ПравдаИнформ: Напечатать статью

Что есть Соборность Общества?

Дата: 13.04.2012 20:19

Соборность

<:CAPTION:>

www.v-homyakov.ru Владимир Хомяков

Соборность – такой характер общественных отношений, при котором присутствует общепризнанное понимание общности целей, общности исторической судьбы

Что есть Соборность Общества?

Соборность – такой характер общественных отношений, при котором присутствует общепризнанное понимание общности целей, общности исторической судьбы (того, что, по выражению И. Ильина «или у всех будет, или у всех не будет») и готовности к совместному действию – труду, борьбе, жертвам – ради этих целей и общего будущего. Разумеется, трудно предположить, что мыслить подобным образом будут абсолютно все члены данного Общества (социума), но именно этот подход должен являться господствующим общественным принципом, на основе которого выстраиваются культура, воспитание граждан и система законов. После того, как это происходит, нормальной для данного Общества и его Государства становится именно «соборная» система отношений, под которую вынуждены подстраиваться все те, кто намерен жить в данном социуме.

Соборность – принцип общественных отношений, основополагающий для Русской цивилизации.

В основе мировоззренческой базы любой цивилизации лежит характерная для неё система базовых ценностей, на которых выстраивается система базовых смыслов, культура и т.д. Для нашей Русской цивилизации такой мировоззренческой основой (нравится это кому-то или нет) изначально являлось Православие. На этапе закладки великоросской государственности – Царства Московского, в его основу была заложена вполне целостная и логичная концепция «Святой Руси», т. е. общества, построенного на православных ценностях и подходах, реализующее их не только в стенах храмов, но и в повседневной жизни. Народ при этом воспринимался как единая Церковь (ибо Церковь – не здание, а прежде всего община единоверцев) и по сути таковым являлся. А Церковь – это «большая семья», где все – «братья и сестры», где во главе стоят «отцы» и общность веры и судьбы не подвергается сомнению. Т. о. принцип Соборности предполагает преобразование всех сторон государственной, общественной, экономической и политической жизни страны на традиционных, православных в своей основе, ценностях и принципах Русской цивилизации.

Согласно принципу Соборности, Народ – это «Большая Семья».

Самый первичный социум («ячейка Общества») – это семья, т. е. группа людей, связанных кровными узами. Следующий качественный уровень социализации – род, состоящий из нескольких семей, но всё же связанных отдалённым родством. Народ (НА-РОД) предполагает родство скорее условное, чем кровное, точнее – ощущение «родства», основанного на общности языка, культуры, традиции, общей истории, общих героях и мифических предках. Уже на стадии Народа-Церкви крещённый татарин воспринимался как «русский», и, напротив, этнический русский-язычник именовался «поганым» (от греческого «паганус» – язычник) и членом Общества ни в коем случае не считался. Качественно новый подход к Народу ещё и как к семье духовной (Церкви) создал базу для образования следующей – суперэтнической – общности, включающей наряду с этническими русскими также представителей других народов, культур и вероисповеданий, принимавших эту общую для всех основу объединения. Именно этот подход, превративший Россию в империю и привлекший под её крыло множество народов, в конце-концов признавал своими и иноверцев, добровольно и осознанно воспринимавших себя частью Русской Нации и Русской Государственности. Именно в этом смысле должны определять принадлежность к нашей «Большой семье» и мы сегодня.

Индивидуализм – антипод Соборности. Перенесение принципов «рынка» на общественные отношения является антиподом «Большой Семьи».

После сокрушения авторитета Христианской Церкви и её учения в «Эпоху возрождения», а затем – религиозных войн; после череды европейских революций, уничтоживших монархии и сословные общества; после двух столетий фактического насаждения атеизма и «толерантности» – сегодняшний Запад, сложившийся на руинах Христианской Европы ни в коей мере не может восприниматься её логическим продолжением. Тем более – он ни в коем случае не может быть отнесен к понятию «христианская цивилизация», ибо базируется идеологически на принципиально иных ценностях и принципах, чем Христианство.

Рыночные отношения, перенесённые на общество, являются не просто несовместимыми с отношениями «семейными», но их антиподом. Восприятие эгоистичным индивидом окружающего мира, как большого рынка, где продаётся и покупается решительно всё, и деньги являются мерой всех вещей, предполагают невозможность любого альтруизма, вторичность любых «высших» мотиваций и выгодность – как единственный критерий истинности и правильности поступков. Сам себя человек при этом также воспринимает товаром, который желательно продать максимально дорого, дабы получить возможность по максимуму приобретать самому.

В отличие от Семьи, статус человека и степень его влияния на общественные процессы определяется исключительно степенью его обладания деньгами, как «мерилом всего». На «рынке» правит бал и задаёт правила игры обладатель наибольших денег, и выстраивает эти правила с тем расчётом, чтобы получить этих денег ещё больше.

«Большая Семья» – соответствующий русским православным ценностям принцип общественного устройства.

Согласно традиционному пониманию, принятому в Русской цивилизации, Народ, Общество – это не устойчивое сборище эгоистичных одиночек (как вЗападной цивилизации), а расширенная форма семьи, рода – НА-РОД. Соответственно, к нему применимы те же подходы, что и в нормальной большой семье.

Разумеется, как у всякой семьи, у этой Большой Семьи есть общие интересы и цели, вопреки которым не может действовать никто из «родственников».

• Есть общая история, культура, и традиция, общие герои и славные предки, общие друзья и враги, осознание общности исторической судьбы и общего будущего – которое или будет у всех, или его не будет ни у кого.

• Есть свой кодекс моральных и поведенческих норм, нарушение которых – поступок не по Совести – ставит человека «вне семьи».

• Есть чувство внутрисемейной Солидарности, не позволяющее бросить бедствующих родственников без помощи или напоказ шиковать, когда они голодают.

• Есть своё понимание Справедливости, признающее статус и материальное положение «родственника» только если оно соответствует его реальному вкладу в «общесемейное» благо.

• Есть абсолютно логичное понимание сущности Власти и её задач: возглавляют Большую Семью не «наёмные управленцы», а наиболее способные к этому родичи, главной целью и показателем эффективности работы которых является численный рост и благосостояние Семьи.

• Есть такое понятие как «общесемейное достояние», которое не может использоваться вопреки «семейным» (в нашем случае – национальным) интересам, в чьих бы руках ни находилось. Причём относится это не только к дарованным Богом ВСЕЙ Большой Семье земле и природным ресурсам, но и к экономике (от греческого «экономия» – домостроительство, домохозяйство) в целом.

Наконец, есть у Большой Семьи осознание святости её общего Дома – Родины, страны, Державы, целостность и жизненные интересы которой необходимо отстаивать любой ценой, если надо – жертвуя для этого всем, включая жизнь.


Решение «национального вопроса» с точки зрения семейных ценностей.

Основу Большой Семьи составляют кровные родственники: именно они задают внутрисемейные нормы, этику и культурную традицию. Однако приёмный (пусть даже не единокровный) сын, если он душою и телом принадлежит Семье, разделяет её миропонимание и судьбу, считается безусловно своим. И напротив, для единокровного, но духовно чуждого, ведущего себя как иноплеменник, в русском языке имеется ёмкое определение – «выродок».

В точности так же первоосновой России, её государствообразующим и культурообразующим народом является, несомненно, Русский Народ (включая все три его ветви: великороссов, малороссов и белорусов). Но при этом другие коренные народы России, исторически проживающие на территории России, а также представители иных народов, нашедшие себя в лоне Русской Цивилизации, Русской Государственности и Русской духовно-культурной традиции, осознанно разделившие историческую судьбу Русского Народа, составляют вместе с ним единую Русскую политическую Нацию, члены которой равны русским в правах и обязанностях. И напротив, представители любых народов, включая этнических русских, проводящие анти-русскую и анти-российскую деятельность, нашими соотечественниками и частью Русской Нации восприниматься не могут.

Насколько реален переход от нынешнего «общества грызущихся одиночек» к Народу – «Большой Семье»?

Если изначально отвергнуть гибельный для России в нынешних условиях «революционный» путь, остается единственный выход: понятый и одобренный народом курс последовательных преобразований

Мы настаиваем на праве Народа, а не лидеров или политических организаций:

• Непосредственно определять курс страны.

• Контролировать соответствие действий власти установленному курсу.

• Иметь возможность скорректировать курс в случае необходимости.

Механизм высказывания Народом своей воли по поводу стратегических направлений курса страны выстраивается через легитимизацию и созыв Земского Собора (или Народного Собора). Именно это мы считаем первичным. Мы понимаем, что любые решения Собора останутся словами, если их исполнение не будет жёстко контролироваться. Поэтому уже первый созванный Собор должен, помимо основных положений нового курса, принять решение о формировании своего постоянно действующего контрольного органа, наделённого весьма широкими полномочиями.

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru