ПравдаИнформ: Напечатать статью

Благодатный огонь

Дата: 11.04.2015 19:33

boris-yakemenko.livejournal.com 11.04.2015 17:55

Сегодня сходит Благодатный Огонь.

Больше двух тысяч лет Господь ежегодно посылает это чудо людям.

Первым человеком, который засвидетельствовал это чудо, был святой Григорий Просветитель (330 г.) Письменные свидетельства о Благодатном Огне дошли до нас от IX века. Чудо сошествия Благодатного Огня наблюдали миллионы людей, свои свидетельства о нем оставили самые разные люди - латинский паломник Бернард Монах (867), клирик византийского императора Константина Багрянородного Никита (947), монах Рихард Благословенный (1027 г.) игумен Даниил (1105-1107 гг.), арабский историк Аль Масуди (X век), иеродиакон Троицкого монастыря Зосима (1420).


Рассеченная мраморная колонна у входа в Храм Гроба Господня. Согласно преданию, трещина появилась чудесным образом в Великую субботу 1579 года. Поскольку Палестина была под турецким владычеством, из-за интриг Патриарх вместе с народом не были допущены в этот день внутрь храма для получения Огня и вынужденно молились перед входом в него. После долгого ожидания раздался удар грома, одна из колонн храма треснула и оттуда вышел Благодатный Огонь. Один из турецких офицеров, мусульманин по имени Омир, увидев чудо, исповедал перед всеми, что он теперь тоже христианин и за это был тут же обезглавлен.

Всего от средневековья осталось 45 драгоценных свидетельств самых разных людей о схождении Благодатного Огня и существуют сотни свидетельств последних двух столетий о явлении этого чуда. Всем, желающим подробнее узнать о чуде, стоит обзавестись книгой Х.Скарлакидиса «Святой Свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Господнем». Свято-Троице-Сергиева Лавра., 2012.

Разумеется, есть и «критики». За много лет их подобралась замечательная компания, которую нарочно не соберешь: специалист по заказухе, "журналист" христианнейшей газеты «Московский комсомолец» Бычков, прославившийся клеветой и ложью на Патриарха Кирилла, выгнанный из Петербургской Духовной Академии неслужащий дьякон Мусин, выгнанный из МГУ и Московской Духовной Академии, участник антицерковных митингов, любитель Pussy Riot дьякон Кураев. Люди все, безусловно, авторитетные. Для любителей новостей из мира скандального гламура.

Впрочем, Бог с ними. Задумаемся, откуда берется это навязчивое стремление к «демифологизации»? Можно согласиться с мнением протоиерея Валентина Асмуса, что нередко «позиция скептицизма занимается с кокай-то конъюнктурной целью: кому-то надо досадить, кого-то скомпрометировать или осмеять». Но дело не только в этом. Попытки дискредитации святынь на самом деле имеют перед собой более масштабные цели – они прямо или косвенно направлены на десакрализацию или полное уничтожение священного пространства, превращению его в профанное, что показывают, если так можно выразиться, «дискуссии» в Интернете и на страницах печатных СМИ. Участники провокаций и их союзники настаивают на том, что Благодатный Огонь или Пояс Богоматери это жульничество, а в храме можно делать что угодно, что «церковь не священное место», а иконы это «раскрашенные доски».

Обращаясь к предыдущему опыту, можно напомнить, что схожая ситуация была во второй половине XIX столетия, именно в тот момент, когда Россия после манифеста 1861 г. вступила в новую полосу развития. В тот момент в русском обществе активно распространяются идеи рационализма, скептицизма, проникающие и в церковную среду, в богословие, в духовные школы (влияние этих идей можно видеть, например, в работах церковного историка Е.Голубинского, трудах П.Н.Милюкова, епископа Порфирия (Успенского) отрицавшего Благодатный Огонь, во время визитов на Афон осмеивавшего и отрицавшего чуть ли не каждое афонское предание о том или ином чуде и т.д.). В связи с этим закономерно умножались попытки пересмотреть основные вероучительные и догматические принципы, всю историю Церкви с точки зрения рационалистического и материалистического мировоззрения.

В рамках этого процесса была закономерно поставлена под сомнение подлинность и сакральность Святых Мест в Палестине (а вместе с этим и событий, связанных с ними). На Западе, например, где идеи рационализма были укоренены более серьезно, некоторые ученые, такие как Л.Ноак, вообще пришли к выводу, что Палестина не была Святой Землей и что все священные события происходили в Ливане. Вольно или невольно, но и таким образом тоже подготавливалась почва для воинствующего атеизма, который от отрицания неизбежно перешел к уничтожению. Поэтому становится понятным, почему именно сегодня опять начались эти процессы.

Чем это грозит? В процессе десакрализации религиозного пространства и святынь, вместе с удалением или развенчанием святынь, заменой паломничества на туризм, подменой благоговения любопытством, неизбежно развенчивается или удаляется опыт миллионов верующих. Однако это не единственное следствие. Десакрализация святынь неизбежно ведет к глобальной десакрализации культуры, ее явлений, артефактов, институтов. Музеев и отдельных памятников, библиотек и книг, могил и культуры в целом, которая, как известно, неразрывно связана с понятием «культ» в самом широком смысле.

Как писал искусствовед Жан Клэр, «мир созерцает себя именно из храма. Боги не только защитники границ, они также хранители формы». То есть отказ от сакральности, от чудес, от границ, форм, обезбоживание пространства храма (а за ним и любой его тени, как, например, музея), приводит к тому, что космос сменяется хаосом, энтропия вытесняет порядок, прежде всего, в сознании. Храм, в котором пляшут и беснуются или в котором хранится картофель, не становится в общественном сознании танцполом или овощехранилищем. Он остается храмом, сакральность, неприкосновенность которого становится рельефнее, воспринимается острее от соприкосновения с иной реальностью, с тем, что в нем не может происходить.
Чем это может завершиться? Есть примеры. Во многих западных странах в Протестантских церквях процесс десакрализации священного пространства удалось довести до логического конца. Войдя во многие протестантские храмы, не каждый человек поймет, что находится в сакральном пространстве, в месте, где встречаются Бог и человек. Отсутствие изображений, традиционной планировки, современная архитектура, свободное поведение прихожан неизбежно делают этот храм (вернее, тень храма), пространством, где может происходить практически все, что угодно. И происходит. Разумеется, есть формальные запреты на те или иные формы эпатирующего поведения в таких «храмах», но такие запреты, скорее, являются продолжением общего стремления к порядку и предсказуемости в обществе, нежели желанием защитить пространство храма, в котором нет святынь. Ведь там все равно уже нечего защищать.

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru