ПравдаИнформ: Напечатать статью

«Сталин наша слава боевая»

Дата: 26.12.2013 05:40

Оригинал domestic-lynx.livejournal.com 22.12.2013 00:38

21 декабря день рождения тов. Сталина. Хочется этот факт отметить. Нравится нам это или нет, но это самый значительный государственный деятель России ХХ века. Рядом с ним все остальные – просто недостойны упоминания. Между прочим, именно так Сталина воспринимают на Западе – как русского государственного человека в первую очередь. А уж как коммуниста – только во вторую.

В сущности, он был государем-императором. Красным монархом. Император – это и значит по-латински повелитель. Рассказывают такой анекдот. Сталин приехал к старушке-маме. Та спрашивает: «Кем же ты работаешь, Сосо?» - «Ну что-то вроде государя императора», - отвечает Сталин. – «Неплохо, - вздыхает мать. – А всё-таки жаль, что ты не стал священником». Да, священником он не стал, но стал руководителем нашего народа, командиром во время войны. И, надо сказать, любимым командиром. В некотором смысле стал и священником. Ведь светская религия коммунизма стала в Советском Союзе на место традиционной религии. И он лично внёс существенный вклад в создание священного писания этой религии. Говорят, что «Краткий курс истории ВКП(б)» он написал в значительной степени сам. И «Вопросы ленинизма» тоже сам писал. Так что был он, можно сказать, евангелистом светской религии. Кстати, он был последним из руководителей, который сам думал и писал. Дальнейшие начальники делегировали это дело челяди. Поистине евангелист.

Он пытался замириться и с обычной религией, возможно надеясь и попов превратить из антагонистов в сотрудников. И попы поняли, пошли навстречу. Как-то в Елоховской церкви мне привелось прочитать некий текст, написанный по случаю смерти Сталина. Кажется, это проповедь какого-то крупного церковного иерарха того времени. Она проникнута глубоким уважением и восхищением; это не казённая отписка начальственного блюдолиза.

Был ли Сталин марксистом? В разной степени на разных этапах своей жизни. Но тогда, когда стоял во главе Советского Союза – в минимальной. Сама идея построения социализма в одной отдельно взятой стране – это не просто отступление от марксизма. Такое отступление, по существу дела, перечёркивает марксизм. Марксизм Сталина был скорее ритуальным. Сталин называл себя верным учеником Ленина, написал толковую книжку «Основы ленинизма». Её, издания 1952 года, я недавно купила у нас на рынке на книжном развале. Ленинизм – это и есть антимарксистское учение о построении социализма в одной стране. В сущности, это учение о том, как организовать жизнь в России.

Взять и «съехать» с марксизма, постепенно заменив его какой-то более адекватной задачам идеологией Сталин не мог: у власти было ещё много старых коммунистов – фанатиков и фантазёров. Это креативным интеллигентам, никогда ничем не управлявшим, кажется, что Сталин, находясь на вершине власти, мог всё, что хотел. Вовсе нет! Даже в небольшой компании её первое лицо может далеко не всё, а уж про большое государство – и говорить нечего.

Целью Сталина была вовсе не реализация на практике марксизма, а сила и слава России, её богатство и влияние в мире, расширение её границ. Здесь он ничем не отличался от любого царя. От любого царя его отличало то, что он был царём выдающимся – масштаба Петра I. А вот роднило его с царями то, что он полностью отождествлял себя со страной. Он мог сказать, как Людовик XVI: «Государство – это я». Уж как не стебались демократы над этой формулой, а она – единственно правильная. Раз государство – это я, значит у меня не может быть иных целей, кроме государственных, значит, и украсть, и злоупотребить я не могу в принципе: невозможно украсть у себя. Находясь в такой позиции (внутренней, в первую очередь, позиции), гораздо сподручнее гонять нерадивых бояр и вороватых подъячих. Этому же способствует власть если не пожизненная, то не ограниченная определёнными сроками. «Наёмному менеджеру», который не может сказать «государство – это я», делать всё перечисленное неизмеримо труднее.

В сущности, приснопамятный 37-й год и большая часть того, что принято называть «сталинскими репрессиями» и была кровавая борьба царя с боярами, не раз случавшаяся в российской истории. Сегодня популярность Сталина в народе растёт по этой самой причине: народ призывает нового Сталина, чтобы окоротить распоясавшихся бояр и вороватых вельмож.

Никаких жестокостей по причине маниакальной любви ко злу, Сталин не делал.

Всё, что делал он, было вынуждено теми трагическими, нечеловечески трудными условиями, в которых находилась страна. Коллективизация, за которую принято пенять, была мерой жесточайше вынужденной. А что прикажете было делать в таких условиях: крестьяне хлеба в города не дают, так как промышленность не способна дать им адекватное количество промышленных изделий для обмена. Промышленность только предстоит развить. Городам грозит реальный голод. При этом страна должна строить тяжёлую и военную промышленность ввиду близкой большой войны. Для этого нужны ресурсы, в том числе экспортные. Нефти и газа ещё нет. Единственный экспортный продукт в то время – хлеб. Его надо как-то извлечь. Что прикажете делать? Ваше решение? Креативные! Креативьте!

Но так или иначе, с громадными потерями и огромными жертвами, удалось и страну отстоять, и выйти на весьма завидный уровень развития. И, что важно, у народа было ощущение улучшения жизни. Действительно, уже через пять лет после войны страна была восстановлена и пошёл столь значительный рост, что американские аналитики озабоченно спорили, когда СССР перегонит США по объёму экономики и уровню развития. Пессимисты считали, что к 70-му году, оптимисты – что к 90-му. Мой отец-фронтовик, закончивший институт в 50-м году, распределившийся на завод и сделавший там быструю и завидную карьеру, говорил, что лучшее время было именно в 50-е годы – время быстрого развития, строительства, улучшения жизни. Тогда, кстати, по его словам, наша техника и промышленность была на уровне передовых стран. Нарастающее отставание пошло потом, при следующих царствованиях.

Что ещё было при Сталине и чего остро не хватает народу сегодня? А вот чего: справедливости. Воздаяния по заслугам. Задача выдвижения и, так сказать, премирования лучших – это задача на все времена. Успех народа зависит от успешности выделения из этого народа «лучших» - своего рода аристократии заслуг – меритократии. Важно, чтобы наверх поднимались в самом деле лучшие – те, что больше других послужили стране, показали свои умения и принесли пользу. При Сталине на первые места выдвигались люди с действительными заслугами: от министров до артистов. Сегодняшняя верхушка, которую ещё к тому же любят показывать (хотя бы частично) по телевизору, - это глумливая насмешка над самой идеей меритократии. Сегодня вознаграждаются не трудовое умение и самоотверженное служение, а умение протыриться, оказаться в нужное время в нужном месте, успешно отпиариться… И это раздражает, оскорбляет народ и заставляет его призывать тень Сталина. К тому же капитана индустрии не заменишь лукавым царедворцем, а истинного артиста - эстрадным кривлякой.

Не будь наша жизнь сегодня в прискорбном раздрае и упадке, фигура Сталина заняла бы своё почётное место в ряду исторических фигур - исторических и только. То, что сегодня о нём по-прежнему спорят, его именем клянутся и его же и проклинают – всё это говорит об одном: наша жизнь в высшей степени неблагополучна, и как помочь делу – пока не видно. И народ инстинктивно ищет в своём прошлом точку опоры, воспоминание о силе и славе. Этой силой и славой народной и был тов. Сталин. Так что поздравим друг друга с его днём рождения и даже, возможно, поднимем бокалы «за Родину, за Сталина». Суббота всё-таки…

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru