ПравдаИнформ: Напечатать статью

Открытое письмо министру Минпромторга г-ну Д.Мантурову

Дата: 10.03.2015 17:45

Ответ из Минпромторга 2

<:CAPTION:>

25 января за №15-4 на Ваше имя я отправил письмо следующего содержания (привожу конспективно): «Как правильно Вы заметили в своём выступлении на Гайдаровском форуме, это кощунственно, когда у одних предприятий деньги лежат на депозите, а другие вынуждены занимать деньги для пополнения оборотных средств под дикие проценты. И Вы акцентировали вниманием участников на том, что надо развивать и распространять систему казначейства и кэш-пулинга. А Фонд, который я возглавляю, как раз и занимается разработкой подобных систем. … Есть ли у Минпромторга заинтересованность в разработке и применении систем казначейского денежного оборота, и если есть, то есть ли возможность подключить к этой работе Фонд финансовых инициатив?» И в заключение выразил надежду на плодотворное сотрудничество.

Увы, я получил вот такой ответ, его стоит привести в оригинале:


Не правда ли, не нужно было тратить больше месяца на такой безобразный отсыл? Поди туда, знамо куда – нет в плане закупок Минпромторга такой темы, я проверил. Но не в этом дело. Вы поставили проблему, а у ФОНДА ФИНАНСОВЫХ ИНЦИАТИВ есть готовое решение, вот я и предложил его реализовать для вашего министерства. Разумеется, его нужно конкретизировать, на что потребовалось бы 1-2 млн, а то и меньше. Но за эту мизерную сумму Минпромторг получил бы инновационную разработку, которую затем можно было бы тиражировать для других отраслей и регионов. Вот отзыв одного из рецензентов, который я привёл в том письме: у автора проекта «имеется хороший научный задел мирового уровня, авторитетные издания работ руководителя проекта соответствуют мировому уровню, коллектив проекта состоит из одного участника и этот участник достаточно квалифицированный».

То, что так ответили Ваши подчинённые, это не их вина (хотя и их – тоже), а беда. Беда всей российской действительности. Нас гайдароносцы убеждали – рынок так всё расставит и отрегулирует, что чиновники совсем будут не нужны, и произойдёт небывалое сокращение аппарата. А оказалось – не рынок, не его участники, а чиновники стали главным регулятором, которых теперь стало в 5 раз больше, чем прежде. И вот теперь властвует заказная дурь. Или закупочная. Но гораздо вернее всё же – заказная. Заказанная то ли нашими американо/еуропейскими друзьями (экономическими убийцами) для аборигенов, то ли заказанная нашими либерастами у них же по собственной дури. Вот почитаешь панегирики по поводу эффективности госзакупок, и тебя охватывает гордость за: открытость, прозрачность, обеспечение конкуренции (!), профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций (!), ответственность за результативность, эффективность борьбы с коррупцией (!), и прочее ла-ла-ла. И ссылки на опыт США, Германии, Японии, и др., исходя из непогрешимости которого бенефециары закупочной системы объявили её сильнодействующим рыночным механизмом бюджетных трат (растрат – половина уворовывается). А получилось-то всё ровно наоборот – никакой конкуренции, нон-профессионализм что заказчиков, что исполнителей, заслон для инноваций, безответственность за результаты, поощрение коррупции. Как свидетельствуют компетентные проверяющие, «эффективность» освоения бюджетных средств такова, что 80% закупок в 2014 году являются (цитирую) «сомнительными или могут иметь коррупционную составляющую».

На самом деле – в чём причина необходимости введения конкурсных процедур? Воровство, банальное воровство бюджетных денег или коррупция. И где же впервые такая система была введена? К гадалке не ходи – в США (1878 год), этой стране, основанной понаехавшими со всего света жуликами. И остающейся таковой, но теперь уже в международном масштабе. Вот и наши госдеятели, недовольные тем, что воровство носит неупорядоченный характер, в 2006 году ввели систему закупок, позаимствовал её у США. Но если действительно встала задача поставить заслон коррупции, может следовало сначала поискать её решение у отечественных разработчиков? Кстати, уважаемый Денис Валентинович, предлагаемая нами система делает технически невозможной реализацию любых коррупционных схем. Но может Вам, как и многим во власти, для которых встроенная система коррупции помогает «решать вопросы», это и не надо?

Проблема неэффективности расходования бюджетных средств является важной, но не определяющей. В конце концов, она решается введением более действенного контроля, персональной ответственности и неотвратимостью наказаний. Другой, куда более важной, но не решаемой в принципе, является проблема закупок наиболее перспективных разработок. Предположим, вы в одиночку или с коллективом нашли решение какой-либо задачи, которая обеспечит прогресс и прорыв в науке. Будет ли она включена в план закупок? Никогда! Даже если над решением этой задачи уже бьются чиновники в данном органе управления и, более того, есть поручение президента. А почему? Потому что план закупок составляется в подразделении, которое обязано отвечать за инновации, но за них реально не отвечает. Вот как Ваш директор Департамента стратегического развития (!) В. Осьмаков, за подписью которого пришла мне отписка.

И что делать? Сломать существующую систему вряд удастся, но обойти её можно. Чтобы мы предложили в этом плане? На сайте министерства должны появиться две кнопки «Предложение к разработке» и «Предложить свою разработку». Нажимая первую, потенциальные исполнители получат список актуальных тем на проведение НИОКР, в т. ч. и экономического профиля, в качестве заявок от служб министерства и предприятий (заказчики). Нажимая на вторую, будет всем видно, какие темы предлагают и готовы выполнить разработчики, исходя из своих возможностей и имеющегося задела. Таким образом, мы чисто рыночно получаем и спрос, и предложение. Остаётся только по умному распорядиться бюджетными деньгами. Для этого раз в квартал ваш Департамент стратегического развития проводит оценку актуальности тех тем, которые заявлены от министерства, и инициативных проектов от потенциальных исполнителей (чего не было сделано в моём случае), и по итогам этого объявляет второй этап – запрос на разработку эскизных проектов, которые должны представить конкретные исполнители (НИИ и КБ, ВУЗов, ООО и т. п.). Третьим этапом пойдёт их конкурс, где разработчики должны защитить свой проект и представить предварительный расчёт стоимости выполнения рабочего проекта. Заключительным этапом, естественно, будет объявленный конкурс или тендер через систему закупок – надо же и формальности соблюсти. Так поступать никто не запретит, но это будет действительно по-рыночному – финансирование будут получать наиболее перспективные научные разработки, а победит наиболее квалифицированный разработчик, но не ООО с уставным капиталом 10 тыс рублей и адресом интим-магазина (vz.ru – " ВЗГЛЯД / Минобразования снова занялось «эффективностью»" (Владимир Бурматов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию 20 февраля 2015, 14:50)) .

Уважаемый Денис Валентинович! Вам, конечно, не понравится обращение в публичной форме. Но разве дело в Вас? Это система, и как всякая порочная система она исчезнет, а идеи живут вечно, и моя не исчезнет, тем более, что предложена универсальная платёжная система, которая, я уверен, вскоре будет применяться везде, во всех странах. Жаль, что с Вами – не получилось.

Президент Фонда финансовых инициатив, к. э. н. Евгений Скобликов

10 марта 2015 года

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru