ПравдаИнформ: Напечатать статью

Парламент России — представительный орган?

Дата: 07.08.2015 14:37

Оригинал "Центр научной политической мысли и идеологии" – rusrand.ru 07 августа 2015

Парламент

<:CAPTION:>

Балашов Сергей Александрович – эксперт Центра научной политической мысли и идеологи

Для представления интересов избирателей депутаты и сенаторы наделены специальным статусом. Каким видят представители народа свой статус, и каким он должен быть?

Статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы России устанавливается Конституцией и федеральным законодательством. Особый статус этих людей предполагает помимо привилегий и некоторые ограничения в правах. Так, например, депутаты и сенаторы не вправе заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Такие ограничения в правах депутатов и сенаторов по большей своей части направлены на достижение ими наиболее «независимого» статуса, чтобы депутаты и сенаторы могли напрямую отстаивать интересы избирателей. Нарушение этих ограничений является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата или сенатора.

Недавно был внесен законопроект, которым предусматривается введение нового основания для досрочного прекращения полномочий — многократное неисполнение своих должностных обязанностей членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы. Высока вероятность, что законопроект не будет принят.

А какие еще инициативы, связанные со статусом депутата ГД и сенатора СФ, были внесены в Государственную Думу в последнее время и какова их судьба?



«В Европу только по уважительной причине»

В мае 2015 года в ГД был внесен законопроект, которым предусматривается введение нового основания для досрочного прекращения полномочий — пребывание без уважительной причины в период исполнения своих профессиональных обязанностей члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на территории иностранного государства сроком более 30 календарных дней непрерывно или суммарно в течение одного календарного года.

Представляется, что с основной мыслью законопроекта можно согласиться, но ее реализация вызывает вопросы. В пояснительной записке никак не объясняется, почему установлен срок именно 30 календарных дней. Стоит также нормативно закрепить, какие причины и кем будут признаваться уважительными.

Пока что законопроект включен в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2015 года, и трудно однозначно сказать будет ли проект поддержан в существующей редакции.

Возможно, на фоне санкций и борьбы с Америкой этот законопроект может быть принят, но в иной редакции. Не стоит думать, что законопроект сильно обременяет депутатов и сенаторов. Примерный перечень уважительных причин, который содержится в пояснительной записке, имеет расплывчатые формулировки, а одной из уважительных причин назван отпуск, который согласно закону составляет 42 календарных дня.



«Отчеты перед парламентами субъектов»

В 2014 году Архангельским областным Собранием депутатов был внесен в ГД РФ законопроект, которым предусматривается введение новой обязанности для депутатов и сенаторов Федерального Собрания России — предоставлять информацию о результатах своей деятельности в законодательный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Рассмотрение отчета о результатах деятельности указанных лиц законодательным органом государственной власти субъекта РФ должно осуществляться в первом квартале года в соответствии с регламентом этого органа. И, вполне возможно, прописать в регламенте меры ответственности за безынициативность депутата или сенатора.

Но в заключении на данный законопроект Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству было указано, что эта инициатива не соответствует Федеральному закону и не согласуется с конституционно-правовым статусом депутата Государственной Думы.

Аргументацию комитета нельзя назвать бесспорной. Помимо связи с избирателями, необходима связь и с законодательным органом субъекта РФ. Многие замечания комитета можно было исправить путем внесения поправок в текст законопроекта, однако законопроект был отклонен в первом чтении.



«Приоритетное посещение чиновников»

Еще два законопроекта, внесенные в ГД в 2014 году, касаются права члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на прием в первоочередном порядке должностными лицами. Первым предлагается установить, что осуществление права должно обеспечиваться должностным лицом безотлагательно в тот же день, а вторым, что право должно быть реализовано в 30-дневный срок с даты поступления соответствующего письменного обращения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Появление подобных инициатив связано с тем, что многие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы месяцами не могут попасть на прием к тем или иным должностным лицам. Этот факт отмечен в двух пояснительных записках.

Ожидаемо, что первый законопроект получил отрицательный отзыв, а второй — положительный. Но в тоже время в тексте второго законопроекта представляется необходимым уточнить срок реализации права на прием в первоочередном порядке.

Пока рассмотрение этих законопроектов откладывается, но бесспорно, что первый законопроект не будет принят, а второй, возможно в несколько измененной редакции, будет поддержан парламентариями.



«Выводы»

По результатам рассмотрения инициатив можно понять, что парламентарии очень неохотно подписываются под новыми обязательствами, но довольно рьяно радеют о своих правах — так всегда происходит, когда какой-то орган пишет правила, по которым потом и функционирует.

Хоть по статье 94 Конституции РФ Федеральное Собрание является представительным органом, но признать, что Парламент является в нынешних условиях органом, который представляет население, отстаивает его интересы, трудно. В связи с чем необходимо введение императивного мандата, так как практика свободного мандата показала свою несостоятельность в России.

Императивный мандат — правило, согласно которому депутаты связаны наказами избирателей, ответственны перед ними и могут быть досрочно отозваны.

Закрепить императивный мандат необходимо на конституционном уровне, чтобы у «представителей» не появилось желания его отменить. Так в проекте Конституции, подготовленной под редакцией С.С. Сулакшина, в статье 45 установлено, что «народовластие гарантируется посредством установления статуса и порядка передачи наказа избранным представителям в выборных государственных органах, контроля и оценки их деятельности, возможности досрочного отзыва». В проекте Конституции есть также статья 226 «Наказ избранному лицу и его отзыв», где установлено, в частности, что группы граждан имеют право публичной оценки деятельности избранного лица, а каждое избранное лицо один раз в год публикует отчет о своей деятельности.

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru