ПравдаИнформ: Напечатать статью

Из Ростова в Севастополь

Дата: 22.06.2015 14:34

colonelcassad.livejournal.com 21.06.2015 20:30


Давеча не без приключений добрался из Ростова до Севастополя, где не был почти месяц.

Где-то не доезжая до Краснодара, на машине которой ехали спустило колесо. Когда начали менять на докатку, чтобы доехать до ближайшего шиномонтажа, выяснилась неприятная деталь, когда незадолго до поездки водитель забирал машину с ТО, там поперли "секретку", специальную гайку, без которой сменить пробитое колесо было нельзя. Стоим значит у трассы на закате, с одной стороны красивейший краснодарский закат, с другой – река с тучей комаров и сельское кладбище. А тут еще и дождь пошел. Романтика.

Но ехать то было надо, поэтому у остановившихся рядом дальнобойщиков попросили подкачать воздух в пробитое колесо и поехали на "докачке". Фокус был в том, что если ехать, то воздух выходил медленнее, нежели когда машина останавливалась. Ехали уже затемно, вплоть до самой Керчи так и не нашли по дороге ни одного работающего шиномонтажа, поэтому несколько раз нас выручали дальнобойщики, которые все как один оказались крайне отзывчивыми мужиками, за что им всем большое спасибо. Ни один не отказал. При этом что странно, на тех заправках на которых останавливались, нигде не было подкачки. Вот ни разу, хотя периодически проверяли методом тыка. В общем, добирались таким себе "автостопом" от фуры до фуры.

Когда приехали в Порт-Кавказ, можно было оценить существенный прогресс в деле организации переправы. Простояли мы там около 3,5 часов, и то не потому, что очередь была очень длинной, а в силу организации досмотра и наполнения паромов через организованные отстойники.

Площадки для отстоя теперь нормально огорожены, на них организованы туалетные блоки, появилась даже столовая, где даже ночью можно подкрепится в стиле "похавал в школьной столовой". Времена с развалами "Ролтонов" и "Дошираков", а так же кавказцев продающих плов над которым висят полчища мух уходят в прошлое. Многие вещи по прежнему сделаны так себе – при заезде в отстойник сначала дают один билет, потом надо ждать, когда подойдет обмерщик (а их явно не хватает на сотни машин и невозможно интуитивно понять, когда ты попадешь в бюрократическую процедуру) и выдаст еще один талон, после чего надо пешком идти в кассу, там отстоять еще одну очередь за билетом, после чего уже выпускают из первого отстойника непосредственно к самому порту. Очереди колбасой, которые тянулись от порта на много километров с засраными обочинами так же ушли в прошлое. Пока ждали своей очереди, запомнился забавный кавказец, который бегал по очереди и пытался узнать, где можно дать взятку, чтобы проехать вне очереди. Народ ухахатывался с этой непосредственности.

После того, как выезжаешь с первого отстойника, после нескольких километров попадаешь во второй отстойник непосредственно у парома. Там проходит облегченная проверка багажа и документов. С багажом с одной стороны как в аэропорту – девушки из внутренней охраны министерства транспорта выборочно отправляют часть сумок на досмотровую ленту, при этом сумки, где сохранились наклейки из аэропорта с отметками о сдаче в багаж, почему то не проверяют, хотя у меня наклейки еще были старые, еще времен майской поездки на конференцию РИСИ. В общем, как показалось, тут есть определенный пробел в безопасности. С обратной стороны, кстати, как говорят знакомые, с некоторых пор в проверках участвуют и местные ФСБ-шники. Со стороны Тамани, все более простенько.

Автобусы как обычно переправляются вне очереди. Так же редко какая переправа обходилась без военных, которые "вежливо" продолжают ехать в Крым. На этот раз у переправы торчала большая колонна армейских бензозаправщиков и УРАЛов без номеров. Наверное опять подкрепление из СКВО в Крым гонят. По дороге до Севастополя еще потом неоднократно попадались армейские грузовики и прочая техника. Военных у нас теперь ощутимо больше, чем было до Крымской весны. В общем, тем кто волновался по поводу того, а ну как хунта на Крым попрет, можете расслабится – сюда за год столько натащили, что это из Крыма скорее будут наступать, нежели на Крым.

После того, как попадаешь в отстойник, там еще надо чуток подождать, пока из него набирают паромы. Мы застали два новых белоснежных греческих парома. Один назывался "Протопорос IV", а другй "Протопорос VI", причем 6-й имел плохо закрашенное название, поверх которого красной краской на белом фоне было написано "Победа". Что удивительно – один набился до упора, а на том, на которым мы переправлялись, была заполнена только половина и этом при том, что в первом отстойнике еще была очередь ожидания. В этом как показалось есть организационная недоработка.

Паромы хоть и небольшие, но весьма качественные и идут быстрее, чем те, на которых переправлялся в прошлом году. Из минусов – отсутствует Wi-Fi, а так – мягкие диванчики, телевизоры, кафешка, отличный вид на смотровой палубе. Во время переправы люди горячо обсуждают вопрос когда будет построен мост и где-примерно он будет виден с переправы.

В целом, значительную часть критики по переправе с прошлого года учли и можно констатировать серьезный прогресс в деле организации паромного сообщения между Крымом и Таманью. Да, есть недостатки, но видно, что многое изменилось к лучшему.

Первое чем встречает Крым, это дороги. Не верьте когда говорят, что в России самые плохие дороги. Когда после трассы попадаешь на раздолбаную крымскую дорогу от Керчи до Феодосии (уж не знаю, будут ли что-то с ней делать), сразу понимаешь разницу. Постоянные кочки, рытвины, многочисленные расплывшиеся заплатки. Колесо от этого сдувалось еще быстрее. В этом плане, очень хотелось бы надеятся, что вместе со строительством моста через пролив, кто-то озаботится вопросом ремонта существующей дороги или строительством новой. Да и в целом, если сранивать чисто визуальные впечатления, Краснодарский край в целом выглядит более ухоженным, нежели Крым.

С другой стороны, даже под утро смогли найти за Керчью работающий шиномонтаж, который нам впрочем не сильно помог – без "секретки" колесо все равно поменять не смогли, а вот что оказалось лучше, по сравнению с дорогой в России, так это наличие на большинстве заправок оборудованных мест для подкачки воздуха. Вот странно, никогда на это не обращал внимание, но на российских заправках за всю дорогу не попадалось, а тут почти на каждой стоял или компрессор или специальный автомат с шлангом. Не знаю с чем это связано.
Что еще позабавило, в районе Инкермана на одной из заправок попалась надпись "Порохотяг", первый раз услышал это слово, а как потом посмотрел в интернете, это оказывается пылесос на мове. Мне почему то казалось, что у них это называется "пылесис", а тут значится "порохотяг". Видимо это из украинского придуманного новояза, который не успел у нас особо прижиться.

Касательно следов Украины в Крыму, то они практически отсутствуют, на указателях мова встречается крайне редко, слово Украина видел всего один раз на одном из корпусов какой-то гостиницы "Украина 1", где единица издалека похожа на грустный смайлик. А вот поближе к Севастополю, украинские реликты попадались почаще – старые указатели, вывески, надписи на заправках. Но в целом, это скорее исчезающая история. В целом же, дальше было проще – от одной заправки до другой доковыляли до Севастополя. Выехали из Ростова часов в 15, в Севастополь добрались в районе 10.

Бензин в Крыму дороже через в Краснодаре где-то на 2-3 рубля, да и вообще цены у нас ощутимо подросли, нынешний Севастополь после Ростова уже более дорогой город. Еще несколько месяцев назад они были примерно одинаковыми по ценам. Давеча кстати и цены на проезд в маршрутках подняли до 12 рублей. Мороженое, которое я к примеру покупал в Ростове, в Севастополе в среднем дороже рублей на 10. В общем, той халявы, которая была весной-летом 2014 года очевидно больше не будет. Санкции плюс кризис свое дело делают, хотя среди местных по прежнему самая популярная присказка "главное, что не так, как на Украине". Тут не поспоришь, война, вернее ее отсутствие – серьезный мотиватор в плане принятия объективных и субъективных трудностей.

Касательно туристов, то не знаю, как заполнены были многочисленные пансионаты и базы отдыха от Керчи до Феодосии, но вот на оборудованных пляжах даже утром было довольно много диких туристов. По Севастополю наполняемость туристами средняя – государственная программа по перенаправлению туристов в Крым работает лишь отчасти, потому что цены за год выросли и с финансовой точки зрения Севастополь уже не столь халявен в плане отдыха, как раньше. Поэтому туристический сезон очевидно не сорван, но заоблачных показателей можно не ожидать.


ПравдаИнформ
https://trueinform.ru