ПравдаИнформ: Напечатать статью

Северный морской путь. Арктическая военная экспедиция

Дата: 21.09.2013 17:21

Северный морской путь "Юн Шен"

15 сентября 2013
Словно подгоняемый ветряками и двумя пузатыми буксирами, он идет к берегам Роттердама. Чтобы заодно войти в историю. Железный китаец по имени "Юн Шен" - не самых больших размеров торговое судно, которое отважилось на поход с Востока на Запад по Северному морскому пути.

Об этом маршруте еще в начале XVI века мечтал российский дипломат Дмитрий Герасимов, о нем грезили и Ломоносов, и Менделеев. Для ровного счета судну "Юн Шен" отвели 35 суток на путь из легендарного порта Далянь на северо-востоке Китая до гавани в Роттердаме. Но он умудрился прийти на день раньше.

Похлеще, чем из варяг в греки. По морям Северного Ледовитого океана через Берингов пролив. "Юн Шен" огибает Россию сверху. Хотя обычно коммерческие суда, идущие из Азии в Европу, выбирают другой маршрут: через Суэцкий канал – это около 25 тысяч километров. Северный морской путь – во льдах, но почти в два раза короче.

Выбрав вместо южных вод и путешествия через Суэцкий канал льды Арктики и Северный морской путь, "Юн Шен" сэкономил 2 недели в пути и, очевидно, внушительную сумму денег. Точную сумму, конечно, никто не называет – тот самый секрет фирмы, но предположения есть.

"Это может сэкономить около 180 тысяч долларов", - считает Минко ван Хезен, официальный представитель порта Роттердам.

Через север ходили и до "Юн Шена", с помощью ледоколов. Тут дело в грузе. На борту подъемные краны, сталь – это коммерческий рейс. Разгрузится и отправится дальше, без простоя. Перспективное направление. Вместе со льдами встрепенулись и азиатские рынки. По дороге "Юн Шен" специально заходил в восточные порты – те только выиграют от максимального использования Северного пути. О недостаточном транзите в своих арктических водах тут же заговорили американцы. Но там ледовая обстановка гораздо тяжелее.


Арктическая военная экспедиция остр. Котельный

15 сентября 2013
На дикое побережье острова Котельный сначала высадились гидрографы и морские пехотинцы. Задача последних – прикрывать выгрузку с флангов и защищать лагерь, пока только от хищников. Если не считать двух ученых, которые прибыли на заброшенную метеостанцию два дня назад, остров абсолютно безлюден.

Десять дней пути, опасные переходы через ледяные поля – все ради этого без преувеличения исторического момента. Российские военные вернулись в Арктику 20 лет спустя. Два больших десантных корабля привезли роту морских пехотинцев и десятки единиц инженерной и военной техники.

Корабли оставили родной порт и устремились на восток. Раньше зоной ответственности североморцев были Норвежское и Баренцево моря. А боевую вахту они несли в Атлантике и Средиземном море. Новый приоритет - Северный морской путь, который становится все популярнее.

Если два года назад его прошли четыре корабля, в этом – более двухсот. Среди них много иностранных судов. А ведь большая часть Севморпути проходит через российские территории.

"Переход отряда является одним из составляющих экспериментов по формированию арктической группировки сил, в интересах обеспечения морской экономической деятельности России в данном регионе", - сообщил Владимир Королев, командующий Северным флотом РФ.

Еще один исторический момент. Впервые в море встретились все атомные корабли России. Ракетный крейсер "Петр Великий" и четыре ледокола – "Вайгач", "Таймыр", "Пятьдесят лет победы" и "Ямал". Они провели отряд из военных кораблей через ледовый массив.

Лучший помощник при прохождении арктических морей это ветер. Он разгоняет ледовые массивы, образуя широкие проливы или узкие тропинки. Ледоколу остается только расталкивать льды, прокладывая дорогу идущим за ним судам.

На девятый день пути Петр Великий бросил якорь в пятнадцати километрах от острова Котельный. Вплотную к берегу подходят только десантные корабли – "Оленегорский горняк" и "Кондопога".

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru