Переселенцы-староверы из Уругвая осваивают амурские земли
www.vesti.ru/doc.html?id=2873262
(3 апреля 2017, 11:57)
В деревню под Свободным, которую начали строить староверы из Уругвая, собираются переехать и другие представители заграничной общины. Президент Владимир Путин в ходе беседы со старообрядческим митрополитом Корнилием отметил, что власти способствуют возвращению соотечественников в Россию. Тем временем в Амурской области уже готовы помочь переселенцам с оформлением документов и выделением земли.
Мобильным телефоном староверам пользоваться грешно. Родственникам в уругвайскую деревню Трефена пишет письмо. Там с нетерпением ждут весточки от семьи, которая в Россию уехала еще 9 лет назад. И теперь Реутовы, Фефеловы, Килины из бывшей дальневосточной общины, исколесившие пол земного шара, — граждане нашей страны.
"Не ёкало, а просто чуть не заорала! Знали бы, как мы летели в Россию, как я в нее хотела! Мы получали с гражданством русские буквари. Вот, что нас повлекло. Там все по-русски, все красиво так написано. Ну когда мы-то будем в России? То китайцы, то испанцы… хоть ты как, они не к сердцу, и все!" — говорит переселенец-старовер Татьяна Килина.
Староверы пробовали пустить корни в Белгороде и Приморье — не получилось. Амурская земля, говорит Федор Савельевич, оказалась куда гостеприимнее. У главы семейства 100 внуков и правнуков — большинство (в отличие от него самого, рожденного в Китае) на свет появились в наших краях. "Мы только приехали, сразу почувствовали себя дома. Так нам понравилось. А зима — это для нас очень хорошо! Чистый воздух, ни комара, ни мошечки", — говорит Федор Килин.
В земле эти люди пока не нуждаются. На первые полторы тысячи гектаров расщедрился местный бизнесмен. Если понадобится расширяться, будут оформлять наделы в аренду — в сотню раз дешевле, чем платили за участки в Уругвае.
Поселение староверов появилось недалеко от Свободного примерно год назад. Пока здесь обосновались пять семей, для каждой мужчины своими руками построили дома, распахали огороды. За год успели собрать хороший урожай овощей, кукурузы. Земля, говорят староверы, в Амурской области плодороднее, чем в Уругвае. А здесь она к тому же еще и своя.
Сейчас переселенцы оформляют крестьянско-фермерское хозяйство и собираются побороться за гранты для амурских аграриев. Как веками раньше, готовят и продают творог, сыр, сгущенку, свежие молоко, яйцо.
Ольга, которая корову доит с семи лет, передает навыки дочерям и сыну. Она уверена: другого образования и не нужно. Фермеры, которые успели пожить в Уругвае, Бразилии и Аргентине, США и Канаде, говорят на четырех языках и не хуже дипломированного агронома разбираются в сельском хозяйстве. Такие умельцы здесь нужны, уверен пригласивший староверов в муниципалитет Роберт Каминский.
"Население Амурской области тает на 0,5-1% в год — это очень много. Поэтому у нас освобождаются деревни, освобождаются большие просторы. Переезжать особенно молодежь хочет. Людям старшего возраста — сложно, а женатые молодые люди — им трудно там устроиться, уже все места, скажем так, заняты. Они когда приезжают и видят, сколько здесь пустой земли, они просто, честно говоря, балдеют", – говорит экс-мэр Свободного Роберт Каминский.
Правда, пока процесс заселения пустующих земель тормозят сложности миграционного законодательства. В этом году в Амурскую область приехала еще одна семья из Южной Америки — Киликия и Иннокентий Килины. Девушка сейчас в областном перинатальном центре, она вот-вот родит пятого ребенка — малыш будет гражданином Уругвая. Супруги за несколько месяцев так и не смогли получить гражданство. Но всей душой чувствуют — они дома.
Русские староверы из Америки возвращаются на дальневосточные гектары
www.vesti.ru/doc.html?id=2884487
(3 мая 2017, 21:08)
Русские старообрядцы из Латинской Америки стали возвращаться в Россию. Такая возможность, спустя десятилетия скитаний по другим странам, появилась благодаря программе "Дальневосточный гектар". Уже несколько семей осваивают бесплатно полученные земли и развивают фермерское хозяйство. Местные власти несказанно рады таким новоселам и тем, кто только собирается вернуться на родину, окажут необходимую поддержку.
Анфиса хлопочет на кухне, попутно разговаривая по мобильному. Обычная история для современных хозяек. Только вот одета девушка в платок и сарафан до пят, а румяные буханки хлеба достает из печи. Анфиса — из общины старообрядцев. Так что и телефон, и стиральная машина для нее вообще-то под запретом. Как и любая бытовая техника.
"Можно, но грех. Дедушка ругается, конечно, Интернета чтобы не было. Как Интернетом не пользоваться? У нас все за границей, с ними как-то переписываешься", — поясняет Анфиса Фефилова.
"Чтобы с родственниками общаться — да", — подтверждает девушка.
Семья из 14 человек только-только переехала в Амурскую область из Уругвая. Как только старообрядцы узнали, что на Дальнем Востоке дают землю, решили — пора возвращаться на Родину.
Новая деревня староверов пока что без названия. Она всего в три дома. Здесь обосновалась одна большая семья, активно осваивает территорию. Они готовы принять других родственников из далекой Южной Америки.
Сомбреро и пара фотографий на память — по ургувайским пальмам и знойному климату они не скучают.
"Зима — это для нас очень хорошо. Чистый воздух, ни комара, ни мошки", — поясняет глава общины старообрядцев Федор Килин.
"Ты бы знала, как мы летели в Россию, как мы в нее хотели, — подчеркивает Татьяна Килина. — То китайцы, то испанцы. Хоть ты как, они не к сердцу — и все, хоть ты как!"
Татьяна Килина немного знает китайский, говорит по-испански и по-португальски. Религиозные гонения вынудили старообрядцев скитаться по странам и континентам почти весь XX век. В Уругвае женщина прожила больше сорока лет. На чужбине жили на деньги, которые удавалось выручить от продажи домашнего сыра, творога, яиц и хлеба.
"Русские вполовину больше берут. Испанцам — надо ему продать, надо объяснить, что как стряпать. Они ничего не знают. Объяснишь, тогда начинают покупать, а иначе он не будет брать", — рассказывает Татьяна.
На амурской земле староверы собираются заниматься все тем же — возделывать землю, растить картошку, пшеницу, овес, разводить скот и птицу. Все навыки передаются из поколения в поколение, а вот в школу детей отдавать не принято — грамоте учат по церковным книгам, написанным на старославянском.
"Нас дома учили читать-писать, решать немножко знаем, считать, всякие-разные другие — нет. Я начала доить корову, мне было 7 лет. С семи лет все и дою, мне уже 44", — рассказывает Ольга Реутова.
Сыну Ольги Левкию исполнилось 18 лет — пора подыскивать невесту. На другом континенте женились и на бразильянках, которые принимали уклад жизни старообрядцев.
"Если перейдет в мою веру, тогда могу жениться. Так здесь есть христианские, наши то есть", — поясняет Левкий Реутов.
Пока женщины заняты в коровнике или сидят над пяльцами с вышивкой, мужчины работают на земле. Говорят, уругвайские угодья не уступают по плодородности, но обходятся слишком дорого.
"Там тоже несладко жить. Аренду они платят — 200-300 долларов за гектар, а здесь — 2-3 доллара. Есть ведь разница? На аренду там приходится работать. Хочу работать, а никакой выгоды нет", — сокрушается глава общины старообрядцев Федор Килин.
Но и в России у старообрядцев пока не все гладко: проблемы с оформлением документов и недостаток средств на первое время. Килины уже пытались обосноваться в Приморье — не вышло.
"Нам надо гражданство, земли и какую-нибудь технику. Ну, какой-нибудь старенький, чтобы начать работать. В лизинг или как", — поясняет Килин.
Сейчас им готовы помочь на самом высоком уровне — в стране создают службу адаптации для староверов. Там пошагово объяснят, как получить российский паспорт или, например, взять трактор в аренду. Или как обратиться к ветеринару, корова Настя не доится второй день и отказывается от еды.
– Одна она кормилица у вас?
"Дойная одна. Если ее не станет, то проблема будет", — соглашается Настя.
Дает корове марганцовку. Корова не хочет, значит, не отравленная, поясняет женщина.
Если примет амурская земля, получится крепкое хозяйство, то по проторенной Килиными дороге в Россию вернутся и другие старообрядцы.
Кадры из документального фильма Александра Рогаткина "Американская сказка бабки Степаниды". Пока что родню можно увидеть лишь на экране. Мирской ноутбук в жилище староверов, опять же, под запретом. Но чего не сделаешь, чтобы убедиться, что под уругвайским солнцем с близкими все в порядке?
Староверы возвращаются из Боливии в русскую глубинку
|