ПравдаИнформ: Напечатать статью

С.В.Лавров: Новая Зеландия – важный партнер России

Дата: 06.11.2013 03:56

Оригинал "МИД России" – www.mid.ru 05.11.2013

Вступительное слово и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел С.В.Лаврова по итогам переговоров с Министром иностранных дел Новой Зеландии М.Маккалли, Москва, 5 ноября 2013 года

Видео Cовместная пресс-конференция С.Лаврова и М.Маккалли

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели хорошие переговоры. Новая Зеландия – важный партнер России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Удовлетворены развитием политического диалога между нашими государствами, в том числе на высшем уровне. В сентябре прошлого года «на полях» саммита АТЭС во Владивостоке состоялась содержательная встреча Президента России В.В.Путина с Премьер-министром Новой Зеландии Дж.Ки, на которой обсуждались ключевые вопросы двусторонней повестки дня. С тех пор мы ощущаем серьезный импульс, который был придан тогда нашему сотрудничеству.

Сегодня мы предметно обсудили состояние дел в наших отношениях и перспективы их развития. Как и новозеландские коллеги считаем, что важно делать упор на торгово-инвестиционную и гуманитарную составляющие двух стран. Удовлетворены, что за восемь месяцев нынешнего года товарооборот вырос вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., хотя в абсолютных цифрах - 330 млн. долл. США – это далеко не предел. Сегодня мы условились всячески стимулировать имеющийся интерес новозеландского бизнеса к российскому рынку и российского бизнеса к рынку Новой Зеландии. Компании работают, и мы будем приветствовать дальнейшее расширение присутствия деловых людей на территории наших стран.

Согласны с тем, что особый толчок наращиванию торгово-экономического взаимодействия может придать заключение Соглашения о свободной торговле между государствами-участниками Таможенного союза (Россией, Белоруссией и Казахстаном) и Новой Зеландией. Переговоры по тексту этого документа находятся в продвинутой стадии. Договорились рассмотреть дополнительные шаги, которые позволят ускорить данный процесс.

Связи между нашими странами имеют богатую историю – 13 апреля 2014 г. мы будем отмечать 70-летие установления дипломатических отношений. Это решение было принято правительствами двух стран в 1944 году в разгар Второй мировой войны. Мы высоко ценим вклад Новой Зеландии в общую победу над фашизмом. 70-летие дипотношений мы договорились отметить серией мероприятий, которые пройдут в России и Новой Зеландии и будут посвящены этой памятной дате.

Весьма плодотворно обсудили актуальные вопросы глобальной и региональной повестки дня. Тесно сотрудничаем в АТР. Заинтересованы, чтобы растущий и весьма внушительный потенциал этого региона использовался для поступательного развития нашей страны, прежде всего для решения задач, поставленных российским руководством в плане социально-экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Отметили, что новозеландские компании, работающие в России, уделяют этому региону повышенное внимание. Мы это поддерживаем. Исходим из необходимости не только активно включаться во все интеграционные процессы в АТР, но и содействовать созданию здесь надежной архитектуры безопасности и сотрудничества. На Восточноазиатском саммите в Брунее (9-10 октября 2013 г.) была одобрена российская инициатива о начале широкой дискуссии о разработке рамочных принципов укрепления сотрудничества в сфере безопасности в АТР. В рамках ВАС создан диалоговый механизм, первый раунд которого состоится уже в этом месяце.

Разумеется, обсудили сегодня взаимодействие в рамках ООН. Оно весьма тесное. Налажен постоянный контакт между нашими делегациями. Стараемся поддерживать друг друга, когда обе страны выдвигают кандидатуры для избрания в различные органы ООН. Признательны Новой Зеландии за поддержку ряда российских инициатив, включая укрепление мер доверия и транспарентности в космосе, ежегодную резолюцию о продвижении темы международной информационной безопасности, что становится все более актуальным. В свою очередь Россия поддерживает целый ряд предложений Новой Зеландии, включая резолюцию о необходимости скорейшей ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Регулярно рассматриваем ключевые проблемы мировой повестки дня, включая ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке, включая Сирию, Афганистан, иранскую ядерную программу, другие острые темы. Наши переговоры в очередной раз показали, что географическое расстояние - не помеха для развития партнерства.

Удовлетворены итогами нашей сегодняшней беседы. Налицо взаимная заинтересованность в дальнейшем углублении диалога, двусторонних связей в различных областях на конструктивной и взаимовыгодной основе и координации наших действий по региональным и международным вопросам.

Вопрос: На днях А.Джарба заявил, что возглавляемая им «Национальная коалиция» не примет участие в конференции «Женева-2», если туда будет приглашен Иран. Как Вы можете это прокомментировать? Будет ли Россия настаивать на обязательном участии Тегерана в конференции?

С.В.Лавров: Если я правильно помню, А.Джарба, которого мы несколько раз приглашали в Москву (надеемся, что он воспользуется приглашением), выдвинул не только это условие, но и ряд других. В частности, он заявил (не помню точную формулировку), что, прежде чем ехать в Женеву, Коалиция должна знать, в каком месяце и какого числа Президент Сирии Б.Асад уйдет со своего поста. Третье условие - необходимость активнее вооружать противников Б.Асада, в том числе современным оружием.

Мы договаривались с американскими коллегами о том, что «Женева-2» будет созываться без предварительных условий, кроме одного – полного выполнения Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. Коммюнике охватывает все аспекты сирийского кризиса – политические, гуманитарные, необходимость борьбы с терроризмом, восстановления экономики, социальной сферы, обеспечения суверенитета, территориальной целостности, многоэтнического, многоконфессионального, светского характера Сирии и т.д.

Исходим из того, что российско-американская инициатива, выдвинутая 7 мая с.г. в Москве, была поддержана практически всеми без исключения странами, всем международным сообществом. Поэтому нам немного странно, когда «Национальная коалиция», которую некоторые страны Запада и региона объявили единственным законным представителем сирийского народа, начинает делать заявления, коренным образом расходящиеся с сутью Женевского коммюнике и с российско-американской инициативой о созыве «Женевы-2».

У нас давно создавалось впечатление, что некоторые страны региона, спонсирующие «Национальную коалицию», стремятся удержать ее от согласия на российско-американское предложение в том виде, в котором оно было сформулировано.

Недавно в швейцарской газете я прочитал интервью министров иностранных дел одной из стран региона, в котором категорическим образом было заявлено, что только «Национальная коалиция» имеет право решать, с кем она будет разговаривать на «Женеве-2». Достаточно аррогантное заявление, которое тоже вступает в прямое противоречие с тем, что было предложено Соединенными Штатами и Российской Федерацией. Это особенно пикантно, если учесть, что Коалиция (знаю, что такие оценки уже широко распространены на Западе, в том числе внутри западных альянсов), которая во время своего создания не имела широкой поддержки, еще больше маргинализируется, и реальное влияние в стане оппонентов режима Б.Асада переходит совсем другим людям. Исходим из необходимости уважать достигнутые договоренности, которые включали в себя не только созыв «Женевы-2», но и необходимость обеспечить участие в этой конференции и правительства, и оппозиции.

Сейчас мы все больше слышим призывы, что на данном этапе главное – решить гуманитарные проблемы в САР и за ее пределами, учитывая большое количество беженцев и перемещенных лиц. При всей остроте гуманитарного кризиса нам представляется, что это – попытка отвлечь внимание от своей неспособности доставить оппозицию на женевскую конференцию. Россия самым серьезным образом воспринимает то, что происходит в гуманитарной сфере в Сирии. Мы сами оказываем существенную помощь сирийскому народу – как тем, кто оказался сорван со своих мест внутри страны, так и беженцам. Перевели существенные средства через Всемирную продовольственную программу для беженцев в Иордании и Ливане. Регулярно доставляем продукты питания, медикаменты, палатки и прочие необходимые вещи для сирийцев, оказавшихся сорванными со своих мест. Поддерживаем, в том числе и финансово, деятельность международных гуманитарных организаций в Сирии. Активно выступаем за то, чтобы эта деятельность была максимально комфортной для международных экспертов. Работаем с Правительством САР, побуждая его к максимальному сотрудничеству и с ооновсими структурами, и с Международным комитетом красного креста. По нашим данным, эти организации, в целом, отмечают, что правительство сотрудничает.

Действительно, бывают определенные ситуации, когда такое сотрудничество могло бы быть более эффективным, но думаю, что ни у кого нет данных, что сирийское правительство создает больше проблем, чем оппозиция, для доставки гуманитарной помощи и доступа в районы, где мирное население в ней нуждается. Боевики создают гораздо больше проблем. На этом фоне, когда сейчас в Нью-Йорке в рамках ГА ООН спонсорами оппозиционеров внесен проект резолюции по гуманитарной ситуации в Сирии, в котором вся без исключения вина за гуманитарную ситуацию возлагается на режим Б.Асада, это только укрепляет нас во мнении, что гуманитарную тему на передний план продвигают те, кто хотят не урегулирования кризиса в САР, а смены режима. Они продвигают свою повестку дня, далекую от целей, заложенных в Женевском коммюнике и предполагающих сохранение Сирии в качестве многоконфессионального, многоэтнического, светского государства. Либо в политизации гуманитарной темы заинтересованы те, как я уже сказал, кто не в состоянии выполнить свое обязательство по обеспечению участия оппозиции в женевской конференции.

В этой связи не могу не обратить внимание на недавнее высказывание официального представителя Госдепартамента США о том, что Россия должна использовать свое влияние, чтобы убедить Б.Асада предоставить гуманитарный доступ для международных организаций. Приглашаем наших американских коллег проинвентаризировать действия России и США с момента выдвижения российско-американской инициативы по созыву конференции: кто что обеспечил, кто на кого оказал влияние.

Самое главное, повторю, что режим Б.Асада неоднократно подтверждал свою готовность ехать на конференцию «Женева-2», а от оппозиции мы слышим лишь новые заявления о предварительных условиях. Если это направлено на то, чтобы спровоцировать режим начать выдвигать предварительные условия, то это чистой воды провокация.

Что касается Ирана, то все зависит от того, какую цель мы преследуем. Если цель – собрать за одним столом идеологически близких партнеров, то, наверное, это должна быть некая другая инициатива. Мы слышали от некоторых стран региона, что они разочарованы в том, что российско-американское предложение предполагает равный разговор между сирийскими сторонами, поэтому у них могут быть свои собственные инициативы. Надеюсь, что это не будет инициативой по развязыванию полномасштабной региональной войны. Но если мы хотим, чтобы «Женева-2» действительно помогла начать движение к полному выполнению Женевского коммюнике, то за столом должны собраться, во-первых, сами сирийцы. Причем, как это и предусмотрено в Коммюнике, сирийские делегации должны представлять весь спектр сирийского общества, что было записано в принятой в конце сентября резолюции СБ ООН, подтверждающей, что в рамках диалога должны быть представлены все слои сирийского общества. Во-вторых, чтобы стимулировать все сирийские стороны к поиску взаимного согласия - как того требует Женевское коммюнике, - внешние игроки должны также быть представлены в полном масштабе. Все те, кто влияет на ту или иную сирийскую группу, должны обязательно быть за столом переговоров на начальном этапе конференции, потому что на последующих этапах (как задумано российско-американским дуэтом и поддержано всеми остальными), сирийцы будут разговаривать между собой напрямую при посредничестве специального представителя при ООН/ЛАГ Л.Брахими и его команды.

Будем исходить из того, что все те, кто влияет на ситуацию, должны быть обязательно приглашены на конференцию. Это включает всех соседей САР, практически все страны Персидского залива (не только арабские страны, но и Иран), а также постоянных членов СБ ООН и другие страны, как, например, Турцию. Так что здесь важно исходить из интересов дела, а не из собственных идеологических предпочтений, как это происходит с теми, кто настаивает на исключении Ирана из списка приглашенных.

Вопрос: Рассматриваете ли Вы визит Дж.Керри в Эр-Рияд как попытку США убедить руководство страны содействовать участию в конференции «Женева-2» и своих сирийских союзников из числа оппозиции? Прокомментируйте приглашения Ливана и Ирана к участию в «Женева-2»?

С.В.Лавров: Я не очень люблю комментировать отношения между странами, если в них не участвует Российская Федерация. Известно, что американцы ведут достаточно интенсивный диалог с государствами региона, в том числе и с Саудовской Аравией. Мы тоже наращиваем наши контакты с региональными странами. На ближайшее время планируем и сейчас согласовываем удобную дату очередной министерской встречи между Россией и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива.

В июле этого года в России находился руководитель Совета национальной безопасности и Службы разведки Саудовской Аравии принц Бандар бин Султан. Представители многих стран региона посещали Российскую Федерацию на различном уровне, в том числе на высшем, министерском и экспертном. Наши представители тоже ездили в регион. Сегодня в этих контактах тема сирийского кризиса занимает одно из главных мест. Мы с Соединенными Штатами договаривались проводить единую линию. Во всех моих контактах с Дж.Керри на взаимной основе подтверждаем достигнутую договоренность способствовать скорейшему созыву конференции «Женева-2», без предварительных условий и с единственной повесткой дня – полное осуществление Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. Я также надеюсь, что в ходе контактов в регионе наши американские коллеги не забывают и о других проблемах Ближнего Востока и Северной Африки, прежде всего о самом застарелом конфликте современности - палестино-израильском. Мы приветствуем возобновившиеся прямые контакты, но нас немного смущает отсутствие позитивных сигналов относительно перспективы достижения договоренности.

На встрече ближневосточного «квартета» в сентябре 2013 г. в Нью-Йорке Россия активно поддержала процесс решения палестино-израильского вопроса. Мы бы хотели, чтобы ни Соединенные Штаты, ни другие участники «квартета», ни Лига арабских государств, ни Организация Исламского сотрудничества, ни ООН, ни Евросоюз не отодвигали эту проблему в регионе на второй план. Создается впечатление, раз кровь не льется, то можно подождать. Мы глубоко убеждены и говорим об этом давно, что неурегулированность палестинской проблемы, а эта ситуация тянется десятилетиями, является единственным наиболее значимым фактором, который используется экстремистами для того, чтобы вербовать сторонников для силовых попыток решать проблемы в регионе в противовес политическому урегулированию.

Надеюсь, что значение усилий по решению палестинской проблемы для судеб всего региона и для того, чтобы мы не допустили доминирования экстремистов и террористов, в полной мере признается серьезными политиками.

Насчет приглашения Ирана - я уже сказал. Приглашение Ирака и Ливана считаю тоже обязательным, т.к. это соседи Сирии, они должны участвовать в конференции.


ПравдаИнформ
https://trueinform.ru