Евгений БАЗАРОВ | 27.08.2017
Продолжающееся на Украине бешенство революционных городских люмпенов и селюков, проникших даже в парламент и засевших в министерских креслах, обязательно должно было найти свое отражение в так называемой культурной жизни территории, объявленной Европой безвизовой.
Так оно и случилось. Признаком «культурного» человека стало отрицание Русского мира, умение и решимость петь матерные частушки о Путине, помощь «героям АТО» и отказ от творческих поездок и гастролей в Россию и Крым. Люди вроде Пояркова, Роговцевой, Скрыпки, Горбунова, Забужко объявлялись национальной гордостью, а их творчество превозносилось до небес.
Но это, так сказать, первые эшелоны культуртрегеров, засевших в Киеве и Львове, а творцов и богемных рекрутов на Украине завались. В каждом райцентре. И амбиции у них ничуть не уступают столичным. Как и вкусы. Точнее то, что должно означать вкус.
Для демонстрации региональных культурных элит проводятся многочисленные творческие фестивали, конкурсы и мероприятия, которые за неимением синонимов в украинской мове зачастую неуместно именуют «биеннале».
Но если в Киеве, обросшем бюргерским брюшком снобизма, уровень этих мероприятий бывает вполне приличным, то в регионах эксперименты оборачиваются пошлостью и посмешищем.
Как, например, случилось с очередным одесским кинофестивалем (ОМКФ-2017), главным сюрпризом которого было отсутствие украинской мовы даже на указателях и нормальной украинской культуры в программе.
Конечно, нашлись деньги на западных звезд, но карикатурности ради в Одессу затащили Лию Ахеджакову, которая гармонично смотрелась в компании министра-ксенофоба Нищука и шоу-группы «Маски», давно и плодотворно развлекающей атошников.
А кому еще интересно кривляние фриков-пенсионеров вроде Барского и Делиева?
Разумеется, не обошлось без политики.
Так, некая актриса Римма Зюбина, которую и на Украине знают лишь крутые эксперты как чемпионку по ролям в фильмах, снятых на мобильный телефон, оделась в платье-плакат от постоянного дизайнера актрисы Гоши Альтшуллера, который содержал принт #FreeSentsov. Как говорится, навела на себя лупу общественного внимания.
Появление же на красной дорожке фестиваля никому не известных людей в нелепых (по-моему, одного размера) нарядах стало предметом недельных насмешек всех, кто обладает чувством юмора, невзирая на политические взгляды и религиозные убеждения.
Но это – реально крупное событие, в которое вкладывались деньги государства и олигархов, таких как Тигипко.
* * *
Менее значимые события, хотя и не уступают в пафосе, но выглядят просто карнавалом, торжеством сельской самодеятельности, которую приглашенные за деньги или выпивку «аналитики и эксперты» называют творческими находками.
Нация, упорно пробирающаяся в Европу, верит, что эти выставки безвкусицы и есть приобщение к еврокультуре. Особенно это видно на всевозможных конкурсах красоты и парадах невест и разнообразных областных балах, о которых наперебой пишут таблоиды.
По факту это выглядит наглядной рекламой тернопольского мясокомбината, выставкой достижений местной пластической хирургии и результатов скрещивания…
Однако от желания стать европейцами не убежишь. И «лучшие люди городов и сел» стекаются на карикатурные балы и приемы. В той же Одессе местный бал целесообразно проводить как часть Юморины.
Здесь не только собираются люди с хроническим расстройством вкуса, здесь посвящают в рыцари считающийся городским сумасшедшим князь Цицак и некая княгиня Чарторыйская с повадками торговки с Привоза. И все это на фоне буйства фантазий дизайнеров с дипломами культпросветучилища и десятков мачо местного масштаба.
Европу строят и прямо в центре Киева, где проводят богемные фестивали гольфа для богатых дам, над чьими фотографиями после ржет весь Киев, вплоть до Фастова и Василькова.
Музыкальные фестивали также превращаются не столько в праздник музыки, сколько в шоу шовинистов либо в массовую пьянку. А, например, знаменитый рок-фестиваль «Бандерштадт», уже давно проходящий в Луцке, объединяет обе категории. Дошло до того, что местные жители уже требуют вывести нетрезвых национал-горлопанов и их фанатов подальше от населенных пунктов.
Даже фольклорные фестивали, ставшие традиционными еще с «тоталитарных» советских времен, при которых, по новым понятиям, «гнобилось и уничтожалось все украинское», сознательно убивают культурой «под Европу».
* * *
21 августа закончился фестиваль гончарства, который проводится на Полтавщине в селе Опошня, что недалеко от Диканьки.
Село уже давно перестало быть центром гончарства, несмотря на все отчаянные попытки одиночек сохранить былой статус Опошни. В силу нынешних социально-политических обстоятельств даже находящийся здесь уникальный Коллегиум искусств превращается в банальную школу рисования и лепки, а местные гончары делают не раритеты, а гонят ширпотреб для туристов.
Нынешний фестиваль, разрекламированный на презентации как «масштабное культурно-художественное действо», проводился целую неделю в Центре развития духовной культуры Национального музея-заповедника украинского гончарства. И, как говорилось в официальном анонсе, был призван «возрождать гончарные традиции Украины».
Наверное, в связи с безвизом и марширующими на Украине европейскими стандартами, украинскую керамику решили возрождать с помощью нового направления гончарного бодипейнтинга – BodyCeramicFestUkraine.
Суть возрождения заключалась в променаде на фоне зеленого деревенского забора неких раздетых див, раскрашенных, как горшки, куманцы и тарелки.
Характерно, что большая часть персонажей опошнянского бодиарта представляла собой даже не козаков и мавок, а североамериканских индейцев и представителей племен зулусов. Вполне соответствует европейской толерантности. Это особенно актуально в силу слухов о грядущем переселении на Украину части европейских беженцев из стран Африки.
Конечно, были конкурсы и даже обучение работе на гончарном круге, но фишкой фестиваля местные СМИ назвали именно «уникальный бодиарт».
Для сельского или даже районного масштаба мероприятие вполне укладывалось в сценарий утренника, но действо презентовалось как международный фестиваль, а размах напоминал, по мнению одного из комментаторов «Фейсбука», «праздник Нептуна в пионерлагере».
Разумеется, высказывались и жестче:
— «Вплетать украинские традиции в современный культурный контекст адекватно нелегко. Это, собственно, все, что я хочу сказать о креативе, представленном на национальном фестивале гончарства в Опошне»;
— «К гончарству, конечно, далеко, но по крайней мере бл***тва не было»;
— «Такая красота и такой талант угробит этот мир»;
— «Прежде всего, это некрасиво. Можно закрыть глаза на неуместные полуголые тела. Но само художественное исполнение – низкопробное»;
— «В Україні гола жінка продає усе – від арматури до словників, а починає з себе. Якось так тривіально, що вже не зачіпає».
Но организаторы шоу остались довольны европейским экспериментом, а гендиректор музея-заповедника гончарства Олесь Пошивайло даже мечтает установить[1] на месте сброшенного памятника Ленину обелиск украинскому гончарству.
Только вот местные депутаты не дают его построить. То ли денег нет, то ли агенты Путина работают. А новые памятники на фундаментах старых, разбитых питекантропами майдана – это тоже часть новой «евроукраинской культуры».
На Полтавщине, в селе Большие Сорочинцы 22-27 августа проходит, как сказано в анонсе, «Национальная Сорочинская ярмарка». В этом году на ярмарке торгуют Тина Кароль, Оля Полякова, Ирина Билык, группа «Пара нормальных», Олег Винник, DZZIDZIO…
odnarodyna.org/content/pod-lupoy-bezobrazie-vkusa-novyh-evropeycev 27.08.2017
|