ПравдаИнформ: Напечатать статью

Трудно быть богом на планете, где нет людей

Дата: 08.03.2014 08:02

Оригинал pavel-cccp.livejournal.com 07.03.2014 01:44

Свою картину по роману братьев Стругацких Герман старший снимал долгих 15 лет. По признанию его сына это было обусловлено хронической нехваткой финансирования. Но в отличии от многих режиссёров, которые сталкиваются с подобной проблемой и бросают свои творения, Герман использовал эту вынужденную задержку, чтобы отшлифовать своё творение до блеска. Как Кёльнский собор, который строили суммарно больше двухсот лет по тем же причинам, стал образцом готической архитектуры, так и "Трудно быть богом" Германа станет образцом, если не сказать шедевром авторского кино.

Этот фильм трудно смотреть тем кто не знает первоисточника - одноимённого романа братьев Стругацких. В фильме нет осмысленных диалоги. Вернее они есть, но присутствуют они как малозаметный фон художественного полотна, который нарисовали совместно режиссёр и два оператора картины или, как эхо в пещере, где нельзя определить откуда доносится звук. Осмысленно, немного в классическом духе советского кино, звучит только закадровый текст.

Постоянный крупный план, наполненность картины случайными персонажами и деталями, которые то и дело встают между зрителем и сценой, которая сейчас разыгрывается, не дают сосредоточится на чём то конкретном. Мозг не отдыхает, он вынужден постоянно работать, осмысливая происходящее. Всё это очень напоминает созерцание картин в художественной галерее, где перед наиболее известными работами всегда стоит толпа и мешает разглядеть полотно целиком.

Автор не снимает классическое кино, он рисует картину, населяя ее уродливыми персонажами из полотен Босха и Брейгеля старшего, размещая их в дантовских кругах ада. Картина наполнена грязью, фекалиями, человеческими выделяниями, потрохами животных и человеческими потрохами после их смерти. Люди и животные сами смешиваются с этой грязью, которая окружает их, создавая и наполняя её. И постоянно идущий дождь, не в силах очистить и смыть её с поверхности этого мира, как и не в силах избавить этот мир от грязи и страданий Руматэ Эсторский.

Герман создаёт своё художественное полотно, заставляя зрителя думать над ней и самостоятельно понять, что вкладывает автор в случайно обронённое слово. В ту или иную сцену. Например, когда к покоям принца, которые охранял главный герой, приходят серые, чтобы убить его, к Руматэ обращается их главарь, который называет себя студентом. Этим, автор, отсылает нас к университетским истокам зарождения национал-социализма в Германии, где будущие бонзы третьего рейха знакомились друг с другом и вынашивали свои кровавые планы для всего человечества на будущее.

Люди в этом мире не живут, а существуют. Они на столько погрязли в своей грязи, что уже не могут и не хотят от неё избавиться. В их головах царят тоска и бессмысленность. Их желания подчинены только удовлетворению своих естественных животных потребностей. Они не видят своего будущего и живут не просто сегодняшним днём. Они даже не думают над тем, что их мир можно изменить. Они живут только в это мгновение, потому что следующего может и не наступить, потому что на каждом шагу их поджидает смерть. Смерть изображена на этом полотне так же естественно, как серая грязь, которая наполняет его всюду.

Борясь с грязью этого мира, герой сам погружается в неё. Вся его человеческая сущность борется за людей, которые его окружают. Но он не в силах им помочь, потому что только сами люди могут спасти себя. Столкнувшись с очередным злом - убийством дорого себе человека, он окончательно возвращается в своё животное существо и начинает мстить, вырезая весь Арканар. Когда за ним приходят его коллеги, землянину, который разработал научную теорию, по которой люди с планеты Земля оказались в этом мире, он произносит фразу, которой нет в тексте книги: "Это не я сделал, а ты." За теории философов и учёных люди расплачиваются своими жизнями.Но мне думается, что главное, что хотел сказать Герман заключается в другом.

Фильм Трудно быть богом - это картина - предупреждение, которая обнажает одновременно страшное и тупое естество нынешнего общества и мира людей, его составляющих. Она показывает во что человек превращает свой мир и превращает себя, когда внутри него торжествует серость. Когда он откажется развиваться и познавать окружающий мир. Когда он отрекается от знаний и мыслей и подчиняет своё существование только собственным удовольствиям, прокорму и разврату. И вот, когда внутри и вокруг него остаётся только серая грязь, тогда появляются чёрные, потому что там, "где торжествует серость, к власти всегда приходят черные".

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru