ПравдаИнформ: Напечатать статью

Je suis Россия

Дата: 10.11.2015 08:28

pavel-shipilin.livejournal.com 10.11.2015 08:00

По мнению блогера Александра Никонова[1] , карикатуры Charlie Hebdo на авиакатастрофу А321 символизируют высшую степень свободы западного общества. В противовес нашему — дикому и фашизированному, которому карикатуры смешными не кажутся. Мы, напротив, считаем западное общество варварским.

Нам трудно иначе относиться друг к другу, ибо оцениваем мы оппонентов по своим критериям. И порой удивляемся, что не в состоянии договориться.

Американец Тим Керби[2] довольно точно замерил глубину пропасти, что лежит между Западом и Востоком. Он указал на то место в исторической хронике, где русло единой христианской цивилизации разделилось и каждое потекло своим путем. Что и привело в итоге к созданию двух разных ментальностей.

Это место — «темные века», которые на Руси прошли незамеченными, поскольку не имели к нам отношения. «Темные века» были на Западе. На востоке Европы, к которому мы принадлежим, ход истории не погружался во мрак, а потому на нее не требовалось проливать свет Возрождения.

Центром цивилизации «темных веков» была Византия — ромейская империя. Жизнь в ней била ключом и влияла на все, что происходило в Европе и на Ближнем Востоке. Но в дремучих лесах современных Германии и Франции ее пульс не чувствовался — только в Риме, единственном цивилизованном городе империи, знакомом обитателям местных поселений. Для европейских варваров его каменные дома, статуи и мощеные мостовые были воплощением роскоши.

До первого крестового похода они лишь догадывались, что на востоке империи есть еще более богатый город — 600-тысячный неприступный мегаполис Константинополь, куда давно переехало большинство семей римской знати. Именно здесь было написано римское право, развивались науки и ремесла, здесь чеканился золотой солид (крестоносцы называли его безант) — твердая валюта, имевшая хождение повсеместно целую тысячу лет. Здесь же решались геополитические проблемы того времени.

Непроходимые леса Западной Европы «темных веков» тщательно скрывали от ее обитателей новости империи — победы и поражения в кровопролитных битвах, бунты, дворцовые интриги, вселенские соборы. Рим, этот сравнительно небольшой город, ставший провинциальным центром, был целью походов их королей.

Русь же была в зоне влияния Константинополя. Путь из варяг в греки давно был проложен, русские купцы бойко торговали на его рынках, а княжеские дружины периодически привлекались василевсами для решения своих проблем. Принятие христианства по византийскому, а не по римскому обряду стало логичным — в X веке ромейская империя все еще обладала невероятной экономической и политической мощью.

Западноевропейская цивилизация, имевшая весьма отдаленное отношение к Древнему Риму, не говоря о Константинополе, начала оформляться лишь к X веку Диковатые европейские племена, объединенные и крещенные железным кулаком Карла Великого, а позже образовавшие Священную Римскую империю Оттона Первого, провозгласили себя наследниками Рима.

Для современного европейца «темные века» начинаются с вполне конкретной даты — 4 сентября 476 года, когда последний римский император Флавий Ромул Август отрекся от престола под давлением германца Одоакра. Уверен, что современные европейцы не знают, что сам Одоакр получил титул патрикия, после чего присягнул на верность императору Восточной Римской империи и правил в Италии как представитель византийской власти.

То есть, в 476 году Римская империя не погибла, как ошибочно полагают на Западе, а лишь окончательно сменила столицу.

Разумеется, я упрощаю — профессиональные западные историки прекрасно знают, как было дело. Речь идет об обывателях, которые знают историю лишь в общих чертах. Для них после 476 года и до самой эпохи Возрождения (а это тысяча лет) длились «темные века», в течение которых ничего интересного не происходило. Они не пытаются заполнить эту лакуну, признать, что центр цивилизации переехал в Константинополь, который долгое время назывался Новым Римом.

На мой взгляд, европейские проблемы (которые они проблемами вовсе не считают) начались после разъединения церквей. Рим, хотя и перестал быть столицей, всегда оставался центром духовной жизни, а его первоиерархи пользовались авторитетом и на востоке империи.

Мне все же кажется, что духовное падение Рима тоже в то время происходило. Практически весь десятый век здесь царила порнократия[3] (эпоха блудниц), этот позорный период истории католической церкви. И он не мог не отразиться на отношении к церкви и понтификам местных прихожан. Пост епископа на какое-то время превратился в профанацию, он не требовал ни духовного подвига, ни строгого выполнения важных обетов. Наоборот, в папском дворце в то время царили разврат и похоть.

Уже к XI веку Римо-католической церкви, без сомнения, требовалось и покаяние, и очищение. Но вместо этого в 1054 году папа направил в Константинополь своих легатов (полномочных представителей), которые 16 июля в соборе Святой Софии объявили о низложении патриарха Керулария. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Римский престол попал под влияние варваров, которые не желали приобщаться к древней христианской традиции, — подчиняться решениям Вселенских соборов. На которых всем миром осуждались ереси, формулировались догматы и после долгих дискуссий принимались важнейшие для всей Церкви решения. Католическая церковь объявила себя вселенской, а свои соборы, соответственно, вселенскими.

Единая апостольская церковь, главным признаком которой является соборность, была разрушена. Христианские общины разошлись по своим приходам, а первоиерархи Рима и Константинополя прекратили всякое общение.

На Востоке общение между патриархами продолжалось. А вот западная церковь отпала и начала жить своей жизнью, не оглядываясь по сторонам и не желая подчиняться общим правилам. Она сама стала писать правила.

И очень скоро (через 400 лет, что для христианства не срок) стало ясно, что Рим не выдерживает испытания властью над своей паствой. К моменту появления Мартина Лютера папы наделали кучу ошибок, которые некому было поправить. Они так бросались в глаза, что за протестующим богословом пошли миллионы.

С моей точки зрения, на формирование западноевропейской ментальности очень сильно повлияли эти и многие другие события. Абсолютная власть их князей и королей, которые, как и остальные, покупали покаяние индульгенциями, церковью не контролировалась и не сдерживалась. Протест против такого искаженного христианства был понятен и востребован.

Но сам факт выхода целых городов и регионов из-под подчинения Риму разрушил католическую церковь. И если бы не вовремя открытая Америка, католики сегодня составляли бы, возможно, самую маленькую конфессию.

Зато общество получило опыт: оказывается, жизнь можно значительно улучшить, если пойти против власти, разрушить устоявшийся порядок. В конце концов яростное желание быстро решить житейские проблемы привело к французской революции, а вместе с ней — к озерам крови ее жертв. Сотням тысяч французов вместо лучшей жизни досталась смерть.

Тим Керби напоминает: «Религиозные разногласия, которые подчас были даже не всем понятны, стали причиной убийств. Из страшного Средневековья или по-английски «темных веков» (слово «темные» здесь обозначает малообразованность и отсутствие прогресса) предки современных европейцев вступили в цивилизованную эпоху Возрождения или Ренессанса. Далее Запад, еще раз проанализировав свое прошлое, открыл период Просвещения или «Век разума». Именно этот исторический путь и стал основой того, что ныне живущий американец, как и его предок в XIX веке, уверен, что все стало лучше и был взят верный курс. Кровавые «темные века» остались позади, они уже никогда не вернутся, гарантией чего стали либеральные свободы, предоставляющие независимость от церкви и короля».

Я не пытаюсь доказать, что наш опыт лучше. Но он другой. Как бы то ни было, сегодня мы отказываемся понимать друг друга.

Для нас выступление Pussy Riot в храме, карикатуры в журнале Charlie Hebdo или очередное эпатажное выступление акциониста Павленского — проявление, мягко говоря, дурного воспитания. Для европейца, даже если ему противно взять в руки скандальный журнал, карикатуры в нем ؙ— признак личной свободы, которую он готов защищать, может быть, даже с оружием в руках.

Именно поэтому наше возмущение оскорбительными картинками и призывы закрыть глумливое издание вызвало недоумение. «Мнения, высказываемые журналистами во Франции, являются свободными», — назидательно объяснил официальный представитель МИДа Ромэн Надаль[4] .

Поверьте, он искренне не понимает, из-за чего сыр-бор. Нет таких тем, ради которых можно было бы ограничить главное завоевание европейской цивилизации. Бесполезно напоминать о морали и нравственности.

В этой связи я не вижу возможности примирения между Донбассом, воспитанным в православной традиции, и Галичиной, которая исповедует католический вариант христианства. Это разные миры, разная история, разные ценности. К сожалению, спор между Западом и Востоком приводит не только к богословским дискуссиям, но зачастую и к большой крови.

Мы взаимно обвиняем друг друга в невежестве. А Запад так вообще считает всех остальных, и нас в том числе, людьми, находящимися на нижней ступени человеческого развития. Это как если бы вы верили в то, что Дерипаска или Абрамович являются представителями высшей расы только потому, что у них много денег.

Между прочим, такими же невежественными просвещенная Европа считает и самого Александра Никонова, и других наших соотечественников — убежденных либералов. Для которых свобода индивидуума выше свободы социума, а суверенитет государства ценностью не является вообще.

Но я точно знаю, что Старый Свет вовсе не гомогенен, как, может быть, кажется на поверхностный взгляд. И знаете, что вселило в меня надежду? Сотни тысяч парижан, вышедших два года назад на улицы с протестами против однополых браков.

Возможно, для Европы еще не все потеряно. .




Ссылки

[1]

Je suis Charlie: a_nikonov
2015-11-08 23:03:00

a-nikonov.livejournal.com/2405431.html

[2]

В чем разница западного и русского менталитетов рассказал Тим Керби
02.04.2015, 14:32

russian.rt.com/article/83203

У русских есть «свой ответ Чемберлену» на всё, что делается на Западе: «Йотафон» – на «Айфон», «Тархун» – вместо «Спрайта»; вскоре новые машины «Лада Веста» и «Lada XRAY» составят конкуренцию западным маркам. Недавно вышел в свет журнал под названием «Алексей HEBDO» с карикатурами на российских оппозиционеров. Это, по-моему, можно считать реакцией патриотично и консервативно настроенных российских граждан на скандальные публикации ультра-либерального парижского журнала «Шарли Эбдо».

Стиль карикатур из «Шарли» русскому человеку не в новинку. Но вот понять ему «Зачем это сделано?» и «О чём это?» достаточно непросто. Как «иностранец-звезда пятой величины или хуже» в России, я до сих пор получаю вопросы по этому поводу от ошеломлённых российских граждан.

Меня просят объяснить, почему на «политически корректном» Западе позволяют грубо и бессмысленно оскорблять пророка ислама, также как и СВОЮ католическую церковь? Зачем и для чего? С точки зрения Запада, эти мерзкие картинки – есть подтверждение существования свободы слова, защита которой стала главной причиной выхода миллионов граждан на улицу. Но как объяснить это тем, кто живет в России?

Представьте, что вы бы были американцем в XIX веке. Ваши предки уехали из старой Европы, где нормой является жестокое наказание человека за оскорбление короля или хулу на религию, которая поменялась в вашей стране, как в Англии. (За многие годы католическая Англия репрессировала всех несогласных, но внезапно появится протестантизм, и новые протестанты, естественно, решили давить на католиков). В вашей исторической памяти ещё свежа картина заживо сжигаемых на кострах, кровавых убийств, пыток жертв религиозных и политических конфликтов. К примеру, через несколько лет после того, как Мартином Лютером на дверях храма был прибит список из 95 тезисов, немецкие крестьяне выступили против аристократии, «за свою европейскую свободу», и за что несколько сот тысяч восставших были беспощадно убиты.

Через столетие в Священной Римской империи и остальной части Европы разразилась Тридцатилетняя война, в которой МИЛЛИОНЫ, протестантов и католиков уничтожали друг друга за «неверные» интерпретации христианства.

Религиозные разногласия, которые подчас были даже не всем понятны, стали причиной убийств. Из страшного Средневековья или по-английски «Тёмных веков» (слово «тёмные» здесь обозначает малообразованность и отсутствие прогресса) предки современных европейцев вступили в цивилизованную эпоху Возрождения или Ренессанса. Далее Запад, еще раз проанализировав свое прошлое, открыл период Просвещения или «Век разума». Именно этот исторический путь и стал основой того, что ныне живущий американец, как и его предок в 19-м веке, уверен, что ВСЁ стало лучше и был взят ВЕРНЫЙ курс. Кровавые «тёмные» века остались позади, они уже никогда не вернутся, гарантией чего стали либеральные свободы, предоставляющие независимость от церкви и короля. Теперь представьте себя на месте гражданина западного общества! Для вас, как носителя подобного менталитета, выброс такого прошлого на свалку истории представлялся бы верным решением. Не так ли?

Теперь обратимся к признакам, по которым дети «Века разума» понимают, что они имеют свободу, в частности свободу слова? Вы, как американец, в позапрошлом веке почувствовали бы себя очень свободно, рисуя оскорбляющие картинки президентов, критикуя священников, топча образ Папы Римского. Это те ранее запретные вещи, которые теперь бы вы могли делать открыто и свободно. Вот вы, американец XIX века, «опередили» другие сообщества, которые не могут оскорблять ни руководства страны, ни религии! У вас бы сложилось представление, что все, кто ещё не может оскорблять церковь и короля безнаказанно, остались на примитивном уровне развития. По этой модели сформировался менталитет сегодняшней западной цивилизации, как и парижских либералов, испытывающих гордость за «Шарли». Оскорбляя пророка ислама, они показывают всем «примитивным» свое культурное превосходство.

Жители Великобритании обожают читать в жёлтой прессе скабрезные детали жизни королевской семьи. А вот для тайцев монарх свят, а обсуждать его – просто кощунство! Англичанин, независимо от его образования и социального положения, может говорить о королеве что угодно, как будто он не хуже королевы, поэтому, когда он приезжает в Таиланд, его подсознание видит везде признаки «тёмных веков» и «раболепия» в отношении к правящей династии.

Когда либеральный запад прослушал «молитву» Pussy riot в главном храме страны, он был в восторге. Используемый прием был понятен; «молитва» была произнесена на ЗАПАДНОМ историческом языке, на котором показ хамства - признак свободы. Даже одна моя знакомая католичка отстаивала право Pussy riot на свободу слова или, другими словами, право хамить на всю страну. Моя собеседница - верующий человек, однако, в первую очередь, она носитель западной ментальности, поэтому и видит особую ценность в возможности высказать свое мнение даже таким образом. По мнению Запада, наказание группы девушек за совершенное недопустимо, так как порицание их «выступления» - это признак того, что Россия со своими сакральными институтами, неприкасаемым патриархом и сильным королем остается в «тёмных веках».

В соответствии с этой же точкой зрения, сильный Путин – неотъемлемый атрибут репрессий. Актуальна идея: «Если наши короли в прошлом подавляли нас, то ВСЕ так делают». Обратите внимание, что в зарубежной прессе постоянно пишут о репрессиях в России, не давая подробного описания, что имеется в виду. А, если западный человек говорит что-нибудь позитивное о Путине, то он всегда делает предварительную оговорку: «Я знаю, что Путин делает много плохого, но …». Из-за того, что образ России ассоциируется в западном сознании с «тёмным» прошлым собственной истории, европеец или американец уверен, что все «тёмные дела» обязательно присутствуют и в России. «У нас было так, поэтому у них должно быть так же! А как по-другому?»

Но в России не было такого резкого разделения Средневековья, Ренессанса, Просвещения (и если Александр Дугин читал бы этот текст, то наверно он сказал бы, что этих трёх эпох вообще не было в России). Красная революция же была связана больше с хлебом насущным и правами трудящихся, чем со свободой слова. Русский мир до сих пор не обладает твёрдой уверенностью в правильности своего исторического пути. Многие (наверное, большинство) думают, что «период безбожия» принёс намного больше вреда, чем пользы. В России можно серьёзно обсуждать такие темы, как «Нужна ли была революция?» или «Может, лучше было бы не разваливать Советский Союз?». На Западе же сказать «А, может, при абсолютной монархии было лучше?» означает выглядеть, как минимум, абсурдно. Такие вопросы даже не обсуждаются! Только либерализм, только хардкор!

Человек с русским менталитетом не может увидеть в карикатурах «Шарли» манифестацию свободы слова. Осквернение религиозных символов не является для него признаком цивилизованности. По его мнению, подобные картинки указывают на отсутствие уважения, а также представляют собой опасность раскола общества, провоцируя бессмысленный конфликт. Большая империя живущих вместе разных этносов не может существовать с такими, как у «Шарли», показами свободы слова. Русский мир хочет свободу единства!

Западный человек думает, что «царь» поставил всех на колени, а в России «царь» поднимает всех с колен. На западе концепция сакральности репрессировала массы, а в России народ хочет, чтобы концепция сакральности вернулась и отменила дикости «свобод девяностых». Авторы «Шарли Эбдо» в своей публикации отображают абсурдность менталитета «тёмных веков», который «всё ещё остаётся в головах Марин Ле Пен и арабов». Западный мир таким образом не только демонстрирует свою свободу, но и дает урок цивилизованности другим. А вот для мусульман и русского мира это выглядит как аргумент в пользу нецивилизованности либеральной Европы.

[3]

Порнократия — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Порнократия

[4]

Телеграф.lv: Париж открестился от карикатур в Charlie Hebdo

www.telegraf.lv/news/parizh-otkrestilsya-ot-karikatur-v-charlie-hebdo

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru