Открытие Америки продолжается
Ответы Тулаева П. В. на вопросы 1-го канала российского ТВ для документального фильма “Латиноамериканская цивилизация”
Павел Владимирович, скажите, прибытие европейцев на американский континент было открытием или сокрытием Америки? Или это была встреча двух цивилизаций?
Прежде всего, я хочу поблагодарить авторов фильма и организаторов нашей сегодняшней беседы, потому что значение Латинской Америки в современном мире весьма ощутимо, и со временем оно будет возрастать. В связи с этим возникает необходимость глубже понять особенности и закономерности развития латиноамериканской цивилизации, называемой также «Ибероамериканской».
Что можно считать «открытием Америки»? Даже любому школьнику известно, что оно началось не в 1492 году, не во время трансатлантической экспедиции Христофора Колумба. Викинги, называемые по-русски варягами, достигли берегов северной части западного континента значительно раньше, в конце первого тысячелетия нашей эры. Одно из их поселений назывались «Виндланд», то есть земля вендов, а венды/венеты – это предки славян.
Надо знать также, что Берингов пролив, разделяющий Евразию и Америку, дважды в истории Земли был перешейком, то есть сухопутным мостом по которому мигрировали монголоидные племена. Правда, это было очень давно, десятки тысяч лет тому назад. Археологи и генетики доказали, что северные индейцы родственны древнейшей алтайской расе. Этот факт знал русский художник и востоковед Николай Рерих, совершивший в начале XX века археологическую экспедицию в Мексику. Он нашёл там подтверждения упомянутой гипотезе.
Историкам хорошо известно и то, что мореплаватель Колумб искал пути не в Америку, а в Индию. На картах доколумбовой эпохи не было западного континента, а островной архипелаг назывался Las Indias, то есть речь шла об островах Великой Индии. И даже когда испанцы вступили на берег нынешней Кубы, стали осваивать западный континент в целом, он по-прежнему назывался «Индиями», а у англосаксов – Вест Индией. Понятие «Америка», происходящее от имени флорентийского путешественника Америго Веспуччи, современника XV века, это сугубо символическое, условное название.
Таким образом, каждый раз «открывалась» только часть Нового Света, который, в действительности был очень старым, древним и по-своему цивилизованным. Архаичные культуры майя, ацтеков, кечуа, мочика, – всё это изучено современной наукой, но когда-то было сокрыто от умов европейцев. Процесс христианской колонизации занял несколько столетий.
Обречены ли были индейские цивилизации в своем противостоянии с конкистадорами?
Индейские цивилизации долго существовали и после прихода европейцев на западный континент. Конечно, их быт постепенно менялся под влиянием европейских технологий, но многие обычаи сохранялись даже в резервациях, то есть землях, оставленных колонизаторами для коренного населения. Антиколониальные войны продолжались до XIX века: от массовых восстаний по главе с Тупаком Амару на Юге до локальных конфликтов между «белыми» и «красными» в Северной Америке. Кто не читал романы Фенимора Купера «Последний из могикан», «Следопыт», «Пионеры»? Или вспомните фильмы про ковбоев, отстреливавшихся с железнодорожных вагонов от индейских конных атак.
С технологической точки зрения, европейцы стояли на уровень выше американских индейцев. Какая может быть конкуренция между луком со стрелами и огнестрельным оружием? Некоторые из нынешних потомков «краснокожих» интегрированы в современное общество, занимают важные должности и влиятельные посты. А индейцы, с которыми мне довелось общался в США, это обыкновенные «американцы», одевающие национальную одежду перед входом в сувенирный магазин, где они продают туристам свои самобытные изделия, типа головного убора из перьев.
В Южной Америке есть многочисленные общины, сохраняющие исконные обычаи. У них есть свои историки и идеологи, мечтающие о возрождении индейской цивилизации в новых условиях.
Насколько важны для России исторические уроки Латинской Америки? Многие наши великие люди сочувствовали Боливару, Сукре, Сан-Мартину и другим апостолам независимости? Как Вы полагаете, почему?
Когда мы начинаем говорить об исторических связях России и западного континента, нужно прежде всего вспомнить героические страницы «открытия Америки» русскими первопроходцами: Дежнёвым, Чириковым, Берингом и другими в после петровскую эпоху. Это о них и об их последователях писал знаменитые строки Ломоносов:
«Коломбы росские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на Восток,
И наша досигнёт в Америку держава».
«Русская Америка» – это не миф, а историческая реальность. За 100 лет колонизации русскими поселенцами были основаны 60 поселений с общей численностью около 10 тысяч человек. Региональной столицей был город Ново-Архангельск на острове Ситка. Все знают про то, что Александр II продал в 1867 году русскую Аляску западным толстосумам за копейки по сравнению с нынешними ценами на землю. А ведь российские освоенные земли включали также многочисленные острова Алеутской гряды. Владения Русско-американской компании доходили до Калифорнии, где по сей день сохранился Форт-Росс, ставший туристическим объектом.
Там проходила граница между Российской и Испанской империями. Столкновение двух великих держав в колониальной Америке привело к переписке между мадридским и петербургским дворами, которая завершилась письмом Фердинанда II с уступкой Екатерине II земель, занятых русскими поселенцами. Укреплению дружественных отношений между двумя странами способствовала Декларация России 1780 года о вооруженном нейтралитете, направленная на сдерживание Англии, давнего конкурента Испании.
Все империи расширяются и укрепляются с помощью колониальной политики, и Россия в данном случае не исключение. Великие князья и цари искали союзников или партнёров, прежде всего, среди себе подобных. Вспомните пример, Священного Союза трёх императоров, который играл так называемый «европейский концерт».
Латиноамериканским революционерам и антиимпериалистам сочувствовали в России такие же революционеры и демократы, типа Герцена или Чернышевского. Хотя известны и случаи военно-тактического и геополитического союза между монархами и демократическими вождями.
Так, Франсиско де Миранда, известный идеолог войны за независимость испанских колоний, нашёл понимание и покровительство царского двора. В конце XVIII века он встречался с князем Г. А. Потемкиным, великим полководцем А. В. Суворовым, другими высшими чинами Империи. Сохранились письма Ф. де Миранды к Екатерине II. Речь в них шла об ослаблении английской и испанской мощи, наших геополитических конкурентов за океаном.
США долгое время очень вольно вели себя в Латинской Америке, вмешивались военной силой, насаждали одиозные диктатуры. Это результат холодной войны? Борьба с коммунизмом? Почему они ушли, эти диктатуры?
Действительно, США всегда вели себя вольно и агрессивно на западном континенте. Общеизвестна так называемая «доктрина Монро», обосновывающая принципы панамериканизма под эгидой англосаксов, которых местные индейцы называют «янки». Стремление контролировать земли индейцев, бывшие испанские колонии, стратегически важный панамский канал и т.д., – всё это закономерности неоимпериализма. В его основе лежат экономические и военные интересы, а не идеологическая борьба с коммунизмом, хотя Кубинская революция, конечно, заставила янки учесть роль интернационального учения Маркса и Ленина.
Военные диктаторы типа Сомосы или Пиночета – проводники консервативной модели государственности, создающей для янки режим благоприятствования. Они не долговечны, потому что не выдерживают народного сопротивления, приобретающего самые различные формы: от демократических выборов до партизанской войны.
Однако диктатуры могут быть и левого, демократического толка. Таким режимом была власть генерала Хуана Веласко Альварадо в Перу, обратившегося в своей идеологической программе к наследию индейской империи Тауантинсуйю. Такие режимы нежелательны для США, и янки стремятся их свергнуть, заменить на подконтрольные, марионеточное правительства.
Другими словами, диктАторы уходят, а диктатУры остаются, меняя свои формы и логунги.
Как важны для Латинской Америки США? Они пример для подражания? Сюзерен? Старший брат? Латиноамериканцы продолжают противостоять США или ныне это больше сотрудничество?
США был и пока остаётся одним из экономических гигантов, ведущих лидеров современной технократической цивилизации. Даже таким мощным государствам, как Бразилия и Мексика, трудно конкурировать с США по многим парламентам. Образ комфортной жизни по современным стандартам очень привлекателен для латиноамериканских соседей. Бедные индейцы, мулаты и метисы живут в переполненных мегаполисах, часто даже в трущобах, но они тоже мечтают иметь свой дом, свою землю, достойную оплату за труд. Вот почему поток мигрантов из южной Америки в северную не иссякает. Люди голосуют не избирательными бюллетенями, а ногами. Идут на большой риск, лишь бы добраться до места, где они будут жить в человеческих условиях.
Когда Латинская Америка встала на путь капиталистического развития, во многих странах сформировалась так называемая «компрадорская буржуазия». Она активно сотрудничала с более мощными транснациональными корпорациями (ТНК) и получала соответствующую прибыль. Уровень жизни таких нуворишей значительно выше, чем у рабочего класса или крестьян-индейцев. Компрадорская буржуазия всегда идёт в фарватере у экономических лидеров. Она стрижёт купоны от внедрения западных технологий и продажи новейших моделей машин, компьютеров, мобильной связи и т.д.
США для значительной части латиноамериканской буржуазии, действительно, что-то вроде «старшего брата», но это не значит, что они разделяют все принципы стратегии янки, их культуру. Не забывайте о том, что большинство ибероамериканцев – христиане-католики; по своим взглядам они значительно отличаются от протестантов англосаксов. Среди местных промышленников и торговцев много патриотов, сторонников национального пути развития. Именно они составили в Аргентине электоральную базу генерала Хуана Перона и его преемницы – Евы Перон.
Че Гевара назвал США «злейшим врагом всего человечества»! Актуально ли это определение?
Упоминание выдающегося революционера Эрнесто Че Гевары, родившегося в Аргентине, здесь уместно, однако приведённая Вами цитата требует комментария.
Соратник Фиделя Кастро, заслуживший почётный титул «героического партизана», не был первым, кто увидел в США источник зла. Широко известны знаменитые слова Хосе Марти, великого революционера-демократа: «Я жил в чреве чудовища и знаю его повадки. В моих руках праща Давида».
Весьма нелестно отзывался о столице США гениальный испанский поэт Федерико Гарсия Лорка в своём произведении «Поэт в Нью-Йорке». Холодные небоскребы с однообразной геометрией, кровавый рассвет и бешеный ритм города вызвали у него страшную тоску: «У зари над Нью-Йорком ступени безвыходных лестниц, где в пыли она ищет печальный рисунок фиалки. Восходит заря, но ничьих она губ не затеплит — немыслимо завтра и некуда деться надежде. Голодные деньги порой прошумят над бульваром, спеша расклевать позабытого в парке ребенка».
Эти строки Гарсия Лорки весьма созвучны со стихотворением народного русского поэта Сергея Есенина о капиталистической Америке:
Если хочешь здесь душу выржать,
То сочтут: или глуп, или пьян.
Вот она — мировая биржа,
Вот они – подлецы всех стран.
Эти люди – гнилая рыба,
Вся Америка – жадная пасть.
Но Россия – вот это глыба!
Лишь бы только — Советская власть.»
Актуальны ли сегодня приведённые стихи? Судите сами. США по-прежнему остаются лидером капиталистической цивилизации во главе с НАТО, проводят империалистическую, агрессивную политику и организуют войны. Их цель установление «нового мирового порядка», где янки будут выполнять роль жандарма с помощью своих вассалов.
Какое значение для сегодняшнего дня имеет кубинская революция? Или это «уходящая натура»?
Кубинская революция – великое событие XX века, открывшее новую эпоху в истории национально-освободительных войн. Победоносное восстание народа под самым носом у янки! Первая социалистическая революции на западном континенте, ставшая примером для других стран. Она воспитала целое поколение революционеров-демократов, пробудила романтиков левого толка и освежила веру в социализм. У нас, в СССР, миллионы людей испытывали огромную симпатию к молодым «барбудос» (бородачам), отстоявшим с автоматами в руках своё право на свободу.
Куба — любовь моя!
Остров зари багровой…
Песня летит, над планетой звеня:
«Куба — любовь моя!»
Эти строки из популярной песни 1960-х годов отражают общее настроение советского народа. Именно появление «Острова Свободы» в Карибском море стала толчком к созданию Института Латинской Америки АН СССР, где мне довелось учиться и работать 10 лет.
Между прочим, замечу, что Фидель Кастро и Че Гевара были завербованы нашим профессиональным разведчиком Николаем Сергеевичем Леоновым, который потом стал одним из руководителей КГБ.
Если говорить не об идеологической, а об экономической стороне вопроса, то Кубинская революция принесла не только большие достижения, но и проблемы. Яркие успехи в области образования, культуры, медицины, военного дела сочетаются с бедностью населения, относительно низким уровнем жизни, что вызвало отток эмигрантов-беженцев в соседние США.
С военно-стратегической точки зрения Куба – это наш форпост в западном полушарии, идеальная база для морского флота, подводных лодок и ракетных войск. Куба – острый нож в брюхо империализма янки.
Есть ли будущее у кубинской модели социализма? Трудно предвидеть. Что-то существенное остаётся, что-то уходит со временем. Всё в этом мире меняется. Наша России сегодня это не СССР времён Хрущёва, эпохи построения коммунистического общества. В любом случае надо сохранить традиционно дружественные отношения между нашими странами.
Кто из фигур латиноамериканской истории вышел за рамки субконтинента? Какая фигура деятелей латиноамериканской истории приобрела планетарное значение? Боливар? Че Гевара? Хосе Марти? Фидель? Кого бы Вы выделили?
Все перечисленные имена мы уже упоминали. Но давайте теперь оценим их роль, с точки зрения всемирной истории.
Симон Боливар – величественная фигурой континентального масштаба. Он был высокообразованным человеком, знатоком античной и современной ему литературы; выдающимся мыслителем, законодателем, полководцем, реформатором, политиком, блестящим публицистом и оратором. Основатель Колумбии, идеолог и руководитель борьбы испанских колоний за независимость, получил за свои заслуги титул Освободителя.
Идеалы Освободителя стремится воплотить в жизнь наш современник Уго Чавес. Разочаровавшись в западной партийной системе, он основал в начале 1980-х годов Революционное боливарианское движение. Став лидером Единой социалистической партии Венесуэлы и президентом Венесуэлы, он принял новую конституцию и стал проводить реформы в духе боливарианской революции.
Хосе Марти завершил эпоху национально-освободительных войн в конце XIX века. Однако он был не только выдающимся политиком, основателем Кубинской революционной партии, но также ярким поэтом и писателем. «Апостол Независимости» прошёл продолжительный и плодотворный творческий путь: от издателя детского, воспитательного журнала «Золотой возраст» до популярного публициста нескольких испаноязычных газет и основателя народно-патриотической газеты «La Patria Libre» (Свободная Родина). Марти – один из основателей течения модернизма в литераторе. Даже гениальный поэт Рубен Дарио считал его своим учителем в этом жанре. Кроме того, Марти был убеждённым и страстным русофилом. Он автор нескольких блестящих эссе о Верещагине, Пушкине, Тургеневе.
Фидель Кастро – крупнейший революционер в Латинской Америке XX века. Его влияние на формирование социалистических партий и движений на континенте – огромное. Вместе с тем, Фидель неоднократно выступал и в качестве лидера стран Третьего мира. Он наладил диалог христиан и коммунистов. Не на словах, а на деле поддержал национально-освободительные силы в Африке. Никогда не забуду слова Фиделя Кастро о революции в Ибероамерике, состоящей из 20 стран, которые населяют около 500 миллионов человек: «Hoy día la Revolución habla español».
Героический партизан Эрнесто Че Гевара, близкий соратник Фиделя Кастро, один из главных лидеров Кубинской революции, – это живая легенда, которая перешагнула через атлантический океан на другие континенты. Общеизвестна партизанская эпопея Че в Боливии. Она закончилась трагически, потому что маленький отряд Дон-Кихота XX века переоценил свои силы, не смог поднять на восстание крестьянскую массу и оказался беспомощным перед ЦРУ и авиацией США. Однако, лозунг Че Гевары «Два, три, много Вьетнамов» ещё долгое время вдохновлял революционеров всех стран.
Победа партизанского движения в Никарагуа – тому красноречивый пример. Эта революция начала 1980-х годов совпала по времени с моей юностью и, вдохновлённый романтизмом данного события, я написал не одно стихотворение в честь героев-освободителей. Вот несколько строк из моей песни тех лет:
Я сегодня видел сон, но это был не сон.
Партизаны из Никарагуа выгнали Сомосу вон.
Как же мне не удивляться, как руками не развести,
Там партизанам по 12, вождям чуть больше 20-ти.
Руки подняли автомат, на нём черно-красный флаг,
Он привёл народ к победе, нет теперь пути назад.
Когда народ един, он непобедим.
Когда народ вооружен, он не будет поражён.
El pueblo unido jamás será vencido,
El pueblo armado jamás será derrotado.
На политическую авансцену сегодня выходят индейские лидеры. Это знамение времени?
Да, это закономерность, подготовленная всей предыдущей историей континента. Индейское движение имеет глубокие этнические корни и всегда было влиятельным, особенно в Испанской Америке.
Между прочим, замечу, что Бразилия, где в городах преобладают метисы и креолы, а в сельве – негроидное население, говорят преимущественно на португальском языке. Языки коренных индейских племён, таких как кечуа, аймара, мочика, до сих пор сохраняются, хотя, конечно, не могут конкурировать с испанским или английским.
Мне посчастливилось работать вместе с такими выдающимися специалистами, как Ю. А. Зубрицкий и Т. В. Гончарова. Они досконально изучили автохтонную культуру индейцев, их архаичную мифологию и идеологию современного индеанизма. Здесь речь идёт о многовековом наследии древнейшей «красной расы», имеющей отношение к легендарной «Атлантиде». Крупнейший исследователь авторитарных режимов в Латинской Америке – А. Ф. Шульговский, мой научный руководитель в аспирантуре, изучил влияние индеанизма на национальные и региональные военные доктрины.
В современных условиях невозможно возвращение к великим индейским цивилизациям типа Теночтитлан, но включение отдельных элементов архаичной культуры в цивилизацию XXI века – это реальность.
Что для России нынешняя Латинская Америка? Как мы можем сотрудничать? Не будет ли мешать наш традиционный европоцентризм?
Нынешняя доктрина международной политики России основывается на принципе полицентризма. Она исходит из того, что каждый из народов имеет право на взаимодействие с другими и противостоит империалистической стратегии «нового мирового порядка», западной доктрине «золотого миллиарда». В этом смысле страны Латинской Америки такие же равноправные партнеры России, как, например, Китай или Индия. Аббревиатура экономического и политического союза «БРИКС» начинается с буквы «Б», указывающей на Бразилию. Сейчас этот союз быстро развивается растёт, рассматривает возможность принятия новых членов.
В Испанской Америке у нас очень хорошие отношения с такими странами как Куба, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Уругвай. Формы сотрудничества имеют свои частные особенности и меняются в зависимости от конъюнктуры рынка. Мы экспортируем техническое и энергетическое оборудование, приборы, удобрения, дизельное топливо, металлы, трубы, трактора и т.д., а покупаем у латиноамериканцев фрукты, орехи, мясо, вина, кофе, специи. Этот список весьма приблизительный, но он показывает общие закономерности экономического взаимодействия.
Культурный взаимообмен – это особая тема, которую тоже следует учитывать. В южной Америке мире быстро растёт роль русского языка как средства международного общения, а латиноамериканская музыка вошла в быт россиян. Она звучит на концертах и в дискотеках, на конкурсах спортивных танцев и в детских учреждениях.
Европоцентризм был временным явлением, связанным с геополитическими играми, стратегией таких стран, как Германия, Франция, Италия. Россия всегда была заинтересована в углубленном сотрудничестве со славянскими странами: Белоруссией, Украиной, Сербией, Чехией, Словакией и т.д. Однако агрессивная политика НАТО умышленно сломала континентальную ось Евро-России. Нынешняя Украина – это линия разлома, буферная зона, огненный клин, вбитый между европейской частью России и Восточной Европой. Евразийская политика помогла сохранить нам традиционные связи в Средней Азии и на Востоке. Однако не надо забывать, что там есть свои лидеры: Китай, Индия, Иран, Турция.
Сотрудничество со странами Латинской Америки создаёт возможность диверсификации международных отношений, выход за пределы «континентализма». Ведь Русь изначально была речной, а не сухопутной державой, она сложилась на водном пути «их варягов в греки», соединив цивилизации Балтики и Черноморья. Сегодня мы великая морская держава с мощнейшим северным флотом, защищаем наши интересы в Тихом океане. Современный флот, авиация и космические силы позволяют нам быть ближе к Латинской Америке, а интернет, вообще, преодолевает все границы. Не смотря на санкции Запада, вы можете поехать отдыхать на Кубу или в Бразилию, посетить древнюю Мексику или индейские страны в горных Андах.
Мир становится всё теснее. Люди на Земле давно уже чувствуют себя единой семьёй народов, несмотря на расовые и этнические различия. Войны остаются реальностью, но стремление к миру, сотрудничеству и гармонии тоже неистребимо.
Благодарю за внимание и желаю всем народам счастья!
Павел Владимирович Тулаев
ateney.ru – "ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ"
(10.08.2023)
8 августа 2023 года.
|