ПравдаИнформ: Напечатать статью

Сценарии немецкой политики в отношении России

Дата: 02.07.2013 16:21

Сайт "Информация о германской внешней политике" german-foreign-policy.com создаётся группой независимых журналистов и ученых, которые непрерывно наблюдают вновь усилившиеся германские великодержавные стремления в экономической, политической и военной областях. German-foreign-policy.com выходит на нескольких языках, чтобы обеспечить открытое критическое освещение гегемонистских стратегии и тактики объединенной Германии для международной читательской аудитории.

Ежедневные новости, интервью и справочная информация, документы и текущие обзоры следует читать в свете формирующих тенденций немецкого прошлого. В разделе "История" (с 1871) предоставляются обширные анализы и библиографические материалы. Архив позволяет оценить влияние работы Берлина на всех континентах.

german-foreign-policy.com не получает прямо или косвенно средств из общественных фондов и считает себя удалённым от государства средством массовой информации. "Информация о германской внешней политике" является независимой от политических партий и полагается на поддержку частных спонсоров и пожертвования.


Сценарии немецкой политики в отношении России

www.german-foreign-policy.com 28.06.2013

Берлин / МОСКВА (Собственный доклад)

Россия за широкое Ев…

Россия за широкое Евразийство и экономический союз с Германией!

В Берлине разгораются ожесточенные споры о немецкой политике в отношении России. После скандала между двумя ведущими деятелями внешнеполитического истеблишмента из-за стратегии немецкой политики по отношению к Москве, именно канцлер Германии, официальной бесцеремонностью по отношению к российскому руководству в прошлые выходные, ещё усиливает существующую напряжённость. Затем она поддержала дальнейшее расширение экономического сотрудничества. Чтобы ускорить урегулирование разногласий в берлинском истеблишменте, близкий к СДПГ Фонд Фридриха Эберта опубликовал сейчас записку с четырьмя сценариями будущей политики Германии по отношению к России, которая должна помочь взвесить различные варианты и их потенциалы. Диапазон сценариев простирается от интенсивного сотрудничества по смене режима в Москве, через, мотивированное чисто политическим влиянием, сотрудничество при возможном частичном распаде еврозоны, до немецко-русского соглашения о совместном контроле Центральной Азии и Юго-Восточной Европы после "тихоокеанского разворота" Соединенных Штатов. Не исключается новая юстировка российской политики Германии после выборов в Бундестаг.


Спор в истеблишменте

В Берлине заостряется спор о российской политике Германии. Подоплёкой являются старые разногласия в вопросе о том, как обходиться с Москвой, улучшить ли сотрудничество или усилить конфронтацию. Деловые круги и сторонники евро-азиатского блока высказываются постоянно за тесное сотрудничество, действительно, экономическое сотрудничество в настоящее время образует стабильную основу германо-российских отношений (немецко-иностранных policy.com сообщили [1]). Но так как есть массивные различия по многим вопросам глобальной политики - вероятно, самый известный пример в данное время является спор по поводу войны в Сирии - требуют трансатлантические силы напротив тесной ( плечом к плечу) консолидации трансатлантического блока, чтобы всеми силами оттеснить Москву в глобальной борьбе за влияние. В последнее время спор перерос в скандал, когда председатель немецко-русского форума, дипломат Эрнст-Йорг фон Штудниц открытым письмом отменил своё участие в заседании, которое организовал Андреас Шокенхофф, руководитель фракции ХДС/ХСС в бундестаге и координатор германо-российского сотрудничества по линии общественности при правительстве Германии. В конце прошлой недели конфликт интересов обнаружился в конечном итоге даже на уровне первых лиц государств: канцлер Ангела Меркель бесцеремонно заявила официально руководству России в Санкт-Петербурге, что предметы искусства, удержанные после Второй мировой войны с целью возмещения ущерба, должны быть возвращены Германии. Затем она вела с российской стороной переговоры по укреплению экономического сотрудничества.


Переодевшись в гуманность и права человека

В кульминации спора, Фонд Фридриха Эберта (СДПГ), сейчас опубликовал записку о немецкой политике в отношении России, которая освещает будущее развитие в четырех совершенно разных сценариях. Фонд подчеркивает, что речь идёт не о предсказаниях, а лишь о пище для размышления, которая могла бы показать возможные последствия текущих действий и подать идеи. [2] При этом в сценарии вливаются также нормативные элементы, которые подхватывают аргументации обеих фракций немецкой политики по отношению к России. Так обе стороны одевают свою, продиктованную интересами, политику в одеяние гуманности и прав человека. В то время как трансатлантическая сторона регулярно заявляет, что надо занять открытую и непримиримую позицию против новых авторитарных тенденций в России, сторонники немецко-российского сотрудничества утверждают, что как раз тесным сотрудничеством можно было бы изменить соотношения в Москве.


Базирующийся на ценностях альянс

Первый, описанный фондом Эберта сценарий, сводится к образование "базирующегося на ценностях альянса". Предполагается, что из-за горючих сланцев и бума сланцевого газа, особенно в США [3] доходы России от экспорта сырья радикально снизятся; неизбежные тогда сокращения социальных выплат приведут к массовым протестам и, в конечном счете, к свержения правительства, которое заменят прозападные силы. Фоном сценария явно предложены, протесты молодого, возрождающегося городского среднего класса, который с прошлого года снова и снова решительно выступает на демонстрациях против правительства России. Их часто прозападная ориентация также находит ответ в симпатиях немецких СМИ. [4] По приходу их к власти, Берлин мог бы вступить в очень тесное, "базирующееся на ценностях" сотрудничество, говорится в первом сценарии Эберта; что приемлемо как для экономики, также и для, так называемой, политики безопасности. Немецкая промышленность по этому сценарию будет модернизировать устаревшие российские предприятия - шаг, к которому Москва стремится в течение достаточно долгого времени на основании официально согласованного «немецко-российского партнерства в сфере модернизации» [5], однако, от которого немецкая сторона упорно уклоняется. В завершении фонд Эберта спекулирует, что в "ветровой тени" "тихоокеанского разворота" США возможно даже проложить путь к регулярной кооперации между Россией и НАТО.


Прагматическое партнерство

Второй сценарий ("прагматическое партнерство") существенно отличается. Он предполагает, что ЕС не переживёт невредимым кризис евро, после ухода Греции, Италии и других южных государств-членов еврозоны остаётся "ядро Европы» под руководством Германии. В области внешней политики, в Берлине берёт верх прагматическая политика позиции силы, также по отношению к России. Москва от катастрофического распада ЕС пострадает настолько значительно, насколько пошатнувшиеся экономики сократят свою торговлю с Россией. Она ответит на это переориентацией, в основном, в сторону Китая и расширением "Евразийского союза" [6], Что обеспечит ей доминирующую роль в Центральной Азии. Германии, вероятно, удастся сохранить привилегированные отношения с Россией. Это скажется выгодно с точки зрения политического влияния: Потому что США все более ориентируются на Азию и свою активность в других регионах мира будут вынуждены снижать, существующее доминирование Запада, в том числе в Центральной Азии и некоторых частях Юго-Восточной Европы, окажется в опасности. Так как Россия консолидируется в политическом влиянии, то возможно - так спекулирует Фонд Эберта в этом сценарии - удастся, по договорённости с Москвой стабилизировать господство над упомянутыми регионами


Новый ледниковый период

Третий сценарий предполагает "новый ледниковый период" в германо-российских отношениях. Он предполагает, что российский истеблишмент оказавшись под внутренним и внешним политическим давлением, найдёт выход в жёстких внутренних репрессиях и, при этом прибегнет к использованию открыто антидемократических мер. В этом случае следует ожидать в перспективе вывода западных инвесторов из России и роста напряженности в отношениях между странами Запада и Москвой. Россия в свою очередь будет ориентироваться, по этому сценарию, на восток, в целях укрепления своей гегемонии над, по возможности, большим числом стран бывшего Советского Союза, заключая время от времени тактические соглашения с Китаем. Федеративная Республика должна будет для своей индустрии, которая вероятно постепенно будет воздерживаться от, становящимися всё более щекотливыми, сделок в России, найти новые рынки - например, в Латинской Америке и Восточной Азии - и дистанцироваться от Москвы. Напряженность в отношениях между Западом и Россией могут принять такие формы, как это было во время холодной войны. - Четвертый сценарий ("бизнес как обычно") похож на немецкую политику в отношении России в последние годы: прибыльный бизнес,время от времени некоторая напряженность, все держится на прагматичной реалистической политике.


Обслуживая обе фракции

Учитывая текущий ожесточённый спор между атлантической и про-российской фракциями, некоторые наблюдатели ожидают нового юстирования российской политики Германии, вскоре после парламентских выборов в сентябре. Независимо от того, кто победит на выборах, новая юстировка обязана будет принять во внимание интересы энерго- и экспортной промышленности, а также и интересы лидеров трансатлантического мира. Сценарии Фонда Эберта предлагают для этого свои рекомендации.


Другие тексты о немецкой политике в отношении России можно найти здесь: Eine Phase der Kooperation, Die Rohstoffachse, Energiewende Richtung Russland, Deutsch-russische Widersprüche, Ein Testlauf für Eurasien (II), Europa und Eurasien, Russlands Erdgas-Botschafter, Klimapflege, Risiken und Nebenwirkungen, Kampf um die Pipelines, Partnerland Russland und Kampf um die Ukraine.



[1] s. dazu Partnerland Russland

[2] Friedrich-Ebert-Stiftung: Germany and Russia in 2030. Scenarios for a Bilateral Relationship, Berlin 2013. Diesem Papier sind die folgenden Zitate entnommen.

[3] s. dazu Die Geopolitik der Energie und Die Geopolitik der Energie (II)

[4] s. dazu Risiken und Nebenwirkungen

[5] s. dazu Natürliche Modernisierungspartner, Die Wirtschaftsachse Berlin-Moskau (III) und Europa und Eurasien

[6] s. dazu Europas Werte und Kampf um die Ukraine

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru