ПравдаИнформ: Напечатать статью

Александр Зиновьев – русский Чудо-Богатырь

Дата: 25.06.2016 21:08

Я хочу рассказать о своем Кумире – Александре Зиновьеве – самом выдающемся социологе конца ХХ – начала ХХ1 века. Член нескольких академий наук, он был ученым с мировой известностью, его называли в числе трех самых выдающихся логиков. За что его так люблю? Не за научные заслуги в области математической логики. А за то, что он был предан тому и ненавидел то, что я сам люблю и ненавижу! За его пылкую душу и за глубочайший ум, критический, сатирический дар, беззаветную страстность души. У него можно и нужно учиться пониманию трагедии нашей истории, он не только вскрыл противоречия прошлого и настоящего, но и заглянул в Будущее человечества и нашей Родины.

Б.зал консерватории.…

Б.зал консерватории. Концерт памяти русского мыслителя Александра Зиновьева. 10.10.2013

Биография Александра Зиновьева напоминает в чем-то жизненный путь Михайла Ломоносова. Как и Ломоносов, из глухой деревушки, подобно звезде поднялся к высотам науки. Вот краткий перечень внешнего хода событий в его жизни. Он родился в 1922 г. шестым ребенком маляра и крестьянки в деревушке Пахтино Чухолмского уезда Костромской области. Память о родной деревушке пронес через всю жизнь и согласно его завещанию, после кремации, пепел рассеяли с вертолета над местом рождения и там поставили валун. Но в 1929г. году семья перебралась в Москву и он поступил в московскую школу, которую закончил с отличием, получив прекрасное образование. Затем учеба в Московском институте философии, литературы и искусства, арест, участие в Великой Отечественной войне – с начала и до конца, летчиком-штурмовиком, поступление на философский факультет МГУ, закончив который был оставлен в аспирантуре, защита кандидатской, затем докторской, работа научным сотрудником Института философии АН СССР, профессором МГУ. В 1979г. высылка из СССР. 20 лет жизни в Германии. В 1999 г. возвращение на Родину – в Россию. В 2006г – уход из жизни.

Жизнь Александра Зиновьева состоит из крутых зигзагов и поражает своей диалектичностью, являясь иллюстрацией „отрицания отрицания“! С 16-и лет стал анисталинистом и, как признавался, – „антисталинизм был главным делом его жизни до 1953г.“ После смерти Сталина он критически воспринимал деятельность Хрущева, Брежнева и публиковал статьи в „самиздате“ и „тамиздате“ с критикой недостатков советского коммунизма. Вершиной этой критики стала социологическая повесть „Зияющие высоты“, в которой до вида трагикомедий, разыгрывавшихся в городе Ибанске, высмеивались догматизм, тупость, самохвальство восторжествовавшие в брежневском СССР. Эта повесть, опубликованная за рубежом, вызвала гнев Суслова, который требовал приговорить Александра Зиновьева к высшей мере. Он был спасен Андроповым, который предложил просто выслать Александра Зиновьева за границу. Брежнев решил выслать, но при этом лишить в наказание советского гражданства. За границей Александр Зиновьев поселился в Мюнхене и зарабатывал себе на жизнь, публикуя по 2-3 книжки в год, читая лекции. В эти годы он стал модным писателем, его социологические романы, книги высмеивавшие советский строй, переводились на разные языки. Он оказался вовлеченным в поход против СССР, развернутый диссидентами, направляемый США. Однако, с 1985 г. в сознании и творчестве Александра Зиновьева происходит крутой перелом, наступает отрицание всего предшествовашего творческого курса. С приходом Горбачева к власти, он осознал, что его Родине угрожает смертельная опасность. Горбачевскую „Перестройку“ он назвал „Катастройкой“ и предсказывал, что она толкает СССР к катастрофе! „Я считаю, – говорил он о новом Генсеке – что Горбачев не только интеллектуальный кретин, но и моральный подонок… Именно Горбачев развязал кризис, а потом это переросло во всестороннюю катастрофу страны. Так что советский коммунизм был разрушен не в силу внутренних причин, хотя они сыграли свою роль, а главным образом искусственно, он был разгромлен“. Александр Зиновьев полагал, что гибель СССР можно было бы предотвратить. „Думаю, если бы Андропов пять лет продержался, то не было бы горбачевизма, страна уцелела бы… Она бы пошла вперед гораздо быстрее и безболезненнее“.

В корне изменилось отношение Александра Зиновьева к Сталину. В юности он был членом студенческого кружка, готовившего убийство Сталина. Кто-то из товарищей написал донос, Александр был арестован. Чудом ему удалось сбежать из-под ареста и он пошел в 1940г. добровольцем в армию, чтобы скрыться от НКВД. Но уже после смерти Сталина его отношение стало меняться. И он пришел к такому выводу: “ Самыми идеальными, на мой взгляд, политическими деятелями считаю Наполеона и Сталина. Я называю Х1Х век веком Наполеона, а ХХ век – веком Сталина…“ Ему задали такой вопрос: „Вы были антисталинистом, а теперь считаете Сталина величайшим государственным деятелем в истории человечества. Как вы пришли к такому выводу?“ Он ответил: „Наверное, с годами поумнел, помудрел. Большое видится на расстоянии“.

Так сложилась его жизнь, что будучи выслан из СССР, Александр Зиновьев оказался в среде диссидентов и многие его принимали за диссидента. Он отвечал на подобные обвинения, что диссидентом, антисоветчиком, антикоммунистом никогда не был. „Я оказался запутанным в эту среду случайно, на время и лишь частично. Менталитет и моральный уровень их не высок. Когда я казался на Западе, то убедился, что на 90% это шкурники Все эти люди – шпана, все шпана! Мелюзга. Это все страшная дрянь.“ А как же Сахаров и Солженицин, которых и сегодня поднимает на щит либеральная интеллигенция, власть, лепят святых? Александр Зиновьев дал им исчерпывающую характеристику! – „Как социальные мыслители и Сахаров, и Солженицин – полные ничтожества…Все эти люди предали Россию, они предали русский народ, совершили самую подлейшую роль в истории человечества.“ Особенно досталось от него Солженицину, чей „Архипелаг Гулаг“ заставляют ныне изучать в средней школе. – „Когда Солженицин вернулся в Россию, это была агония злобы по отношению к разгромленному советскому прошлому. Он всегда был знаменем холодной войны, хотя всегда старался играть роль российского патриота“. И замечает, что тянет за собой Солженицин: „Россия дремучая, мракобесная Россия“.

И все же, нельзя отрицать, что своими книгами, статьями, выступлениями Александр Зиновьев принял участие в антикомммунистическом походе! Как он сам к этому относился на последнем этапе жизни? – „Мои же книги использовались против советской власти – признавался Александр Зиновьев. – Но это моя личная драма, моя трагедия… Если бы я знал, что к этому дело идет, то не стал бы писать свои книги“. Своими последними книгами, „Русской трагедией“ – книгой, которая завершила последний этап его жизни, Александр Зиновьев искупил свою вину перед Родиной.

Что же лежало в основе всех зигзагов в жизни Александра Зиновьева? Выходец из бедняцкой, крестьянской семьи, Александр на всю жизнь сохранил любовь и преданность своему народу, своей Родине, с которыми готов был жить и погибнуть. Отсюда его преданность идее справедливости, идеалам коммунизма. Он стал идеальным, романтическим коммунистом по своим убеждениям. „Я вырос на идеалах коммунизма – говорил Александр Зиновьев. – Я не был никогда апологетом того общественного устройства, какое складывалось в России после 1917 г., но я рос и усваивал его лучшие идеалы, делал из себя человека, которого можно назвать идеальным коммунистом. Идеальным коммунистом мы считали тогда человека, живущего и трудящегося во имя интересов коллектива и всей страны, готового жертвовать ради народа всем личным и не стремящегося к собственности и карьере и т.д. Я и сейчас придерживаюсь этих принципов. Для меня, например, нет ничего ненавистнее собственности, хотя я и живу на Западе!“

Почему же, будучи идеальным коммунистом, он стал антисталинистом, так высмеивал брежневский СССР? Потому, что его идеалам противоречила реальная действительность! И понять это можно лишь опираясь на диалектику – теорию и метод, отражающие реальную, объективную диалектику жизни! Александр мечтал об обществе социальной справедливости, но на каждом шагу сталкивался с несправедливостью и восставал против нее! Он, изучавший философию, сам не способен был мыслить диалектически! О чем говорит диалектика? Справедливость проявляется, действует через массу несправедливостей, справедливость переходит в свою противоположность – несправедливость! Возьмем, к примеру, идею коллективизации сельского хозяйства. Для СССР в 20-е – 30-е годы это был единственный выход из нужды. Основываясь на мелком хозяйстве бедняков и середняков нельзя было провести индустриализацию, накормить города, так как это хозяйство было полунатуральное, себя едва могло прокормить, неурожаи, голодовки повторялись систематически. Поэтому коллективизация объективно была справедливым, прогрессивным делом, вопреки воплям современных либералов. Однако осуществление коллективизации неизбежно происходило через раскулачивание, нужно было убедить объединиться середняков, многие из которых не хотели порывать со своим мелким частным хозяйством. И для раскулаченных, для части середняков это было трагедией, ломкой их привычной жизни, несправедливостью! И юный Александр Зиновьев тогда возненавидел Сталина, ему казалось, что Сталин изменил делу коммунизма, справедливости. Доносчик и сообщил куда следует о протестах против коллективизации, которые высказывал Александр. Лишь опытом всей жизни Александр Зиновьев пришел к настоящему пониманию диалектики развития общества. Обществом социальной справедливости является такое, в котором обеспечены социальные гарантии и права граждан, выработанные на их основе нормы. Они были провозглашены и реализованы в СССР: права на оплачиваемую работу, на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание, на образование, на жилье, на питание, на личную безопасность, на пенсию по старости и инвалидности. В своем последнем труде он писал:“ Общество социальной справедливости было построено фактически. Но одно дело – нормы взятые сами по себе, абстрактно… И другое дело – их реальное осуществление.“ В реальной жизни на основе принципов социальной справедливости возникают новые формы социального, материального неравенства. Скажем, принцип „оплаты по труду“ в зависимости от способностей порождает неравенство людей с разным уровнем оплаты! „На этой основе, – замечает Зиновьев – возникают такие отклонения от самих норм, которые сами становятся нормами жизни… Нормы не действуют автоматически. А за соблюдение их в каждом отдельном случае приходится сражаться“. В строительство социализма были вовлечены десятки миллионов людей со своими личными интересами. И многие из них, в том числе всякое начальство, свои личные интересы противопоставляли общественным. Отсюда те уродства, которые и высмеивал Зиновьев в своих „Зияющих высотах“. Он как-то заметил, что те начальники, которые были прототипами „героев Ибанска“, и предали СССР! Острым критическим умом Александр Зиновьев подмечал всякие отклонения, уродства, выраставшие в нашем обществе социальной справедливости. Но при этом подходил однобоко. Ведь в годы, когда Брежнев возглавлял СССР, в стране происходили грандиозные перемены! Промышленное производство выросло в 6 раз, реальные доходы населения в 3 раза. Строились БАМ, крупнейшие в мире ГЭС – Красноярская, Саяно-Шушенская, ряд других, жилищный фонд вырос на 50%, 80% проживали уже в новых домах. В корне изменилась жизнь колхозников. Реальная жизнь всегда есть единство противоположностей –Добра и Зла. Но даже такой выдающийся мыслитель, как Александр Зиновьев, до поры, до времени, мог отразить лишь одну из сторон! Только тогда, когда рухнул СССР, он смог понять, что потерял наш народ! И произошло „отрицание отрицания“! „Самой идеальной для российских условий – отмечал Александр Зиновьев – была советская система. Это вершина истории…. в конце жизни я утверждаю, что, что действительно советская система была наиболее адекватна российским условиям. Нужно вменять ей в вину не то, что она рухнула. Нужно удивляться, что она выстояла 70 лет истории – и какой истории! Никакая другая бы система не выстояла. Никакая! … Советская система была самой совершенной, самой экономичной и самой эффективной!“

Мне кажется, я не идеализирую Александра Зиновьева. Представляется, что ему была свойственна излишняя самоуверенность, он даже поучал Карла Маркса, отрицал исторический материализм, хотя принципы истмата органично впитались в его мышление, он был нетерпим к любой поповщине. Но привлекает способность Александра Зиновьева мыслить не исходя из цитат, а отталкиваясь от наблюдений, анализа фактов, нетерпимость к любой поповщине.

И свою последнюю книгу – Завещание потомкам – „Русскую трагедию“ он завершает такими словами, в которых вложил основной вывод всей своей жизни: „Я счастлив, что я появился на свете в советское время в России, в это случайное исключение в человеческой истории, во время реализовавшейся социальной утопии. Я счастлив, что прожил в это время лучшую часть жизни…“

Не хочется расставаться с этим Чудо-Богатырем! Обещаю в последующих статьях рассказать, как Александр Зиновьев характеризовал Великую революцию 1917г., строительство социализма, сталинский период, репрессии, причины гибели СССР, возможное будущее человечества.

Феликс Горелик

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru