ПравдаИнформ: Напечатать статью

С опорой на собственный рынок

Дата: 18.02.2014 16:41

Оригинал Александр Лабыкин , «Expert Online» – expert.ru 18.02.2014 10:07

Энергетическая стратегия-2035 предполагает, что мы должны научиться производить как можно более дешевую энергию для внутреннего потребления, что и позволит перейти от сырьевой экономики к инновационной уже через пять лет. Но без воли и участия государства участники рынка вряд ли смогут ее реализовать.

С опорой на собственный рынок

Аналитический центр при правительстве РФ, Министерство энергетики и Российский союз промышленников и предпринимателей представили проект энергетической стратегии-2035, который назвали, по сути, революционным. Авторы предполагают, что если Россия уже к 2020 году не перейдет от сырьевой модели экономики к инновационной, то она обречена на постоянное снижение нефтегазовых доходов и потерю энергетической безопасности вообще. От государства при этом ждут серьезных преференций для развития внутренней, а не экспортной инфраструктуры для стимулирования производства и науки.


Отправная точка

Необходимость корректировки принятой пять лет назад энергетической стратегии -2030 авторы проекта объяснили изменением ситуации в мире и внутри страны. Извне давление оказывают сланцевая революция, в которую раньше мало кто верил, рост доли сжиженного природного газа на мировом рынке и, конечно же, замедление экономик развитых и развивающихся стран.

В России, конечно, добились успехов в отдельных проектах, как то строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, газопровода Северный поток, запуск Ванкорского нефтегазового месторождения и Баваненского газового месторождения. Хорошим почином был и выход на азиатские рынки.

Однако, по мнению авторов ЭС-2035, износ основных фондов в энергетике в целом по-прежнему высок, энергоэффективность остается низкой, а многие региональные рынки находятся во власти монополий. Глубина переработки нефти не достигла ожидаемых показателей, разработка труднодоступных месторождений и трудно извлекаемых запасов тоже не растет запланированными темпами, что в перспективе приведет к удорожанию нефтегазодобычи.

Все это делает нашу энергетику и экономику вообще менее конкурентоспособной на фоне обострения конкуренции на мировых рынках и тенденции перехода многих крупных потребителей на собственные энергоресурсы. Наконец, чем больше мы говорим о необходимости слезть с нефтегазовой трубы, тем больше становится ее роль в экспорте (70%), пополнении бюджета (50%) и инвестициях (40%). Таков основной фон, на изменение которого и направлена обсуждаемая новая энергетическая стратегия до 2035 года.


«Локомотив» разберут на «стимулы инфраструктуре»

Как отметил при презентации проекта ЭС -2035 заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер, центральной идеей новой стратегии является переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

«Новая роль ТЭК будет состоять в переходе от «локомотива развития» к «стимулирующей инфраструктуре», что позволит дать мультипликативный эффект для развития российской промышленности, малого и среднего бизнеса, региональной инфраструктуры», - сказал Алексей Текслер.

В связи с этим предлагается скорректировать и государственную энергетическую политику в сторону развития внутренней энергетической инфраструктуры для увеличения внутреннего спроса. Только так можно уйти от сырьевой модели экономики и добиться того, чтобы модернизация ТЭК повлекла за собой и развитие российских предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса.

Энергетики намерены более настойчиво просить у государства заменить НДПИ на налог на добавочный доход или налог на финансовый результат, обеспечить гарантии по кредитам и налоговые льготы при покупке предприятиями энергоэффективного оборудования, стимулирование научных работ в области энергетики. И главное – более активного участия бюджетов всех уровней в создании новых объектов энергетической инфраструктуры для отечественных потребителей.


«Для нас важно, что в стратегии нашло отражение наше предложение о стабилизации налоговой политики, - говорит председатель комитета по энергетической политике и энергоэффективности РСПП, глава НК «Лукойл» Вагит Алекперов. - Последние три года налоговое законодательство для ТЭК менялось 22 раза. Если мы говорим о необходимости инвестировать в разработку новых месторождений, Арктического и Североморского шельфов, то нам нужна и понятная налоговая политика. Западные партнеры шарахаются от наших фискальных условий. Другая проблема – строительство железнодорожной и другой инфраструктуры. Нефтегазовая отрасль делать этого уже в полной мере не может, через тарифную политику это невозможно реализовать».


Поэтому в ЭС-2035 предлагается более широко использовать механизм государственно-частного партнерства, когда органы власти участвуют в возведении инфраструктуры и компенсируют свои затраты в долгосрочной перспективе за счет увеличения налоговых поступлений при ее использовании.


Авторы ЭС-2035 поделили ее на три этапа. По их прогнозам, экспортно-сырьевая модель экономики исчерпает себя уже на первом этапе – до 2020 года. Именно к этому времени надо успеть перейти на инновационную модель развития ТЭК, то есть построить инфраструктуру для увеличения внутреннего потребления энергоресурсов. На втором этапе, до 2025 года следует возвести новые масштабные объекты энергетической инфраструктуры – это капиталоемкие проекты на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, континентальном шельфе и полуострове Ямал. При этом акцент предлагается сместить от добычи к более глубокой переработке. И уже к 2035 году предлагается перейти к подлинно инновационной экономике, догнав тем самым по эффективности развитые страны. Цель – сократить вклад ТЭК в ВВП страны в 1,6-1,7 раза при росте на те же значения доли несырьевого сектора. То есть уйти от сырьевой экономики, увеличив при этом и добычу, и экспорт частично или полностью переработанного сырья.


Предполагается, что для этого правительство должно также содействовать появлению федеральных и региональных центров науки и высоких технологий ТЭК, полигонов для испытаний новых образцов техники и оборудования. Доля импортного оборудования в ТЭК должна снизиться на первом этапе с нынешних 20% до 12, на втором – до 8%, а к 2035 году и вовсе до 3-5%.


Газ и свет потеснят нефть

По прогнозам, наибольшими темпами будет расти спрос на электроэнергию. Душевой спрос на первичную энергию вырастет к 2035 году на 30%, а на электроэнергию – на 57%. Хотя население сократится к 2035 году до 138 млн человек. Это объясняется тем, что значительно вырастет доля энероговооруженности труда и быта. Предполагается, что к 2035 году Россия будет на 1/3 потреблять первичной энергии больше, чем экспортировать.


«Мы прогнозируем снижение энергоемкости в ВВП на 40-50% только к 2035 году, - говорит академик РАН Алексей Макаров. – При нынешних темпах инвестирования в ТЭК добиться поставленной задачи снизить долю энергоемкости ВВП на 40% уже к 2020 году нереально».


Структура добычи и потребления энергоресурсов будет меняться разнонаправлено. Доля нефти и конденсата в первичных топливно-энергетических ресурсах (ТЭР) снизится с нынешних 39 до 32%. Но производство моторного топлива при этом вырастет в 1,5 раза. То есть перерабатывать, в том числе на экспорт, будем больше. Доля газа в ТЭР вырастет с 41 до 47%. А доля атомных электростанций увеличится с 16% до 23%. В регионах экономичные газовые котельные почти полностью вытеснят мазутные.


«Отличительная особенность новой стратегии – в ориентации на сдержанный внутренний рост энергопотребления, - говорит генеральный директор Института энергетических исследований Виталий Бушуев. - То есть при росте потребления следует обеспечить и энергоэффективность. Речь идет не об экономии, а о стимуляции потребления более дешевой энергии. Другой позитивный момент – повышение конкуренции энергоисточников в регионах».


Рынок ждет передел?

Повышение значения внутреннего рынка для российских компаний будет означать усиление конкуренции. Поэтому ЭС-2035 предполагает, что государству следует больше внимания уделять снижению экономической концентрации крупных компаний на рынке нефтепродуктов. То есть содействовать появлению независимых игроков в сфере хранения, перевозки и розничной продажи нефтепродуктов. Следует создать и систему ценовых индикаторов на нефть и нефтепродукты, основанных на биржевых ценах и использовать эти индикаторы в антимонопольном регулировании.


Предлагается и обеспечение равного доступа к экспортной газовой трубе «Газпрома», а в перспективе – и вовсе выделить транспортировку газа из структуры госкомпании.


«Мы за равный доступ к ресурсам частных и государственных компаний, без этого не будет конкурентной среды, что особенно важно и для регионов, - заявил Вагит Алекперов. - Надо понять, что считать конкурентной территорией – страну в целом или регионы? У нас часто в одном регионе завод одной компании – это не способствует развитию конкуренции в целом».


Примечательно, что на презентации ЭС-2035 не было представителей руководства крупнейших нефтегазовых госкомпаний. Однако заместитель министра энергетики уточнил, что пока никто не планирует выделять газотранспортный бизнес «Газпрома» в отдельный бизнес:


«Речь не идет в стратегии о разделении «Газпрома», мы говорим, что надо четкое финансовое разделение видов деятельности на монопольную и рыночную, - пояснил Алексей Текслер. - Такое разделение нужно для объективного понимания цены, а также расширения модернизации. Правительство создает совет потребителей для ценового аудита, чтобы увидеть, что происходит на рынке монополий. Но что касается трубы, сегодня остро этот вопрос не стоит, но поднимается независимыми производителями газа. Что касается разрешения на экспорт СПГ для ряда проектов, то здесь мы исходим из того, что есть труба, и есть потребитель в Европе, а газ с проектов по производству СПГ не будет конкурировать с газпромовским в Европе».


Что останется от стратегии ТЭК?

Как оказалось, с предложенным набором стимулирующих нефтегазодобычу и техническое перевооружение ТЭК мер тоже пока не все ясно.


«В дорожной карте написано, что переход от НДПИ на налог на добавочный доход или финансовый результат, это дальняя перспектива, - говорит Алексей Текслер. - Мы будем предлагать такие варианты для новых месторождений, сейчас уже есть ряд пилотных проектов. Но что скажет на это Минфин? Мы, конечно, активно с ними дискутируем об этом. А когда будет всеобъемлющий переход – сложный вопрос, надо учитывать рост экономики».

Получается, замкнутый круг: без стимулов нет роста, и наоборот.


«Мне вообще непонятно, как можно строить прогнозы развития ТЭК, как можно судить, как изменится структура экспорта, импорта, уровень добычи и переработки, если мы не знаем, какой завтра будет налоговая, таможенная и валютная политика? - недоумевает директор Энергетического центра Московской школы управления Сколково Григорий Выгон. – Прежняя стратегия не работала как нормотворческий документ, в своих решениях правительство на нее не опиралось».


А между тем на мировой арене конкуренция существенно усилится. На фоне модернизации производственных мощностей в Европе и на Ближнем Востоке, совершенствовании технологии сланцевой добычи в США ожидается снижение темпов прироста общего уровня потребления первичной энергии в мире с 1,5% до 1,2% в год. При этом доля дешевой нетрадиционной нефти к 2035 году составит уже 10%, а по продажам сланцевого газа Северная Америка может выйти на первое место в мире. А за счет увеличения доли возобновляемых источников энергии на привычных для России рынках сбыта спрос не нефть и газ будут падать.


«Единственный регион, где к 2035 году ожидается увеличение спроса – это страны Азиатско-Тихоокеанского региона, - говорит главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Леонид Григорьев. – Но там же ожидается и усиление конкуренции: туда еще больше устремятся крупные игроки. Помимо США и Канады это будут Австралия и Восточная Африка. Ситуация на рынке АТР в ближайшие 10 лет станет большой экономической и политической проблемой: рост спроса у них не гарантирует рост выручки нам, поскольку с нашими большими издержками туда будет трудно пробиться. Поэтому мы прогнозируем рост экспорта, но не скачок».


Согласно регламенту, вскоре проект энергетической стратегии-2035 поступит на согласование со всеми заинтересованными министерствами, затем поступит в правительство, где также пройдет общественное обсуждение. Так что пока не известно, что из пожеланий энергетиков останется в оптимистичном проекте.

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru