ПравдаИнформ: Напечатать статью

Россия говорит Индии и Пакистану : "Добро пожаловать в ШОС!"

Дата: 03.10.2013 05:54

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Индии С.Хуршидом.

Москва, 2 октября 2013 года




Сергей Лавров:

"Уважаемые дамы и господа,

Мы рады принимать в Москве делегацию наших индийских друзей во главе с Министром иностранных дел С.Хуршидом.

Провели очень насыщенные и содержательные переговоры в традиционно дружественной атмосфере, характерной для отношений привилегированного стратегического партнерства, которое установлено между нашими государствами. Обсудили дальнейшие планы, касающиеся развития политического диалога на высшем и высоком уровнях. Посмотрели, как реализуются задачи, поставленные в ходе встреч наших руководителей – Президента России В.В.Путина и Премьер-министра Индии М.Сингха.

Отметили очень хорошее взаимодействие между ведомствами, парламентами, министерствами иностранных дел. У нас есть План консультаций, в соответствии с которым только в этом году состоялось более десяти раундов двусторонних встреч по самому широкому кругу вопросов региональной и международной повестки дня.

В основе нашего партнерства лежит экономическое сотрудничество. Г-н С.Хуршид является сопредседателем Межправительственной российско-индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству вместе с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозиным. 4 октября в Москве состоится XIX заседание этой Комиссии, где будут подробно рассмотрены все направления нашего сотрудничества.

Сегодня мы уделили особое внимание взаимодействию на мировой арене.

Считаем, что координация подходов России и Индии по ключевым темам международной повестки дня, в том числе в ООН, «Группе двадцати», форматах БРИКС, РИК, АСЕМ, ШОС и других структурах, наш диалог и кооперация являются велением времени, отражают стремление двух стран к укреплению всеобщего мира, безопасности и стабильности. Наши подходы к наиболее острым проблемам современности совпадают.

Мы едины в том, что необходимо в полной мере уважать международное право, соблюдать все нормы Устава ООН, не допускать вмешательства извне во внутренние дела государств без соответствующего решения СБ ООН и урегулировать все споры политико-дипломатическими методами.

В этом контексте мы рассмотрели положение дел на Ближнем Востоке и в Северной Африке, прежде всего в Сирии, а также в других странах региона. Дали высокую оценку решениям, принятым Исполсоветом Организации по запрещению химического оружия, и резолюции СБ ООН в его поддержку в части проведения соответствующих работ в САР по взятию под контроль и уничтожению химических арсеналов этой страны.

Подчеркнули важность сделать все необходимое для того, чтобы в соответствии с призывом СБ ООН как можно скорее созвать международную конференцию «Женева-2» и дать возможность самим сирийцам на основе общего согласия договориться о том, как они будут выполнять положения Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г.

Как я уже сказал, рассчитываем, что в ближайшее время консультации, которые сейчас проводят Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и его специальный представитель по Сирии Л.Брахими, дадут результат, и мы сможем организовать начальные мероприятия, которые запустят эту конференцию. Важно, чтобы все сирийские стороны были в полной мере представлены на переговорах, чтобы договоренности были действительно устойчивыми и долговременными.

Солидарны с нашими индийскими друзьями в необходимости продолжать тесно координировать наши подходы в связи с происходящим в Афганистане и вокруг него, особенно с учетом фактора 2014 г., к концу которого предстоит вывод основных международных сил. Нас беспокоит перспектива дальнейшего ухудшения обстановки в этой стране, а также того, что сохраняющиеся там угрозы будут все более ощутимо «переливаться» за пределы Афганистана. Хотим продолжать оказывать содействие становлению Афганистана в качестве мирного, самостоятельного, свободного от терроризма и наркопреступности государства с устойчивой экономикой, живущего в мире со своими соседями.

В целом сегодняшние переговоры подтверждают намерение Москвы и Нью-Дели развивать и углублять многоплановое плодотворное сотрудничество. Очень ценю такой настрой наших индийских коллег.

В заключение хотел бы поздравить их с отмечаемым сегодня одним из важных национальных праздников Индии – Днем рождения М.Ганди".


Вопрос: Какой будет повестка дня предстоящей встречи министров иностранных дел России, Индии и Китая (РИК)? Будет ли обсуждаться вопрос участия Индии в ШОС?
С.В.Лавров (отвечает после С.Хуршида): Могу подтвердить все только что сказанное моим коллегой. Формат РИК сложился до того, как образовался БРИК и затем появился БРИКС.

Трехстороннее сотрудничество Москвы, Нью-Дели и Пекина доказало эффективность. У нас совпадение взглядов по ключевым вопросам мирового развития, что отражается в наших позициях в ООН и других форумах. У нас много сфер, где практическое взаимодействие взаимовыгодно для всех трех государств.

Мой коллега уже упомянул реагирование на чрезвычайные ситуации, их предотвращение и меры по ликвидации последствий. К сожалению, стихийные бедствия, техногенные катастрофы случаются, и наши три страны не исключения. Опыт совместной работы их спасательных служб, обмен опытом, изучение лучших практик весьма востребованы. Это же касается и здравоохранения, где три страны обнаружили немало общих интересов, в том числе в сферах традиционной медицины, сельского хозяйства, где есть специализированный диалог, который ведут эксперты.

Конечно, по всем этим вопросам есть интерес развивать наши отношения и в формате БРИКС и, как сказал г-н Министр, мы будем консультироваться с нашими партнерами, чтобы не столько избавляться от дублирования, сколько привлекать другие заинтересованные страны, входящие в БРИКС, к осуществляемым по трехсторонней линии (РИК) проектам.
Что касается расширения членского состава ШОС, то мы считаем, что время для этого пришло.
Лидеры государств-членов ШОС приняли соответствующее решение. Даны поручения подготовить набор нормативных документов, которые будут содержать критерии членства - организационные, финансовые, политические. Подготовка этих документов сейчас завершается, и я рассчитываю, что в ближайшем будущем можно будет принимать конкретные решения по имеющимся заявкам. Индия обратилась с такой заявкой.
Мы считаем, что ее необходимо удовлетворить, и поддерживаем ее.

Считаем, что ШОС только выиграет от членства таких стран, как Индия, Пакистан, который также выразил просьбу присоединиться к Организации.


Вопрос: В своем вступительном заявлении Вы упоминали о Сирии. Вы не раз говорили, что необходим диалог между Правительством САР и представителями всей оппозиции. Сегодня мы слышим заявление сирийских властей, что диалог возможен только с теми, кто не призывал к внешней интервенции. Основная же часть оппозиции призывала к такой интервенции. Существует ли риск срыва конференции «Женева-2»? Согласно последним журналистским сообщениям, в Сирии возрастающую роль в настоящее время играют иностранные наемники и боевики. Некоторые районы страны они де-факто полностью контролируют. Как в ситуации, когда у сирийского правительства фактически нет контроля над всей территорией, можно выстраивать переговорные процессы и как это отразиться на перспективах «Женевы-2»? Подтверждается ли, по российской информации, значительная роль иностранных боевиков в конфликте?
С.В.Лавров: Эти данные имеются не только у российской стороны, они - в открытом доступе. Никто их не опровергает.

А что касается перспектив «Женевы-2» и проблем, возникающих на пути ее созыва, то дело не в том, что кто-то из оппозиционеров призывал к военной интервенции для решения всех проблем Сирии. Это неприемлемо в принципе, и такие люди не могут считаться патриотами своей родины, призванными заботиться, чтобы страна осталась суверенной, территориально целостной и независимой.

Подобные призывы лишь подталкивают к сценариям, которые мы уже наблюдали в разных регионах, где осуществлялась военная интервенция и где внутренняя ситуация ухудшилась в разы и на порядки.

Беда в том, что оппозиция, (так называемая внешняя или эмигрантская), составляющая костяк «Национальной коалиции», до сих пор не смогла представить конструктивную программу для будущего Сирии.

Я встречался с первым руководителем этой «коалиции» Муазом Хатыбом в начале февраля этого года - мы вместе были на Международной конференции по безопасности в Мюнхене. Он произвел очень хорошее впечатление человека, который болеет за свою страну. Я поинтересовался у него, почему «Национальная коалиция», которая была создана в конце ноября 2012 года в Дохе, заявила в своем учредительном документе, что у нее есть три цели – свергнуть Президента Б.Асада, демонтировать институты государства и сделать это без всяких переговоров с правительством.

М.Хатыб сказал тогда, что это не так и что он взялся руководить «Национальной коалицией» при условии, что будет формировать конструктивную повестку дня, нацеленную на переговоры. Вскоре он публично заявил, что готов на переговоры с правительством.
Очень быстро его с этой должности убрали без всяких собраний и выборов. Просто сказали, что он больше не является главой «коалиции».

Поставили нового человека – А.Джарбу, который очень долго не мог сформулировать позицию «Национальной коалиции» в отношении инициативы России и США о созыве конференции «Женева-2». Стали выдвигать условия для участия в этой конференции.

Сначала, дескать, надо, чтобы ситуация на земле изменилась в пользу оппонентов режима Б.Асада, а одновременно делегация правительства должна привезти акт отречения Б.Асада от власти. Другими словами, появились условия, которые никак не вписывались в российско-американскую инициативу и которые противоречили духу Женевского коммюнике (от 30 июня 2012 г.) - а именно его мы договорились положить в основу конференции - в котором говорится, что все представители оппозиции и Правительство САР должны договориться и достичь общего согласия о переходном периоде от нынешней ситуации к ситуации, которая будет приемлема для всего сирийского народа через волеизъявление и другие демократические процедуры.

Наконец, в контексте дискуссий, которые прошли в Нью-Йорке вокруг химической программы Сирии и необходимости возобновить политический процесс, господин А.Джарба сказал, что он готов поехать на конференцию «Женева-2», и особо не обставлял какими-то условиями, хотя много слов было сказано о том, что это не просто будет сделать. Но даже это не очень четкое заявление было дезавуировано.

Тут же его соратники, такие как член руководства «Национальной коалиции» г-н К.Лабвани сказал, что это было личным мнением А.Джарбы. Еще один лидер оппозиционеров, глава «Сирийского национального совета», который входит в «Национальную коалицию», г-н Дж.Сабра, заявил, что он вообще против конференции.

Поэтому, когда мы ведем разговор о том, что препятствует созыву «Женевы-2», нужно иметь в виду весь спектр фактов и заявлений.

Я слышал, что сирийское правительство не хочет разговаривать с теми, кто выступают за иностранную интервенцию. Но иностранная интервенция и не является частью договоренностей, на основе которых Россия и США предлагали созвать конференцию. Ее созывают ради того, чтобы не интервенцию «приглашать», а договариваться между всеми сирийскими сторонами. Исхожу из того, что это правило остается в силе.

Но есть и другие факторы, которые показывают наличие немалого числа тех, кто хотел бы эту конференцию похоронить, в том числе и ее результаты.

Мы читаем и слышим из разных источников (полуофициальных и доверительных) о том, что некоторые официальные представители ряда стран региона, соседствующие с Сирией, налаживают и имеют регулярные контакты с «Джабхат ан-Нусрой» и другими террористическими группировками, о том что у этих радикалов уже есть компоненты химического оружия, то ли где-то найденного в Сирии, то ли откуда-то привезенного. Причем эти компоненты уже завезли и на территорию Ирака и там готовят какие-то провокации.

Все это сообщения последних дней, а активизировались они после того, как по российско-американской инициативе была принята резолюция Совета Безопасности ООН о химическом разоружении Сирии и необходимости созыва «Женевы-2».
Провокаторов хватает, и провокаций будет еще больше.

Главное сейчас, чтобы не они «заказывали музыку», а Россия и США как инициаторы созыва «Женевы-2» вместе с Генеральным секретарем ООН, к которому соответствующая просьба была обращена в Нью-Йорке. Мы добивались добросовестных действий всех тех, от которых зависит созыв этой конференции, прежде всего, это все сирийские стороны, которые должны принять приглашение на «Женеву-2» без предварительных условий и согласиться работать на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г.

Помимо сирийских сторон, это, конечно, и страны спонсирующие, поддерживающие, финансирующие сирийскую оппозицию. Все они должны осознать свою ответственность и прекратить попытки подрыва процесса подготовки конференции в надежде вновь реанимировать военный сценарий.

Вы спросили про наемников и как с ними бороться.

Они примыкают к террористическим группировкам и не всегда входят в ту или иную группу, но цель у них одна – любыми средствами бороться с режимом, не гнушаясь террористических актов, нарушений международного гуманитарного права.

Этих нарушений в Сирии хватает, в том числе и со стороны правительственных войск – не будем этого скрывать. Но в нынешней ситуации, когда открылась перспектива реализовать программу химического разоружения Сирии, когда достигнут консенсус в Совете Безопасности ООН, широко поддержанный всеми странами-членами ООН о необходимости созыва «Женева-2», подобные действия должны решительно пресекаться.

Еще раз вернусь к заявлению, которое было принято лидерами «Группы восьми» в Лох-Эрне в июне нынешнего года.

В сирийском разделе этого документа есть пассаж о том, что лидеры «восьмерки» призывают Правительство Сирии и оппозицию объединить усилия в борьбе против всех террористов, которые должны быть уничтожены или изгнаны из САР.

Другого пути нет - с ними нужно бороться без двойных стандартов.


Вопрос (адресован С.Хуршиду): На прошлой неделе прошли переговоры между Индией и США, что свидетельствует в пользу быстрого улучшения отношений между двумя странами, а это вызывает некоторую озабоченность у России. Обеспокоенность связана, в частности, с тем, что это может отразиться на отношениях между Россией и Индией. Как Вы могли бы это прокомментировать?
С.В.Лавров (добавляет к ответу С.Хуршида): Мне кажется, когда задается вопрос, что той или иной стране, имеющей отношение с другой страной, незачем еще строить отношения с каким-то третьим государством, из области истории – это старая картина мира.
Мир – многополярен и становится все более взаимозависимым, глобализирующимся и т.д.
Границы исчезают, мы все хотим убрать границы для движения товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, знаний, передового опыта, инвестиций.

Мне кажется естественным, что ведущие государства мира стремятся использовать свои сравнительные преимущества, объединять усилия в тех областях, где это позволит обеспечить дополнительную конкурентоспособность.

Россия тоже развивает отношения с США, которые мы хотим углублять, как у Индии есть отношения с Китаем, Пакистаном и со всеми другими ведущими игроками в этом регионе, центральноазиатскими государствами, которые являются нашими союзниками, выстраивают тесные отношения Индия, КНР и другие государства Азии - и не только они.

Мне кажется, что самое главное, чтобы не было всяких «задних мыслей» у тех государств, которые приходят в соответствующий регион со своими предложениями. Прекрасно понимаем, что в Южной, Центральной Азии и других частях Азиатско-Тихоокеанского региона есть законные, легитимные интересы практически у любой страны мира, в том числе у США и ЕС.

Самое главное, чтобы такие интересы, связанные с транспортными коммуникациями, логистическим сопровождением торговли, открытием новых рынков, поиском источников инвестиций в собственную экономику и мест приложения своих инвестиций в другие экономики, стремлением обеспечивать безопасность от таких угроз, как терроризм, наркотрафик, пиратство и многое другое, были транспарентны для всех и не содержали скрытой повестки дня.

Если мы все будем действовать таким образом, то не будет возникать никаких вопросов. Мы все будем делать общее дело – поднимать мировую экономику, экономики наших государств, развивать и делать их высокотехнологичными и одновременно обеспечивать безопасные условия для развития бизнеса и нормальной жизни наших граждан, повышая уровень их жизни и социальной обеспеченности.



ПравдаИнформ
https://trueinform.ru