ПравдаИнформ: Напечатать статью

Андрей Кураев о голубых священниках, розовом христианстве и чекистах в РПЦ

Дата: 05.02.2014 10:00

znak.com

Гостем «Правды жизни» стал протодиакон Андрей Кураев. Встречаясь с читателями Znak.com в екатеринбургском ресторане Steakholders, он полтора часа объяснял им свои взгляды на внутренние проблемы РПЦ, вопросы религиозного образования и связь Церкви с государством. При этом делал это так, как умеет он один – перемежая цитаты из латыни и богословские тезисы с анекдотами на грани приличия и байками из собственной жизни. На днях мы представим полную стенограмму выступления Андрея Кураева, а пока – изложение в нашей текстовой трансляции.

19:41:27 Добрый вечер! Сегодня в 20.00 в ресторане Steakholders – «Правда жизни», встреча с протодиаконом РПЦ Андреем Кураевым. В зале ресторана пока собираются гости, среди них и священники.

20:00:07 Приехал Андрей Кураев. Священник простужен, пока отогревается чаем с лимоном.

20:12:03 Ведущий сегодняшней беседы - журналист Znak.com Александр Задорожный.

20:18:43 Ну, поехали. Задорожный представляет Кураева - одного из самых известных богословов в России.

20:20:10 Кураев: хочу всех предупредить, что я человек нерукопожатный. Здороваться и целоваться со мной не стоит, я подцепил какой-то вирус. И сегодня за свой базар я не отвечаю. (Смех в зале). Буду общаться на автопилоте.

20:21:37 Кураев - по поводу обращения к нему: «Совсем не настаиваю, чтобы меня называли «Ваше высокоблаговестие», или как вы там меня обозвали».

20:22:25 Кураев: «Я не занимаюсь никакой деятельностью по очищению церкви. Я человек ленивый и религиозный. Я смотрю в небо и говорю: «Господи, ты меня в Московскую патриархию привел, ты с ней и разбирайся».

20:23:00 Кураев: «Перед вами самый крупный богослов РПЦ... по объему талии».

20:24:30 Кураев, переходя к серьезному: «Только с появлением Евангелие религия стала частным делом конкретного человека».

20:26:04 Кураев: по моему учебнику в школах преподают культурологию. Это не обращение в религию. Это нужно, чтобы в рамках детского кругозора было не только MTV.

20:26:57 Задорожный: Ветхий Завет предлагает делать то, за что сейчас сажают в тюрьму - разжигать рознь, уничтожать стариков и детей... Можно ли отделить Новый завет от Ветхого завета?

20:28:45 Кураев: всегда нужно смотреть на контекст и последствия. В 1893 году новость о создании партии большевиков могла казаться мелким сообщением из криминальной хроники. Не зная последствий, невозможно оценить событие. Также и Ветхий Завет нельзя оценивать без его последствия - Нового Завета.

20:29:36 Кураев: тезис «Бог есть любовь» прекрасен, но если это так, начинаешь задумываться - а где он был в прошлые тысячелетия?

20:30:11 Кураев: одна из первых ересей, с которой боролась христианская церковь, была ересь антисемитизма.

20:31:43 Кураев: вчитайтесь в 136-й псалом, там страшные вещи (цитирует псалом о младенцах, которым разбивают головы о камни). Но любой батюшка пояснит, что это не мы мечтаем разбить головы потомков большевиков о камень, речь идет о нашем внутреннем рабстве.

20:32:26 Кураев: любой текст существует в контексте его воспроизведения, интерпретации. Текст социален, он не существует вне читателя. Так и Библия.

20:33:26 Задорожный: Александр Невзоров считает, что христианская религия враждебна славянским корням, она задержала развитие страны на 700 лет.

20:34:44 Кураев: разные темпы культурного развития на Руси и в Западной Европе - болезненная вещь.

20:35:54 Кураев рассказывает детективную историю об убийстве в Оксфорде, которая привела к созданию Кембриджа. (Простите, в рамках трансляции очень сложно передавать речь Кураева, изобилующую цитатами, «вставными новеллами» и латинскими фразами. Поэтому мы обрывочно. Потом будет полная расшифровка).

20:37:49 Кураев: но задержка (отставание Руси от Европы) - не из-за христианства. Ведь Византии это не коснулось. Нельзя говорить, что христианская культура нигилистически настроена по отношению к образованию.

20:41:13 Кураев: русский историк Георгий Федотов говорил, что «школьная» отсталость Руси связана с церковно-славянским языком. Он казался благом, людям не приходилось мучиться с латынью. Он давал стремительный рост духовности. Но у доступности языка была тень - он был слишком понятен, и не было потребности в систематическом усилии для его освоения. Ведь в Западной Европе, чтобы сделать карьеру, прежде всего нужно было выучить латынь. Из этого росла система аудиторного образования. Русь была на низком уровне образована, но при этом почти полностью отсутствовали библиотеки... Еще одна причина - татаро-монгольская нашествие. И третье - презрительное отношение греков к славянам. Это похоже на наше отношение к якутам. Мало кто знает, что якуты - уже триста лет крещеный народ.

20:41:40 Кураев: греки вообще не заметили крещения Руси, это было им не интересно.

20:42:27 Кураев: у нас на Руси не было античной платоновско-аристотелевской закваски.

20:44:22 Кураев: Перун был богом оккупантов. Русь - это скандинавская дружина, захватившая земли славян. Социальная пирамида древнерусского княжества была этнически окрашена... И когда поставленного скандинавами Перуна сбросили, это не было воспринято болезненно.

20:45:33 Вопрос задает Богдан Кульчицкий из 66.Ру: «Спасибо, что так долго не доходите до темы гомосексуалистов. Давайте продолжим без них...».

20:47:09 Кураев: Все-таки скажу про них. У священников есть страх работы с молодежью, это издавна вызывало подозрения. В свое время это даже ограничивало развитие церковных школ.

20:49:00 Богдан спрашивает, насколько меняется интеллектуальный уровень общества. Кураев: Общество движется разнонаправленно, на этот вопрос невозможно ответить. Но заметны очевидные вещи - например, пресыщенность информацией. В свое время, когда нам попадался томик Ницше или Библия, мы зачитывали это до дыр. Мы болели каждый книжкой, обсуждали их, дискутировали. Было ощущение, что книжка требует отклика. Сегодня этого нет, сегодня все доступно, в продаже, библиотеке или интернете. К книгам нет сакрального отношения.

20:51:20 Вопрос из зала: «Насколько успешна ваша информационная борьба?». Кураев: «Сегодня была первая официальная реакция [на мои разоблачения иерархов РПЦ]. Архимандрит Московской патриархии Савва Титунов, один из серых кардиналов церкви, наш «великий инквизитор», заявил, что мирянин имеет право настучать на местного епископа. И второе заявление - что расследование казанского скандала продолжается. К сожалению, никаких подробностей. Но что есть официальная реакция, это уже шаг вперед, на фоне тотального молчания.

20:52:15 Кураев: я думаю, что у многих людей разбились розовые очки, в которых не был виден голубой цвет. Интересно, упадет ли конкурс в семинарии этим летом? Но если Патриарх возглавит поход за очищение Церкви, горячая молодежь, наоборот, отправится в Церковь.

20:53:10 Кураев: нынешний скандал останется в долгой памяти. И когда громыхнет еще раз, уже не будет этой блокировки: «Да не может быть, чтобы священник или епископ был таким!..».

20:54:06 Задорожный: можно ли высказывание «великого инквизитора» РПЦ оценить как тень реакции Патриарха (на ваши слова)?

20:54:38 Кураев: серьезной аппаратной реакции на это не было.

20:55:30 Кураев: уместна была бы тотальная зачистка всей казанской епархии. ОМОН по периметру, поднять все дела, найти всех ребят, кто ушел из семинарии, поговорить с их родителями.

20:57:44 Мы спросили у Кураева про то, отказывает ли он вообще геям служить в РПЦ.

20:59:13 Кураев: если человек держит себя в руках, никакие наши каноны на него не распространяются. Каноны реагируют на действия, а не на помыслы. Если человек мечтает, но не доводит до дела, это не повод для лишения сана. С точки зрения церкви, это будет подвижник. Он ощущает дурную мысль, но борется с ней. Другое дело, если он дает себе свободу действий. В таком случае каноны начинают действовать...

21:00:41 В общем, Кураев разрешил геям служить в РПЦ, если они держат себя в руках.

21:01:43 Наш коллега Игорь Пушкарев (историк по образованию) пустился с Кураевым в археологический спор о древних храмах. Отец Андрей: если оказался не прав, я буду готов это признать.

21:02:36 Кураев: предлагать девятилетним курс истории религии абсурдно. Пусть ребенок сначала изучит родной язык. Девятилетний ребенок лишен чувства истории, для него Ельцин и Цезарь - современники, они жили где-то вместе с динозаврами, до его рождения.

21:03:16 Кураев: мечтаю, чтобы курс религиозных основ был «спиральным», по одному году в младшей, средней и старшей школах.

21:05:18 Вопрос задает постоянный участник «ПЖ» - Владимир Дербенев. Спрашивает про события 1988 года, когда Кураева «сослали» в Румынию.

21:05:37 Задорожный: не причастны ли в к судьбе Чаушеску? (Смех в зале).

21:09:02 Кураев: в Румынии произошло важное. Я впервые увидел живое монашество. Представьте себе начало 1944 года. Батюшка в Румынии выходит из храма и закрывает его. По улице бежит мужичок и просит его спрятать (это называется «право алтаря»). Дальше бегут полицейские, батюшка отправляет их подальше. Через некоторое время беглец уходит. Казалось бы, история закончилась. Но потом выяснилось, что человек, которого спас батюшка, был Георгиу-Деж - президент коммунистической Румынии... Он был благодарен, и такого преследования православных, которое было в СССР, в Румынии не было. Поэтому в Румынии сохранились живые монастыри, не закрывавшиеся во время советской власти.

21:09:47 Задорожный: правда ли, что во времена СССР у руководства церковью находились чекисты? И остались ли они у руководства РПЦ?

21:10:53 Кураев: это ересь, исповедующая догму о неизменности человека. А христианство исповедует пластичность человеческой души.

21:15:09 Кураев объясняет, что в советское время действительно происходил «рекрутинг» священников из самых разных слоев населения, в том числе приглашали «махровых» атеистов. Но многие из них потом стали настоящими священниками. «Люди могут меняться», - говорит Кураев. В контексте вопроса это можно трактовать как то, что чекисты среди руководства церковью были и есть, но они давно стали искренне верующими духовными лицами.

21:16:35 Кураев: понятно, что многие прихожане опасались, что священник, сотрудничающий с властью, разгласит тайну исповеди органам. Но то, что считается криминальным с точки зрения КГБ, не было грехом с точки зрения РПЦ. А грехи (с православной точки зрения) не считались криминалом у КГБ. «Попы стучали, это правда. Но они стучали друг на друга».

21:19:26 Кураев: я сам рассказывал советскому МИДу, чем интересовались зарубежные церковные иерархи. Подлость ли это? Если человеку от этого не плохо, что в этом такого?

21:21:46 Вопрос задает Антон Умников. Говорит, что давно интересуется религией. «Если обращаешься к РПЦ с какой-то личной проблемой, зачастую слышишь ответ - человек раб Божий, на все воля Божья. Но на первых страницах Библии сказано, что Бог создал человека по образу и подобию Своему. То есть, человек создан как Творец. Так кто же человек - Творец или раб Божий?».

21:23:56 Кураев в ответ рассказывает о разных толкованиях и переводах Библии. Объясняет разницу между именами Бога - Элохим и Иегова.

21:24:24 Простите, тут мы, люди малообразованные, боимся цитировать, чтобы не напутать. Прочитаете в расшифровке.

21:27:21 Вопрос задает Егор Бычков. Спрашивает о «гомоиерархах». Интересуется, есть ли «такие сигналы» из Свердловской области?

21:28:03 Кураев: на такие вопросы я не отвечаю, иначе придется бюро справок открывать. Если я хоть раз отвечу на такой вопрос, очередь за такими справками выстроится немедленно. Я не хочу брать на себя функцию «великого инквизитора».

21:28:30 Бычков: если Патриарх шепнет вам – «Андрей, давай тему закроем», что будем делать?

21:29:27 Кураев: «Я себе такого представить не могу... Но, если такое произойдет, я потребую гарантий. Гарантий того, что если я замолчу, более высокие лица продолжат работу по очищению церкви. А если этих гарантий не будет?.. Что ж, тогда не замолчу».

21:30:03 Кураев: я в любом случае скоро уйду с этой тематики. Мне самому неприятно во всем этом копаться. Я не хочу становиться человеком одной темы.

21:31:01 Кураев: но я продолжу доносить слезы простых батюшек. Сексуальное рабство - это только часть общего бесправия, общего деспотизма. Что меня поддерживают только исподтишка - это ненормально, это говорит об атмосфере страха в Церкви.

21:31:27 Кураев: светский и церковный календари расходятся не на 13 дней, а на несколько столетий. Это Средневековье мне не нравится.

21:33:04 Задорожный: есть ли реакция правоохранительных органов на ваши разоблачения? Кураев: один мой знакомый ФСБ-шник сказал: «Отец Андрей, у нас вас поддерживают через этаж».

21:35:02 Бывший семинарист спрашивает Кураева о его лекции 2007 года и том, почему он не сворачивает публичную активность, как обещал. Отец Андрей отвечает, что уже давно ездит и выступает гораздо меньше.

21:36:33 Кураев рассказывает анекдот: на Рублевке бабушка переходит дорогу, ее сбивает «Мерседес». В «Мерседес» врезается «Бентли», в «Бентли» - «Феррари» и т.п. Из последней машины выходит водитель, смотрит на груду искореженного металла и говорит: «Да... Красиво бабка ушла». (Это - по поводу ухода Кураева из публичной повестки).

21:37:25 Кураев: я больше не член команды, меня никто не воспринимает как неофициального спикера РПЦ. В некотором смысле это легче, теперь я могу думать только за себя. Признаюсь, патриарха Алексия я хорошо понимал, а с патриархом Кириллом у меня так не получается.

21:38:03 Евгения Чарсова с «Четвертого канала» спрашивает про антигейские законы в обществе, цитирует Ивана Охлобыстина. Кураев краток: «Не моя тема».

21:40:26 Кураев - про Чаплина: насколько я знаю, Патриарх его не принимает. Кто такой отец Всеволод Чаплин и на кого он работает - большой вопрос. Может, засланец администрации президента. Но раз Патриарх ни разу не поставил Чаплина на место и не осадил, я не вижу оснований отделять позицию Чаплина от позиции Патриарха...

21:41:10 Кураев: выступая в Думе, Чаплин позволил себе цинничнейший маккиавелизм – «народ это быдло, мы будем им управлять»... Я не могу шагать с такими людьми в одном направлении.

21:43:04 Предприниматель Иван Блинов: «Какой выход вы видите из всей этой истории?» (про гомосексуализм и т.п.).

21:45:02 Кураев: «Конечно, я бы хотел, чтобы Патриарх возглавил борьбу за нравственное очищение Церкви. Он знает больше меня об этих людях из самых разных источников. Представьте себе, что в апостольской общине стало известно, что апостол Иаков домогался до апостола Иоанна? Можем ли мы представить, что Иакова бы перевели в другой город, а Иоанну сказали: ты молчи!»?

21:49:26 Последний вопрос. Девушка спрашивает «про Достоевского», про «розовое» христианство - «Его герои были лишены страха Божьего. Мне интересно ваше мнение».

21:50:25 Кураев: какое же это «розовое» христианство, если его герои с кровью сердца обретают веру? «Розовое» христианство - это у наших випов, которые на Пасху заходят в храм, нисколько не меняя своей жизни. Вот это «розовое» христианство, гламурненькое.

21:51:52 Задорожный спрашивает про то, что Церковь активно вторгается в светскую жизнь.

21:53:15 Кураев: вот скажите, кого уволил Ройзман за отсутствие на пасхальной службе? Он православный человек, не скрывает своей веры. Были ли такие случаи? Из зала возражают: «Он не православный. Он не крещеный».

21:53:45 Кураев: как бы то ни было, нет случаев, когда в нашей стране в последнее время человек пострадал за отсутствие православной веры.

21:56:13 Напоследок протодиакон РПЦ Андрей Кураев рассказывает анекдот про проституток в притоне. Необычный священник, что там говорить?

21:57:11 А заканчивает по-пастырски: «Много плохого происходит, но Господь не оставляет нас».

21:58:42 На этом все. Просьба воспринимать трансляцию как переложение слов Кураева, а не дословное толкование. Стенограмма будет позже. Всем спасибо!

Znak.com, фото Вадима Ахметова

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru