ПравдаИнформ: Напечатать статью

Почему Якунин сошел с рельсов

Дата: 18.08.2015 11:27

pavel-shipilin.livejournal.com 18.08.2015 11:04

Вчера пришла довольно огорчительная весть: Владимир Якунин покидает пост главы «Российских железных дорог». Потому что если серьезно, а не легкомысленно, по-навальновски, человек приносил реальную пользу. То есть, зримую и ощутимую.

Форма железнодорожника Владимиру Якунину, возможно, еще понадобится. Например, в том случае если его сменщик не справится с ворохом обязанностей, и его придется менять. Фото Григория Собченко (Коммерсант).



Вчера, пока шли осторожные и не очень внятные сообщения о переходе Владимира Якунина в Совет Федерации, в событие не верилось. Уж слишком часто за последние годы его «отправляли в отставку» разные недоброжелатели. Но наконец Forbes дозвонился до главы РЖД и процитировал его ответ [1] на вопрос — правда ли, что он уходит: «Да, это правда. После выборов планирую оставить пост».

Выборы губернатора Калининградской области пройдут в единый день голосования, 13 сентября. Мало кто сомневается в победе временно исполняющего обязанности губернатора Николая Цуканова. Именно он выдвинул Якунина кандидатом в сенаторы от области и получил письменное согласие нынешнего главы РЖД.

По регламенту верхней палаты решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации должно быть принято вновь избранным руководителем региона не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность.

Уважаемый Лев Вершинин (putnik1) довольно подробно рассказал об итогах работы главы РЖД. Повторяться не буду. Могу только сказать, что о результатах его десятилетней деятельности каждый может судить сам по новым поездам и вокзалам. Если вы объективны, то изменения к лучшему заметили наверняка.

Меня в данном случае интересует причина рокировки.

Владимир Якунин — член команды Владимира Путина (причем, останется им и на посту сенатора). Решения об отставках, переходах на другую работу, вообще любые кадровые перестановки такого уровня — прерогатива исключительно главы государства. То есть, главный российский железнодорожник тянул бы лямку до последнего, ибо подводить президента в команде не принято.

Вскоре все подтвердилось. «Ему поступило предложение от руководства страны и он его принял», — сообщил ТАСС пресс-секретарь президента РЖД [2]. И Путин, и Якунин — кадровые чекисты. Очевидно, что вся история планировалась заранее и разыгрывалась, как по нотам.

Что же задумал Владимир Путин?

Если проследить как за последними событиями в РЖД, так и за недавними заявлениями президента компании, становится очевидным, что Владимир Якунин готовился к уходу с должности именно этим летом: завершены или приведены в рабочую фазу все основные инфраструктурные и модернизационные проекты компании, окончательно подписаны акты по ВСМ Москва – Казань с китайцами и так далее. Как минимум, с начала июля никаких громких анонсов РЖД не делали.

Следовательно, уход из РЖД был запланированным событием. Для чего? Гадать сложно: могут быть сотни сценариев. Возможно, Путин решил прислушаться к Якунину, позволил ему стать политиком без оговорок, а Совет Федерации — только перевалочный пункт на пути к чему-то иному, более масштабному. Возможно, что-то готовится в Калининграде, и Якунин вновь сыграет роль антикризисного менеджера.

Но остается еще один очень интересный вопрос.

В сменщики Якунина прочат как хорошо известных людей, так и серых лошадок. Наиболее вероятные кандидатуры: вице-премьер правительства РФ, председатель правления ОАО РЖД Аркадий Дворкович, помощник президента и экс-глава Минтранса Игорь Левитин, первый вице-президент РЖД Александр Мишарин.

Назывались еще фамилии Германа Грефа, бывшего начальника Октябрьской железной дороги Виктора Степова и заместителя главы Минтранса Олега Белозерова. Однако я бы удивился, если бы отрасль возглавил кто-то из последней, а не первой тройки.

Надо сказать, Владимир Якунин оставляет после себя очень приличное «наследство»: «Российские железные дороги» развиваются весьма динамично, имеют грандиозные планы (одна высокоскоростная магистраль Москва — Казань чего стоит) и реализованные проекты (к примеру, ту же инфраструктуру Усть-Луги). Хотя и с проблемами, конечно, которых сегодня хватает у всей нашей экономики.

Кто-то должен завершить начатое. Попробуем понять, у кого больше шансов.

Аркадий Дворкович. Человек с широким кругозором. Однако с задачами вряд ли бы справился — тут нужна не столько экономическая подготовка, сколько хозяйственная хватка и опыт работы с хитрыми иностранцами. Его назначение на должность главы РЖД стало бы звоночком для всех либералов в правительстве, которым пора заняться реальным делом.

Игорь Левитин. Бывший министр транспорта явно застоялся в деннике и вполне мог бы возглавить отрасль. Опыт у него солидный, продолжить дело авторитетного предшественника может. Только непонятно зачем — у Владимира Якунина получилось бы все равно лучше.

Александр Мишарин. Владеет оперативной обстановкой, знает все слабые и сильные места отрасли. Кроме того, он главный лоббист ВСМ в компании, что очень актуально с учетом предстоящего строительства линии Москва – Казань. Если президент РФ готовит для Владимира Якунина следующую ответственную должность, а кресло сенатора — лишь промежуточный пост, то первый заместитель главы РЖД — наиболее логичная кандидатура.

Заменить Владимира Якунина довольно сложно. Рокировка наверняка внесет на время некоторую нервозность в отрасль, как всегда бывает при смене руководителя. Но раз событие произошло, то мне интересно, какой хитрый план приготовил на этот раз Владимир Путин.

Судя по всему, глава РЖД в него был посвящен.«Рано или поздно придет момент, когда мне придется заниматься чем-то другим, — сказал он пару месяцев назад [3] Интерфаксу. И добавил: — Единственное, чего я не смогу доделать, точнее, сомневаюсь, что это будет доделано под моим руководством в компании — завершить проект по запуску высокоскоростного движения Москва — Казань. Потому что только проектирование займет два года и строительство еще лет пять».

Думаю, для Владимира Якунина осознание того, что этот масштабный проект доведет до конца не он, — самое большое огорчение, связанное с уходом из РЖД. Что для профессионала вполне объяснимо.




Ссылки

[1]

Владимир Якунин — Forbes: планирую покинуть РЖД | Forbes.ru
17.08.2015 22:54

www.forbes.ru/kompanii/infrastruktura/297219-vladimir-yakunin-forbes-planiruyu-pokinut-rzhd

[2]

ТАСС: Политика - После выборов в Совет Федерации Якунин планирует покинуть пост главы РЖД
17 августа, 23:54

tass.ru/politika/2192303

[3]

Владимир Якунин: нельзя допустить необратимости ошибочных решений - Интервью - Интерфакс
15:45, 9 июня 2015

www.interfax.ru/interview/446637

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru