С давних пор, ещё с дореволюционных, капиталистам и иным богатым было выгодно одни народы натравливать на другие. Проще было угнетать всех, при этом недовольство низкими заработками и плохими условиями жизни легко можно было свалить на инородцев, вроде бы захвативших часть «места под солнцем». Самим же купцам, помещикам, капиталистам не надо было в этом случае тратиться на увеличение зарплат и улучшения жизни работников. Тёмные, забитые крестьяне, рабочие с малолетства, гнувшие спину на хозяина от зари до зари, легко верили тому, что они скверно живут из-за инородцев. Ненависть к угнетению, нечеловеческой жизни выливалась в пьяные драки между собой и еврейские погромы. Евреи всегда жили между другими народами, не имея своей родины. В Москве до сих пор есть улицы М. и Б. Грузинская, Армянский пер, Татарская ул. и Еврейская слобода. До революции и теперь среди евреев, как и среди других народностей естественно были и есть люди разных классов. Например, банкиры, ростовщики, хозяева ресторанов, разного рода хозяев промышленных предприятий. Но большинство евреев до революции составляли ремесленники, мелкие служащие, фельдшеры и просто рабочие. Так исторически сложилось, что среди лиц еврейской национальности оказалось много творчески одарённых людей. Ещё до советской власти всем известны были такие художники как Левитан, Врубель, писатели Шалом Алейхм и Станюкович, среди них были артисты, музыканты. Это опять-таки вызывало у части населения зависть и ненависть. Ещё Короленко и Чехов пытались привлечь внимание интеллигенции к борьбе против еврейских погромов, во время которых озверевшая толпа убивала взрослых и грудных с равным энтузиазмом. А по тем людоедским законам убийц даже не наказывали, не сажали в тюрьмы.
В советское время Конституция провозгласила равенство всех наций и народов. Советская власть приучала людей к дружбе между всеми народами.
Но избавиться от «родимых пятен» капитализма очень трудно, а в национальном вопросе особенно. Притом, что погромов, конечно, уже не было после 17 года, но антисемитские разговоры на бытовом уровне продолжались. Правда, они умными людьми пресекались, а на дураков никто не обращал внимания. С расцветом советской власти, росла культура жизни трудового человека, его образование, с улучшением духовных возможностей, всё реже кого-то интересовало, какой национальности тот или иной человек. Людей ценили за работу, знания, таланты. А в этих показателях уважения личности другими гражданами евреи ничуть не уступали любой другой национальности. Вся страна пела песни Дунаевского, и никому не было дела до его еврейства. Вся страна знала Шостаковича, Шварца, Френкеля, Фрадкина, равно как и Прокофьева, Пахмутову, Обухову, Бернеса, Гарина, Бирман, Станиславского, Немировича-Данченко, Раневскую, Жарова, Целиковскую,Фёдорову, Уланову, Плисецкую, Веру и Любовь Орлову, Браьтев Васильевых и сотни других русских, татар, евреев, узбеков , таджиков , украинцев, белорусов и т.д., прекрасно работавших в кино и театрах нашего многонационального искусства. Среди мировых музыкальных звёзд большое число скрипачей, пианистов, певцов и певиц Советской школы, прославивших СССР, были и евреи. В каждой советской республике возникли научные центры, Академии наук, вузы, всевозможные школы научные, педагогические и общеобразовательные. В этих учреждениях работали бок об бок люди всех народностей огромной страны. Удивительными успехами поражали мир наши врачи, космонавты, военные, инженеры, мореплаватели и ещё и ещё можно называть специалистов по разным направлениям развития огромной страны, где ценили всякого знающего, умного деятельного и умелого человека, не интересуясь его национальностью.
Об антисемитизме всерьёз вспомнили во время ВОВ. Фашисты, поставили своей целью уничтожить многие народы, а евреев в первую очередь. Евреев сажали, расстреливали, закапывали живыми в землю. Среди мерзавцев, ставших предателями своей земли, находились нелюди, помогавшие фашистам в их чёрной работе. Фашистам удалось уничтожить огромное число евреев и возродить антисемитизм в СССР. Но им не удалось сломить нашу советскую дружбу народов даже в военное страшное время. Сколько было самоотверженных людей на Украине и в Белоруссии, в Польше и в Прибалтике , укрывавших целые еврейские семьи от немцев.
Кончилась война, с фронта вернулись герои, среди них были защитники Родины всех национальностей, им страна говорила громогласно спасибо за спасение от коричневой чумы. И вот в это время антисемитизм снова поубавился, так как ордена и медали украшали грудь всех солдат не зависимо от их национальной принадлежности. Страна начала своё возрождение из разрухи. Не было ни одной народности, которая не отдавала бы свои силы, труд, ум, знания на возвращение СССР в передовую страну мира. И опять не было желаний и поводов к тому, чтобы какую-то народность презирать. Все жили одной дружной семьёй. Когда есть работа, причём любимая, выбранная смолоду, когда есть крыша над головой, когда ты можешь идти учиться, куда душе угодно, чему завидовать? Какое тебе дело, кто рядом с тобой работает, живёт, учится еврей, татарин, русский? Всем хорошо и это главное! Так прожили после войны ещё более 50 лет. А в проклятые 90-ые прекратила своё существование удивительная цивилизация, имя которой СССР. Вместе с гибелью страны из всех щелей полезли в прямом и переносном смысле гниль, мерзость, зависть, алчность и всё худшее, что есть в человеке. Вылез и национализм. Теперь в своих бедах каждая, отделившаяся республика, винила некоренные народности данной «страны». Где-то изгоями стали русские, где-то грузины, где-то таджики и узбеки и везде вспомнили о евреях, которые стали виноваты во всём.
Для меня человека и коммуниста, исповедующего пролетарский интернационализм не пустые слова : «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» Именно поэтому мне стыдно и противно, когда даже на наших «красных» митингах, шествиях и прочих мероприятиях уличных и под крышей, я слышу антисемитские речи. Когда на евреев взваливают все беды трудового человека современной России прохожие на Ярославском вокзале, где мы проводим пикет, мне неприятно, но я стараюсь объяснить прохожему, что винить надо капитализм, а не какую-то народность. Но когда это же надо объяснять людям, называющим себя коммунистами, мне хочется крикнуть: «Вон из партии! Ты не имеешь право называть себя коммунистом, пока в тебе сидит пещерный антисемит!» Есть среди коммунистов вроде и не антисемиты, но с удовольствием рассказывающие антисемитские анекдоты. Я категорически против таких развлечений. Некогда «армянское радио» и анекдоты про чукчу проложили путь к развалу дружбы народов, эти еврейские анекдоты и сегодня подливают масла в разъединение наций.
Я уверена, как только народы разрушенного СССР всерьёз задумаются о том, что жить надо при социализме, а капитализм - это тупик для всех национальностей, все народы многонациональной страны найдут путь к объединению и забудут межнациональные распри, включая антисемитизм. Вопрос, увы, в том, когда это произойдёт. Но мне кажется, что объединять народы станет всё-таки Россия. История уже знает такой пример.
Ханутина
|