ПравдаИнформ: Напечатать статью

Контрсаммит: борьба продолжается

Дата: 13.09.2013 18:01

Оригинал "Post Globalization Initiative" – "Инициатива Постглобализация" – pglobal.ru

Видеоканал Постглобализация

Саммит «Большой двадцатки» (G20), неофициально считающийся “вторым ООН”, представляет собой неформальную, но при этом очень влиятельную платформу международного сотрудничества по наиболее важным глобальным проблемам экономической и финансовой политики. Первый Саммит был созван с целью преодоления глобальных последствий Азиатского финансового кризиса 1998 г. и «создания нового механизма неформального диалога в рамках Бреттон-Вудской системы, направленного на решение ключевых экономических и финансовых вопросов наиболее развитыми странами мира и развитие сотрудничества с целью достижения стабильного и устойчивого мирового экономического роста во благо всех наций»[i].

Идея расширения состава участников за рамки G-7 или G-10 возникла в начале 1990-х гг. в Казначействе США, однако первым высказался за участие развивающихся стран в поисках решения Азиатского кризиса в рамках встреч G-7 Пол Мартин, министр финансов Канады. Германия поддержала идею нового форума, и провела ее через процедурные одобрения саммита G-7[ii]. Встреча “Большой двадцатки” собрала вместе руководителей, министров финансов и глав центральных банков 19 стран: Аргентины, Австралии, Бразилии, Канады, Китая, Франции, Германии, Индии, Индонезии, Италии, Японии, Южной Кореи, Мексики, России, Саудовской Аравии, ЮАР, Турции, Великобритании, США и ЕС, который представляли Президент Европейского Совета и глава Европейского центрального банка.

Геополитические изменения, связанные с относительным ослаблением США, продолжающимся кризисом в Еврозоне и зарождением новой силы, такой, как страны БРИКС (Китай, Росси, Бразилия, Индия и ЮАР), изменили расстановку сил в мире. Президент США Дж. Буш поднял уровень этих встреч до Саммита глав государств в 2008 г. для того, чтобы иметь возможность обсудить финансовый кризис, который начался в США и странах ЕС, и который они оказались не в состоянии разрешить самостоятельно. С тех пор эта «самоизбранная клика» развитых и развивающихся стран назначила себя группой управления мировой экономикой.

Правительства стран, не входящих в «Большую двадцатку», представители интеллигенции и общественные деятели (антиглобалисты, альтерглобалисты и др.) усомнились в их легитимности и обоснованности существования как такового. Саммиты «Большой двадцатки» также оказались в фокусе протестного движения. Хотя G20 не обладает полномочиями формировать политику и заключать юридически обязывающие соглашения, ее саммиты негативно сказываются на работе ООН и не в полной мере представляют интересы бедных стран. Серия постигших ее неудач (например, в преодолении Азиатского кризиса 1998 г. и кризиса 2008 г., начавшегося в США и странах ЕС) и нежелание отказаться от идей неоглобализма, ввергли мировую экономику в пучину порочного круга циклического экономического кризиса. Financial Times называет его «бесконечным циклом искусственно раздуваемого экономического бума, финансового кризиса и краха валют»[iii].

Развивающиеся страны не устраивает то, что к большой лиге присоединяются новые игроки. Становление новых игроков, таких, как страны БРИКС, и предпринятые ими до настоящего момента шаги, еще требуют доказательства того, что они предполагают новое и более эффективное регулирование глобальных процессов. Если мы рассмотрим последний опыт Всемирного банка и UNCTAD в выборе лидеров и принятии решений по преодолению финансового кризиса, мы увидим, что богатые страны просто так не собираются отдавать контроль над мировыми институтами.

Председательство России на Саммите «Большой двадцатки» в 2013 г.

Глобальный экономический кризис еще далек от завершения, а изменение климата происходит быстрее, чем прогнозировалось. Решение этих проблем требует гигантских ресурсов и политической воли от правительств и крупного бизнеса. Глубина экономического, социального и экологического кризиса требует незаурядных и смелых идей.

К повестке дня «Большой двадцатки», первоначально нацеленной на решение финансовых проблем, с течением времени добавляется все больше вопросов. Среди них вопросы “развития” во время председательства Южной Кореи и “зеленый рост и борьба с изменением климата” при председательстве Мексики. Помимо Саммита глав правительств, сегодня также проходят Встречи высших представителей деловых кругов и совещания представителей профсоюзных объединений. Во время председательства Мексики к повестке дня также добавились Think20 (встреча представителей научного сообщества, аналитических и специальных исследовательских центров), G20 YES (Саммит молодых предпринимателей), Гражданский саммит и Встреча министров туризма стран «Большой двадцатки».

Впервые Россия председательствовала на Саммите стран G20 в декабре 2012 г. Со времени проведения первого Саммита в 1999 г., мировая финансовая система стала еще менее прозрачной и контролируемой. На официальном сайте Саммита «Большой двадцатки» 2013 г. говорится, что главной задачей председательства России на Саммите является концентрация усилий форума стран G20 на разработке комплекса мер, направленных на стимулирование устойчивого и сбалансированного экономического роста и создание новых рабочих мест во всем мире. Тремя главными приоритетами, направленными на начало нового цикла экономического развития, являются обеспечение роста за счет: улучшения условий труда и увеличения инвестиций, повышения доверия и прозрачности, и за счет эффективного регулирования. Именно эти вопросы формируют дальнейшую повестку дня.

Нет ничего удивительного в том, что основной задачей стран “Большой двадцатки” по-прежнему является обеспечение экономического роста, который рассматривается странами G20 в качестве фундаментальной основы решения глобальных проблем. Нам не стоит надеяться, что неолибералы без борьбы откажутся от своего неолиберального пути, несмотря на ажиотаж вокруг новых игроков за игровым столом, и управления мировой экономикой. Нам следует ожидать, что правительства, связанные с неолиберальными международными финансовыми институтами, будут придерживаться все той же экологически гибельной, антинародной, потребительской, разрушающей климат модели неправильного развития. Несмотря на критику предшествующих Саммитов, экономический рост в материалах Саммита по-прежнему рассматривается в качестве волшебного средства, которое чудесным образом положит конец нищете.

Председательство России на Саммите стран “Большой двадцатки” полагает основными целями предстоящего Саммита переориентирование и начало политики нового развития. При этом упоминаются два сдвига в политике[i]: первый – сужение повестки дня с длинного списка направлений работы, связанных с экономическим развитием, которая была принята в 2010 г. на Саммите в Сеуле, до кажущегося более выполнимым короткого перечня приоритетов. Второй – ориентированное на инвестиции развитие финансового сектора – был определен в качестве важного инструмента стимулирования роста и занятости в развивающихся странах. Предполагается, что это будет общим интересом как богатых, так и развивающихся стран. Но при более детальном анализе, особое внимание к инфраструктуре представляется более разумным, чем системные реформы, необходимые для устойчивого развития. В то же время, представление о сотрудничестве в целях развития по-прежнему неразрывно связано с понятием международной помощи.

Контрсаммит

Контрсаммит, организованный российскими общественными движениями и различными организациями и группами, обсудил вопрос, почему люди в России или за ее пределами пытаются положить конец эксплуататорскому, ведущему к обнищанию режиму торговли и инвестиций, который проталкивают неолибералы. Помимо ВТО в укороченные сроки согласуются и подписываются более агрессивные, масштабные и амбициозные многосторонние соглашения о свободной торговле и двусторонние договоры о защите инвестиций, несмотря на массовые протесты населения заинтересованных стран. Экономические реформы, проводимые в бедных странах, и странах, экономика которых начала восстанавливаться лишь недавно, таких, например, как Камбоджа, Лаос и Мьянма в Юго-Восточной Азии, предоставляют слишком большую власть и без того влиятельным транснациональным корпорациям.

Общественные движения и сообщества, ищущие и развивающие альтернативные пути развития, разрабатывают новые идеи и стратегии подрыва торгового и инвестиционного режима, поддерживаемого и стимулируемого “Большой двадцаткой”. Необходимо противостоять влиянию ВТО, международных финансовых институтов – Всемирному банку, МВФ, региональным банкам развития и финансовым корпорациям – а также транснациональных корпораций и прочих агентов эксплуататорского капитала, а используемые ими схемы должны стать объектами постоянной критики. Для построения альтернативного мира необходимо творчески формировать коллективные требования общественных преобразований и расширения прав и возможностей неаселения путем организации форм взаимодействия, образования в области политики и развития и солидарности. Необходимо проводить кампании по продвижению идей альтернативного мира.

Контрсаммиты, подобные организованному в Санкт-Петербурге по случаю председательства России на Саммите “Большой двадцатки”, являются частью продолжающейся глобализации противостояния и усилий по перехвату власти у структур и институтов неолиберального капитализма, которые довели до совершенства искусство сохранения status quo и глобального управления. Элита не только контролирует политические процессы, но, что более важно, представляет себя в качестве носителя знаний и эксперта в области велений времени, будь то разрешение экономического кризиса, искоренение нищеты, предотвращение изменения климата или соблюдение социальных и экономических прав.



[i] Leader's Summit 2013: Russia G20 http://www.g20.org/docs/summit/summit_2013.html


[i] G20 Information Centre, The Group of Twenty: a history: http://www.g20.utoronto.ca/docs/g20history.pdf

[ii] ibid

[iii] Robin Harding, «Central Bankers Have Given Up on Fixing Global Finance», Financial Times August 27, 2013

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru