о Международном транспортном коридоре “Север – Юг” – «из Индии, Омана по морю, через Иран, Каспийский регион, Российскую Федерацию и далее в обратном направлении».

В мае 2002 года министры транспорта стран – участниц Соглашения подписали протокол об официальном открытии МТК «Север – Юг». В последующие годы к проекту присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Сирия, Туркменистан, Турция и Болгария (в качестве наблюдателя).

В перспективе возможно присоединение к МТК «Север – Юг» Трансаравийской железной дороги, соединяющей Саудовскую Аравию, Бахрейн, Кувейт, Катар, ОАЭ и Оман. Это позволило бы вывести международные торговые пути за пределы континентальной Евразии.

Если доставка товаров из Индии в Западную Европу по Суэцкому каналу занимает от 25 до 38 суток, то по МТК «Север – Юг» тот же груз может дойти до пункта назначения за 15–18 суток, при этом стоимость грузоперевозок снижается[3] на 30–40%.

Кроме Восточной хорды, которая соединяет Россию с Индией через страны Центральной Азии – Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, предполагается[4] запуск еще двух веток.

Центральная ветка начинается в крупнейшем индийском порту Джавахарлала Неру в пригороде Мумбаи в штате Махараштра на берегу Индийского океана. Затем она соединяется морским маршрутом протяженностью 1275 км с портом Бендер-Аббас в Ормузском проливе и проходит на север Ирана автомобильными и железнодорожными трассами к каспийскому порту Энзали[5], где может продолжаться в порты Лагань[6] и Астрахань в России, а также порты в Азербайджане[7], Туркменистане[8] и Казахстане[9].

Западная ветка соединяет железнодорожную сеть Азербайджана с Ираном через трансграничные узловые пункты Астара (Азербайджан) и Астара (Иран) морским путем в порт Джавахарлал Неру в Индии.

Основными товарными категориями МТК «Север – Юг», пригодными для контейнеризации, являются продовольствие (21,2%), металлы (16,6%), древесина и бумага (9,5%), машины и оборудование (8,3%), минеральные удобрения (4,9%). По расчётам[10] аналитиков Евразийского банка развития (ЕАБР), ожидается, что к 2030 году совокупный потенциал грузовых перевозок по МТК достигнет 14–24 млн тонн.

Уникальное меридиональное направление МТК «Север – Юг» создаёт возможности для стыковки с широтными транспортными коридорами, проходящими с Востока на Запад, что позволяет создать Евразийский транспортный каркас – сеть взаимосвязанных транспортных коридоров в направлениях Восток – Запад и Север – Юг. «Это поможет сократить издержки экспорта, создать потенциал новых производственных ниш, реализовать транзитный потенциал региона. В силу того, что Евразийский транспортный каркас “дотягивается” до Китая, Индии и Европейского союза, он может выступить материальной основой для реализации идеи Большой Евразии», –  считает[10] главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров.

Преимущества МТК «Север – Юг» проявятся в еще большей степени после завершения строительства 165-километрового участка железной дороги «Решт – Астара» в Иране. В начале 2022 года в ходе визита в прикаспийскую провинцию Гилян президент Ирана Эбрахим Раиси заявил: «Коридор Север – Юг, последним сегментом которого является строительство железной дороги Решт – Астара, обеспечит Ирану значительные экономические выгоды и будет способствовать развитию наших отношений с соседними странами».

Первый заместитель генерального директора АО «РЖД Логистика» Эдуард Алырзаев отмечает[11], что сейчас на участке Решт – Астара приходится осуществлять перевалку грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный, что приводит к повышению сроков транспортировки и снижению номенклатуры перевозимых грузов. По его словам, сдача данного участка в эксплуатацию сыграет положительную роль в развитии проекта. «Удастся сократить срок и стоимость перевозок. Не секрет, что сухопутные перевозки дороже морских. Тем не менее приоритетом является срок доставки товара. Когда „Север – Юг“ заработает в полную мощность, то грузоотправители увидят его преимущества перед морскими перевозками», – говорит Алырзаев.

Изначально предполагалось, что МТК «Север – Юг» через Россию и Каспийский регион свяжет страны Прибалтики и Индию. «Однако в условиях, когда Европа закрылась, новый коридор становится одним из основных маршрутов доставки грузов в нашу страну», – пояснил[12] директор заведующий сектором Института стран СНГ Владимир Евсеев.

Владимир ПРОХВАТИЛОВ




Ссылки

[1]

Документ PDF: www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2021_02/11-Malysheva.pdf

[2]

Вместо Суэца: из Каспия — в Индийский океан / Россия и мир

stoletie.ru/rossiya_i_mir/vmesto_sueca_iz_kaspija__v_indijskij_okean_180.htm

[3]

Россия, Индия и Иран создадут альтернативу Суэцкому каналу‍ - РИА Новости, 03.03.2020
01.11.2018, 00:59 (03.03.2020, 12:58)

ria.ru/20181101/1531902251.html

[4]

Международный транспортный коридор «Север-Юг» улучшит сообщение между Индией и Россией с помощью более дешевых мультимодальных транзитных маршрутов - Russia Briefing News
29.07.2021, 13:12 (13.08.2021, 09:52)

russia-briefing.com/news/mezhdunarodnyj-transportnyj-koridor-sever-yug-uluchshit-soobshhenie-mezhdu-indiej-i-rossiej-s-pomoshhyu-bolee-deshevyh-multimodalnyh-tranzitnyh-marshrutov.html/

[5]

Anzali Free Trade Zone: Emerging Iran's Gateway On The Caspian Sea - Silk Road Briefing
13.11.2020, 07:41

silkroadbriefing.com/news/2020/11/13/anzali-free-trade-zone-emerging-irans-gateway-on-the-caspian-sea/

[6]

New Russian Caspian Lagan Port To Service China, India & Iran - Russia Briefing News
06.08.2020, 13:06 (25.09.2020, 06:41)

russia-briefing.com/news/new-russian-caspian-built-lagan-port-to-service-iran-india-china.html/

[7]

Baku, the City to Watch as China's Belt and Road Divides the Caucasus - Silk Road Briefing
27.06.2018, 13:18 (04.07.2018, 12:09)

silkroadbriefing.com/news/2018/06/27/baku-city-watch-chinas-belt-road-divides-caucasus/

[8]

Turkmenbashi's Caspian Window and the Turkmenistan Belt and Road - Silk Road Briefing
04.07.2018, 12:47 (10.07.2018, 13:00)

silkroadbriefing.com/news/2018/07/04/turkmenbashis-caspian-window-turkmenistan-belt-road/

[9]

Aqtau Port, Kazakhstan's Caspian Sea Belt and Road Window to Europe - Silk Road Briefing
05.07.2018, 08:53 (10.07.2018, 13:08)

silkroadbriefing.com/news/2018/07/05/aqtau-port-kazakhstans-caspian-sea-belt-road-window-europe/

[10]

Транспортный коридор «Север - Юг» для развития стран ЕАЭС

corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/transportnyy-koridor-sever-yug-dlya-razvitiya-stran-eaes/

[11]

Ввод участка Астара-Решт повысит привлекательность МТК «Север-Юг» — РЖД — EADaily, 25 мая 2018 — Новости экономики, Новости России
25.05.2018, 17:05

eadaily.com/ru/news/2018/05/25/vvod-uchastka-astara-resht-povysit-privlekatelnost-mtk-sever-yug-rzhd

[12]

Транспортный коридор "Север - Юг" соединит Россию, Индию и Иран - Российская газета
20.01.1970, 07:27

rg.ru/2022/07/12/iz-mumbai-v-piter.html

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru