ПравдаИнформ: Напечатать статью

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел РО переговорах Лаврова с Министром международных отношений и сотрудничества ЮАР М.Нкоана-Машабане

Дата: 03.09.2013 10:25

О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром международных отношений и сотрудничества ЮАР М.Нкоана-Машабане

1663-02-09-2013

2 сентября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров провел переговоры с Министром международных отношений и сотрудничества Южно-Африканской Республики М.Нкоана-Машабане, прибывшей в Москву с рабочим визитом.

Обсуждены перспективы дальнейшего развития всего комплекса российско-южноафриканских связей на основе подписанной президентами России и ЮАР в Дурбане в марте с.г. Совместной декларации об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства.

Заключено соглашение в форме обмена нотами об учреждении в ЮАР российского Торгового представительства как части Посольства Российской Федерации в этой стране.

Состоялся обстоятельный обмен мнениями по наиболее актуальным вопросам международной и региональной повестки дня с акцентом на урегулирование кризиса в Сирии и конфликтов на Африканском континенте, подтвердивший совпадение или близость позиций России и ЮАР по затронутым темам.

В свете предстоящего 5-6 сентября с.г. в Санкт-Петербурге саммита «Группы двадцати» отмечен конструктивный характер взаимодействия России и ЮАР в этом объединении, проведена «сверка часов» по повестке дня предстоящего форума, а также запланированной на его «полях» встречи в верхах БРИКС.

С.В.Лавров и М.Нкоана-Машабане выразили удовлетворение динамичным ходом разнопланового российско-южноафриканского сотрудничества, подчеркнули обоюдное стремление двух стран к дальнейшему наращиванию политических, торгово-экономических, культурных и гуманитарных связей.

2 сентября 2013 года


Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром международных отношений и сотрудничества ЮАР М.Нкоана-Машабане, Москва, 2 сентября 2013 года

1662-02-09-2013

Уважаемые дамы и господа.

Искренне рад вновь принимать в Москве мою коллегу и доброго друга г-жу М.Нкоана-Машабане, Министра международных отношений и сотрудничества ЮАР.

Наши переговоры были содержательными, доверительными – это традиционная атмосфера, которая характеризуется отношениями между руководителями двух стран и между правительствами Российской Федерации и Южно-Африканской Республики.

Мы рассмотрели задачи, вытекающие из подписанной в марте этого года в Дурбане Совместной декларации, которая выводит наши отношения на качественно новый уровень всеобъемлющего стратегического партнерства. Нас связывают крепкие узы дружбы, взаимного уважения, объединяет стремление к взаимовыгодному и многопрофильному сотрудничеству.

Нынешний год можно считать поистине историческим для российско-южноафриканских отношений. Состоялось два саммита, результаты переговоров Президента В.В.Путина и Президента Дж.Зумы в Дурбане 26 марта и в Сочи 16 мая придали мощный импульс всему комплексу двусторонних связей. Наша сегодняшняя встреча позволила определить дальнейшие шаги по реализации этих важнейших договоренностей.

Мы согласовали задачи по поддержанию высоких темпов взаимодействия. Главные направления совместной работы будут нацелены на увеличение товарооборота, активизацию инвестиционного сотрудничества.

Рад передать сегодня моей коллеге официальную ноту, фиксирующую межправительственную договоренность об открытии в Йоханнесбурге российского Торгового представительства как части Посольства России в ЮАР. Вручая ноту, мы завершаем процедуру оформление этой очень важной договоренности.

Подтвердили сегодня наличие значительного потенциала двустороннего сотрудничества. Россия готова содействовать в создании в ЮАР ядерной энергетики, наши экономические операторы взаимодействуют в области новых и возобновляемых источников энергии. Есть интересные проекты в сфере авиастроения. В марте этого года в Йоханнесбурге открыт региональный центр обслуживания вертолетов российского производства, который уже набирает силу и вызывает интерес у других стран региона. Планируется совместный с южноафриканскими друзьями выпуск легкого многоцелевого вертолета.

Практические детали будут обсуждаться на предстоящей сегодня встрече г-жи М.Нкоана-Машабане в качестве сопредседателя двустороннего Смешанного межправительственного Комитета по торгово-экономическому сотрудничеству с руководителем его российской части Министром природных ресурсов и экологии С.Е.Донским.

Мы активизируем связи в гуманитарной сфере. По просьбе южноафриканской стороны более, чем вдвое увеличено количество стипендий, которые предоставляются за счет российского федерального бюджета для обучения граждан ЮАР в Российской Федерации. Успешно развивается сотрудничество Российского фонда фундаментальных исследований и Национального исследовательского фонда ЮАР – они провели очередной конкурс научных проектов и отобрали те из них, которые будут совместно осуществляться учеными наших стран.

Отметили обоюдную заинтересованность в развитии сотрудничества в военно-технической сфере. Для ознакомления с частью наших возможностей в этой области южноафриканская делегация посетила авиасалон «МАКС-2013», который только что завершился в Москве, и, как мы понимаем, южноафриканские военные вынесли от посещения позитивные впечатления.

Обменялись сегодня мнениями по ключевым вопросам международной повестки дня. Прежде всего, конечно же, в том, что касается подготовки саммита «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге. Признательны южноафриканской стороне за существенное содействие российскому председательству в организации этого мероприятия. ЮАР является одним из сопредседателей группы по проблемам развития, которая готовит соответствующие предложения к саммиту. «На полях» саммита «двадцатки» предстоят беседа президентов России и ЮАР, а также встреча лидеров стран БРИКС. Мы обсудили задачи, которые рассмотрят наши руководители, и договорились продолжить внешнеполитическое взаимодействие в рамках БРИКС «на полях» сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке ближе к концу сентября.

Подтвердили нашу позицию в пользу дальнейшей демократизации международных отношений в финансовой, экономической и политической сферах. Подчеркнули необходимость постоянной опоры на прочную основу международного права, Устава ООН в интересах содействия становлению справедливого и демократического мироустройства – в этом наши позиции принципиально совпадают.

Рассмотрели ситуацию в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, прежде всего, конечно, в том, что касается сирийского кризиса и событий в Египте, а также в других странах региона. Обменялись мнениями о положении дел в ряде «горячих точек» в Африке к югу от Сахары, в частности, по событиям в восточных районах ДРК. По большинству конфликтных ситуаций, которые так или иначе занимают внимание Африканского союза и международного сообщества, отмечаем инициативную и ответственную роль ЮАР как индивидуально, так и в различных форматах, например, в рамках САДЕК (Организация развития стран Юга Африки), нацеленную на поиск условий для национального примирения, организации диалога, политического процесса и перевод различных кризисных ситуаций в русло конституционных преобразований, способствующих демократическому и устойчивому социально-экономическому развитию обществ. Отмечаем эту роль ЮАР и ценим содействие, которое это государство оказывает развитию всесторонних отношений между Российской Федерацией и Африканским союзом, а также различными субрегиональными организациями на континенте.

Искренне благодарю мою коллегу за совместную работу.

Вопрос: Известно, что «на полях» саммита «Группы двадцати» пройдет встреча лидеров стран БРИКС. Планируется ли обсуждение скоординированных действий развивающихся стран, в частности группы БРИКС, на валютных рынках (с такой просьбой обращалась Индия)? Возможно, об этом говорилось и сегодня?

С.В.Лавров: Сегодня мы не обсуждали эту тему, поскольку ее предстоит рассмотреть в полном формате стран-участниц БРИКС. Но мы обменялись мнениями о вопросах, которые будут вынесены на обсуждение наших лидеров, когда руководители пяти государств встретятся «на полях» саммита «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге. Эти вопросы, прежде всего, связаны с необходимостью и дальше скоординировать действия в «Группе двадцати» в части приоритетных на данном этапе задач. Имеется в виду создание условий для эффективных производительных инвестиций и дополнительных рабочих мест. Кроме того, это касается выполнения решений предыдущих саммитов – «двадцатки», в частности, решений, принятых осенью 2010 г. о реформе системы квот и голосов в Международном валютном фонде. Эту задачу пока не удается решить из-за противодействия со стороны некоторых ведущих членов «Группы двадцати». Однако для стран БРИКС данный вопрос принципиален, равно как и для наших единомышленников в «двадцатке», таких как Мексика, Аргентина, Индонезия.

Речь идет о договоренности в рамках удвоения квот МВФ о передаче шести процентов квот и, соответственно, голосов развивающимся экономикам, быстрорастущим рынкам, что будет способствовать демократизации международной валютно-финансовой системы. Страны БРИКС едины в необходимости добиваться от «Группы двадцати» того, о чем договаривались.

Вместе с тем, мы исходим из того, что наши лидеры рассмотрят ход выполнения задач, которые были поставлены на последнем саммите (БРИКС) в Дурбане в марте с.г., касающиеся создания Банка развития БРИКС и «пула» резервных валют, что, безусловно, поможет избегать чрезмерно негативного влияния на экономики наших стран от колебаний на валютных рынках. Таким образом, все эти вопросы будут на повестке дня и, по-моему, они покрывают упомянутые Вами темы.

Вопрос: Считаете ли Вы, что саммит «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге может стать площадкой для возобновления диалога о мирном урегулировании ситуации в Сирии?

С.В.Лавров: Как Вы знаете, изначально «двадцатка» создавалась для решения исключительно финансово-экономических проблем, урегулирование которых необходимо для устойчивого вывода мировой экономики и финансов из кризисного состояния. Поэтому в повестке дня предстоящего саммита в Санкт-Петербурге сирийской темы нет.

Она присутствовала (о чем я еще скажу) в повестке дня саммита «Группы восьми», проходившего в Лох-Эрне в июне с.г., но в повестку дня «двадцатки» не включена. Вместе с тем, любой лидер, участвующий в саммите «Группы двадцати», может затронуть любой вопрос. Это общее понимание. Мы будем готовы к такому разговору.

Позиция России ясна и последовательна. На днях ее совершенно недвусмысленно подтвердил Президент Российской Федерации В.В.Путин. Мы привержены договоренностям, достигнутым на саммите «Группы восьми», в т.ч. относительно проблемы химического оружия. Все восемь лидеров стран-участниц «восьмерки» вместе с руководством ЕС решительно объявили о неприемлемости использования химоружия кем бы то ни было и заявили о том, что любые сообщения о возможном применении такого оружия должны расследоваться профессионально и беспристрастно, а результаты расследования должны быть представлены в СБ ООН. Надеемся, что все подписавшиеся под этим заявлением будут уважать нашу общую договоренность и руководствоваться ею.

Мы по-прежнему убеждены в безальтернативности политического урегулирования. В этой связи не припомню, чтобы кто-то усомнился в необходимости созыва Женевской конференции для реализации принятого 30 июня 2012 г. коммюнике. Даже наши американские партнеры, объявляя о принятии решения нанести удары по Сирии, основанного на некоей сверхубедительной и одновременно сверхсекретной информации, которую никому показать невозможно, все равно упомянули, что предпочитают политический подход. А после того, как «отбомбят» Сирию, будут готовы вернуться к созыву конференции, которую условно называют «Женева-2». Но если с момента объявления российско-американской инициативы о созыве конференции (которое произошло в этом здании 7 мая с.г. во время визита в Москву Госсекретаря США Дж.Керри) американцы и другие спонсоры оппозиции так и не смогли заставить ее громко и недвусмысленно заявить о готовности приехать без предварительных условий на такую конференцию, чтобы совместно с делегацией правительства достичь общего согласия о путях полной реализации Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. (до сих пор без каких-либо внешних военных угроз оппозиция не дала согласия на участие в конференции), то я сильно сомневаюсь, что после нанесения ударов по Сирии – если, конечно, разум не восторжествует и не удастся их избежать – оппозиция станет более сговорчивой. Скорее, наоборот. Уже сейчас слышны призывы к США: «Не ограничивайтесь точечными ударами! Бомбите пошире, поглубже!».

Если объявленная Президентом США Б.Обамой акция к нашему огромному сожалению состоится, то независимо от слов, которые произносятся про «Женеву-2», это отбросит перспективу проведения данного форума далеко, если не навсегда. Но в каких-то иных формах политическое урегулирование все равно возобладает. Просто, нужно понимать, что, чем дольше мы с этим тянем, чем дольше не можем – особенно те, кто влияют на оппозицию – заставить ее дать согласие на участие в конференции, тем больше жертв мы видим, в том числе среди мирного населения. Очень рассчитываю, что реакция на происходящее вокруг инцидента с якобы примененным химоружием 21 августа с.г., не абсолютно оправданные и закономерные вопросы специалистов в ответ на ничем не подкрепленные обвинения в применении такого оружия в адрес сирийского правительства, будет учтена теми, кто, несмотря ни на что, «проталкивают» военный сценарий, изыскивая для этого любые предлоги.

Вопрос: США оправдывают свое возможное вторжение в Сирию защитой интересов своей национальной безопасности. В частности, как заявил Б.Обама, гарантией поставок источников углеводородных ресурсов и обеспечением безопасности Израиля, хотя, как мы знаем, Израиль уже начала точечные удары по САР. Не опасается ли Москва, что в случае агрессии США против Сирии будут затронуты и вопросы национальной безопасности России? Какова будет российская позиция, если САР в ответ нанесет удары по Израилю?

С.В.Лавров: Я не буду гадать на «кофейной гуще». Скажу только одно: национальная безопасность касается, прежде всего, безопасности людей, защиты права на жизнь. Конечно, снабжение углеводородами в дополнение к огромным запасам, которые ты сам имеешь, наверное, вписывается в понятие национальной безопасности, но стоит не на приоритетном месте.

Национальная безопасность стран региона, безусловно, пострадает – и мы уже видели, как она пострадала после вторжения в Ирак, после того, что произошло в Ливии. Из Ливии уже, как минимум, по двенадцати странам, согласно имеющейся статистике, расползлись незаконное оружие и боевики. Национальная безопасность, конечно же, в странах регионах страдает от самого главного на сегодня зла – терроризма. В какую сторону ни посмотри – в Ливане, Йемене, Ираке, Афганистане, Сирии – террористы активизировались и чувствуют себя вполне комфортно.

Этот общий вызов должен объединить всех нас. Если в своей трактовке национальной безопасности мы поставим на первое место жизни людей, тогда борьба с террористами и экстремистами нас объединит. И тогда мы должны сказать себе, что будем руководствоваться в политике в этом и других регионах не личными пристрастиями, симпатиями и антипатиями, а принципом борьбы с теми, кто поддерживает, финансирует и продвигает террористические методы достижения политических целей. В этом смысле наш национальный интерес связан напрямую с ситуацией на Ближнем Востоке и, в частности, в Сирии.

Мы уже давно ощущаем на себе достаточно негативное влияние активизации террористического интернационала, представители которого пытаются через Афганистан и неконтролируемые районы Пакистана просачиваться в Центральную Азию, к нашим союзникам, а через их территории в Россию. Мы стали более эффективно их отлавливать, но они продолжают проползать и изыскивать новые «тропы», чтобы делать свое грязное дело. Еще раз подчеркну – это противодействие должно быть объединяющим началом в качестве главного элемента обеспечения национальной безопасности всех без исключения стран.

В более широком плане это затрагивает национальную безопасность всех и каждого, я имею в виду государства, поскольк от того, как решаются такого рода вопросы, зависит состояние международной системы. Если кто-то попытается возвести в норму грубые нарушения международного права, то мы создадим хаос и ситуацию, при которой Устав ООН и принципы, под которыми подписались все государства мира, включая принцип единогласия постоянных членов СБ ООН – «право вето» (а на нем настояли США) – тогда все эти принципы просто рухнут. Если кто-то считает, что устроить такой управляемый хаос будет полезнее, чем уважать международное право и укреплять СБ ООН, его репутацию и ООН в целом, то мы с такими оценками категорически не можем согласиться и будем делать все для того, чтобы защитить и международное право, и Устав ООН, и прерогативы СБ ООН.

С.В.Лавров (добавляет после ответа М.Нкоана-Машабане): Хотел бы подтвердить нашу поддержку достижению согласия о скорейшей реформе СБ ООН, чтобы обезопасить там справедливое представительство недопредставленных регионов Азии, Африки и Латинской Америки.


ПравдаИнформ
https://trueinform.ru