ПравдаИнформ: Напечатать статью

Крис Хеджес: Закрывая глаза на катастрофическую правду.

Дата: 15.07.2012 15:13

Cultures that endure carve out a protected space for those who question and challenge national myths. Artists, writers, poets, activists, journalists, philosophers, dancers, musicians, actors, directors and renegades must be tolerated if a culture is to be pulled back from disaster.

Люди культуры терпеливо раскрывают белые пятна для тех, кто сомневается и оспаривает национальные мифы. Художники, писатели, поэты, активисты, журналисты, философы, танцоры, музыканты, актеры, режиссеры и инакомыслящие должны смириться с тем, что сама культура отвернулась от катастрофы. Члены этого класса интеллекта и искусства, как правило отвергаются торжествующей академической посредственностью, и одновременно служат пророками. Правящие элиты их игнорируют или ставят на них клеймо подрывных элементов, потому что они не поддерживают коллективное самовосхваление.

Крис Хеджес

Крис Хеджес

Они призывают нас противостоять ложным штампам, которые приводят к разрушениям, если их не разоблачать. Они говорят, что правящие классы лживы и коррумпированы. Они четко раскрывают бессмысленность системы, основанной на идеологии бесконечного разрастания, непрерывной эксплуатации и постоянного расширения. Они предупреждают нас о яде карьеризма и тщетности поиска счастья в накоплении богатства. Они заставляют нас увидеть горькую реальность рабства, законов Джима Кроу, геноцида коренных американцев, репрессий против рабочего класса, злодеяний имперских войн, разрушения экосистемы. Они доказывают, что вера в нашу добродетельность ложна. Они бросают вызов примитивным клише, которые мы используем для описания страны — как страны свободы, самой великой страны в мире, являющейся маяком свободы — раскрывая наши замалчиваемые преступления и невежество. Они дают возможность обрести смысл жизни и способность к преобразованию.

Люди видят только то, что они хотят видеть. Они создают национальные мифы, соединяя исторические события и фантазии. Они игнорируют неприятные факты, которые противоречат самовосхвалению. Они наивно верят в линейный прогресс и в своё национальное превосходство. А всё это – национализм и ложь. И если культура теряет способность к мышлению и откровенности, если она заставляет диссидентские голоса замолчать, если она деградирует до смеси фактов и вымысла, которую Зигмунд Фрейд называл "экраном воспоминаний", то она умирает. Тогда культура отдается во власть внутреннего механизма самообольщения, и начинает войну с прекрасным и истиной. Она перестает быть сакральной. Образование превращается в профессиональное обучение. Мы становимся слепыми. Именно это сейчас и произошло. Мы потерялись в море, и нас накрыла великая буря. Мы не знаем где находимся. Мы не знаем куда идем. И мы не знаем того, что вскоре с нами произойдет.

Психоаналитик Джон Штейнер называет это явление – "закрывание глаз". Он отмечает, что часто у нас есть доступ к адекватному знанию, но потому что оно неприятно и смущает нас, мы игнорируем его, подсознательно или даже сознательно. Он обращается к истории Эдипа, чтобы выразить свою мысль. Он утверждает, что Эдип, Иокаста, Креон и "слепой" Тиресий знали правду о том, что Эдип убил своего отца и женился на матери, как и было предсказано, но они вступили в тайный сговор и игнорировали это. Штейнер пишет, что мы тоже закрываем глаза на угрожающие нам опасности, несмотря на изобилие доказательств, и что если мы радикально не изменим наши отношения друг с другом и миром природы, то катастрофа гарантирована. Штейнер описывает весьма пугающие психологические истины.

Я видел подобный коллективный самообман среди городских элит Сараево и Приштины во время войн в Боснии и Косово. Эти образованные люди решительно отказывались верить в возможность войн, хотя насилие конкурирующих банд уже начало рвать социальную ткань. Ночью была слышна стрельба. Но они были последними, кто "узнал" об этом. И мы точно также обманываем сами себя. Вещественные доказательства национального распада — разрушающаяся инфраструктура, заброшенные фабрики и другие производства, ряды опустошенных складов, закрытые библиотеки, школы, пожарные и почтовые участки — всё это мы видим своими глазами, но фактически, всё это остается невидимым. Стремительное и пугающее разрушение экосистемы: повышение температуры, засухи, наводнения, уничтожение урожаев, ненормальные бури, таяние ледниковых шапок и повышение уровня океана — всё это наталкивается на безучастные "штейнеровские закрытые глаза".

Эдип, в конце пьесы Софокла, ослепляет себя и бродит по окрестностям со своей дочерью Антигоной. Бывший король, он становится чужаком в чужой стране. Он умирает, по словам Антигоны: "в чужой стране, в тоске великой".

Уильям Шекспир в "Короле Лире" обыгрывает ту же тему зрения и слепоты. Зрячие персонажи "Короля Лира" оказываются неспособными видеть. А Глостер с выколотыми глазам, несмотря на слепоту, видит правду. "Дороги нет мне, так не надо глаз", – говорит Глостер после того, как его ослепили. – "Я зрячим спотыкался". Когда Лир прогоняет Корделию, единственную верную дочь, обвиняя её в недостаточной любви, он кричит: "Прочь с глаз моих!" На что Кент отвечает: "Вглядись получше, Лир, и мне позволь мишенью быть для глаз". (пер. Б. Л. Пастернака)

История Лира, как и история Эдипа – о достижении этого внутреннего видения. Речь идет именно о морали и интеллекте, ослепленных эмпиризмом и зрением. Речь идет о понимании того, что человеческое воображение — это проявление вечности, как говорил Уильям Блэйк: "Любовь без воображения – вечная смерть".

Шекспировед Гарольд Годдард писал: "Воображение – не дар для создания иллюзий, а дар, с помощью которого человек воспринимает реальность". "Иллюзия" становится "правдой". "Пусть вера заменит факт", – говорит Старбак в "Моби Дике".


"Только наше абсурдное «научное» предубеждение, что действительность должна быть физической и рациональной, делает для нас невидимой истину", – предупреждал Годдард. Существуют, как писал Шекспир: "вещи, невидимые для взгляда смертных". Но эти вещи не фактические или эмпирические. Их нет в национальных мифах о славе и всемогуществе. Их не отнять силой. Они не приходят через познание или логическое рассуждение. Они не материальны. Они – реальная красота, горе, любовь, поиски смысла жизни, борьба за способность смотреть в лицо своей смерти и правде. И культура, которая игнорирует силу воображения, совершает самоубийство. Она слепа.

Как писал Шекспир (пер. С. Я. Маршака):

"Уж если медь, гранит, земля и море

Не устоят, когда придет им срок,

Как может уцелеть, со смертью споря,

Краса твоя – беспомощный цветок?"


Человеческое воображение — зрение, слабое как цветок, помогающее построить осмысленную жизнь, а не утилитарное существование. И если цветок растоптан, если Шекспира и Софокла больше не считают полезными в эмпирическом мире бизнеса, карьеризма и корпоративной власти, если университеты считают, что Мильтон Фридман и Фридрих Хайек более важны для студентов, чем Вирджиния Вульф и Антон Чехов, то мы становимся варварами. Мы сами подготавливаем своё собственное исчезновение. Студенты — которые лишены мудрости величайших оракулов человеческой цивилизации, призывающих нас не поклоняться самим себе и не становиться на колени перед человеческой жадностью — не могут считаться образованными. Они не могут думать.

Подумать только, мы должны, как призывал Эпикур, "жить незаметно, скрываться и таиться". Мы должны строить стены для защиты от шума толпы. Мы должны погрязнуть в медийной культуре, на идеологию которой не влияют реальные факты, и чьи клише убивают способность мыслить. Мышление – как написала Ханна Арендт, – "беззвучный диалог с самим собой". Однако, по её словам, мышление всегда предполагает условие существования человеческого плюрализма. У него нет утилитарной функции. Мышление не самоцель, и не бессмысленная функция. Оно отличается от логического рассуждения, которое сосредоточено на конечной и опознаваемой цели. Логика и акт познания служат для эффективности системы, включая корпоративную власть, которая в лучшем случае – нравственно нейтральна, а чаще – злобна. Неспособность мыслить, – писала Арендт, – "не слабость тех, кто недостаточно умен, а повсеместное свойство всех людей — ученых, учеников, не исключая всех специалистов умственного труда".


Наша корпоративная культура безжалостно убила наше воображение. Наши электронные устройства вторгаются все глубже и глубже в пространство, раньше зарезервированное для уединения, размышления и личной жизни. Наши СМИ переполнены безвкусицей и абсурдом. Наши системы образования и развлечения презирают науки, которые учат нас видеть. Мы восхваляем примитивные профессионально-технические навыки и смешные вопросы стандартизированных тестов. Мы вытеснили в пустыню тех, кто мог думать, включая многих учителей-гуманитариев. И теперь они не могут найти работу, общественное внимание и право голоса. Мы идем к обрыву за слепцами. Мы ведем войну сами с собой.

Огромная важность мыслителей, – писала Арендт, – очевидна только "в переломные периоды, когда люди больше не верят в стабильность мира и не видят своей роли в нем, и когда вопросы человеческой выживаемости, наиболее важные со времен появления человека, достигают чрезвычайной остроты". Мы особенно нуждаемся в мыслителях и художниках во времена кризиса, – напоминает нам Арендт, – поскольку они придумывают подрывные идеи, которые помогают нам найти новый путь к выживанию.


"Учитель! — повергся он вдруг на колени, — что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" – спрашивал Фёдор Павлович Карамазов cтарца Зосиму в "Братьях Карамазовых". На что старец Зосима ответил:

"Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому. Лгущий себе самому прежде всех и обидеться может. Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, — знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большого удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной…" *

И теперь наша цивилизация столкнулась с проблемой. Мы маршируем к коллективному самоубийству. Корпоративный капитализм убьет нас, если его не остановить. И всё-таки мы отказываемся от этого, потому что мы больше не можем думать и даже слушать тех, кто думает и видит то, что вскоре с нами произойдет. Мы создали механизмы развлечений, чтобы скрыть и замолчать суровые истины: от изменений климата до краха глобализации и до нашего порабощения корпоративной властью — а это означает наше самоуничтожение. Раз мы не можем больше ничего поделать, то мы должны, каждый в отдельности, обратиться к беседам с самим собой и уединению, которые дают возможность начать думать. Лучше быть изгоем и чужаком в своей собственной стране, чем оказаться изгоем в самом себе. Лучше увидеть то, что вскоре произойдет с нами и начать сопротивляться, чем спрятаться за мифы, захватившие страну слепцов.


Источник: «Turning a Blind Eye to Catastrophic Truths».

Автор: Chris Hedges. Американец Крис Хеджес 20 лет проработал иностранным военным корреспондентом в Центральной Америке, Ближнем Востоке, Африке и в Югославии. Он был корреспондентом в 50-ти странах. 15 лет он писал для The Christian Science Monitor, National Public Radio, The Dallas Morning News и The New York Times.

Крис Хеджес очень популярен и уважаем среди левых американских диссидентов, за 10 месяцев Occupy-протестов он много раз выступал на митингах, семинарах и собраниях во многих городах.

* Примечание переводчика. Я конечно наизусть "Братьев Карамазовых" не помню, однако решил поискать точную цитату, и обнаружил, что Крис Хеджес плохо знает русскую классику — перепутал персонажей. По главной ссылке можно увидеть, что он написал. А точная цитата взята отсюда.

Однако, главный смысл этого диалога Крис Хеджес передал верно.

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru