Константин Сивков , «Военно-промышленный курьер» – vpk-news.ru 05.07.2019
1 июля на научно-исследовательском глубоководном аппарате Северного флота произошла катастрофа. Погибли 14 подводников. 14 уникальных специалистов, каждый из которых сочетал в себе моряка, военного и ученого. Сразу после катастрофы событие стало обрастать в средствах массовой информации, в Интернете множеством домыслов, порой весьма далеких от истины и даже преследующих конкретные политические цели.
Константин Сивков
В числе первых о себе заявили американские военные эксперты, которые выдвинули предположение, что это была глубоководная атомная подводная лодка АС-12 «Лошарик». «Сенсацию» подхватили отечественные акулы пера. К счастью, Министерство обороны среагировало быстро. Выступили с соответствующими заявлениями глава военного ведомства, представили пресс-службы МО. Объективную информацию можно было получить и из устных источников, посвященных в обстоятельства катастрофы.
Итак, с каким кораблем произошла авария, что именно там было, кто погибшие герои.
Катастрофу потерпел научно-исследовательский автономный глубоководный аппарат Северного флота. Он выполнял важную учебно-боевую задачу по исследованию рельефа дна в Баренцевом море, находясь в территориальных водах Российской Федерации. Речь о так называемых батиметрических исследованиях. Они проводились в первую очередь в интересах обеспечения применения сил ВМФ.
Исследования исключительного значения для обороны страны
Эти исследования сродни топографии наземных территорий. Только в случае батиметрии изучается морское дно, основное внимание обращается на особенности его рельефа, типы и структуру грунта, его физико-химические свойства и другие показатели. Изучается гидрология на больших глубинах. Эти исследования имеют исключительно важное значение для обороны страны, в частности эффективного применения сил ВМФ. От особенностей морского дна зависят возможность ведения минной войны, выбор места высадки морских десантов, соответственно – построение противодесантной обороны и многие другие аспекты. Батиметрия оперативно важных районов морей и океанов – важнейшая составляющая военно-географических условий, которые в вооруженной борьбе оказывают определяющее влияние на ход и исход боевых действий. Неудивительно, что экипаж аппарата состоял из морских офицеров.
Однако мало иметь высокий уровень морской подготовки и уметь управлять таким сложным кораблем, как глубоководный научно-исследовательский аппарат. Ограниченный численный состав экипажа заставляет его членам быть еще и высококлассными учеными, чтобы вести полноценные исследования.
В числе погибших только капитанов 1 ранга было 7 человек. В российском флоте редкий корабль может похвастаться тем, его командир имеет такое звание. Это, к примеру, наш авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Важность для обороны страны проводимых этим научно-исследовательским аппаратом исследований и его значимость очевидны. А что он собой представляет? Никакого вооружения на нем нет. Заявления иностранных и некоторых отечественных экспертов о том, что там могли быть размещены перспективные образцы, не имеют отношения к действительности. Сугубо исследовательское назначение этого аппарата, поступившего на вооружение ВМФ в начале 2000-х, подтверждается его ограниченными ТТХ. При выдающейся предельной глубине погружения в 6000 метров (по этому показателю наш аппарат более чем вдвое превосходит иностранные аналоги) его скорость движения менее 6 узлов (11 км/ч), автономность плавания около трех суток. Для сравнения: современная дизель-электрическая подлодка под электромоторами способна патрулировать более 5 суток при ходе 3-5 узлов, а ее максимальная подводная скорость может достигать 25 узлов. «Вооружение» представлено только научно-исследовательской аппаратурой. Это многолучевой эхолот, профилограф, механические манипуляторы и ряд других устройств. Экипаж по штату 14 человек, дополнительно корабль может принять на борт научную группу из 4-5 человек.
Как стало известно, авария произошла на глубине 280 метров. Борьба за живучесть корабля продолжалась около полутора часов. Самоотверженные решительные действия экипажа позволили сохранить аппарат и обеспечить его буксировку в военно-морскую базу Североморск. 14 моряков-подводников погибли, четверо остались живы и по прибытию в базу были эвакуированы в военно-морской госпиталь.
По предварительным данным, причиной аварии стало короткое замыкание в электроэнергетической системе корабля, вызвавшее возгорание в помещении аккумуляторных батарей. В настоящее время комиссия Минобороны России с привлечением представителей промышленности изучает обстоятельства произошедшего. Затем аппарат отбуксируют в док для проведения восстановительных работ.
Пожар под водой всегда чреват бедой
Надо сказать, эта авария первая за 45 лет эксплуатации подобных аппаратов в Военно-Морском Флоте Советского Союза и России. То есть такая техника отличается исключительной надежностью, а то, что произошло в Баренцевом море, стало следствием трагической случайности или преступного недосмотра ответственных должностных лиц. Истинные причины будут определены по итогам работы комиссии. Не факт, что их обнародуют. Режим секретности в отношении таких объектов, как этот глубоководный научно-исследовательский аппарат, никто не отменял.
Особо отметим героизм и профессионализм экипажа. Погибла большая его часть, спаслись единицы. Тем не менее уникальные корабль и оборудование были спасены. О масштабе угрозы можно судить на примере подобных аварий на обычных атомных и дизель-электрических подводных лодках. Так пожар, возникший в одном из отсеков на находившейся в подводном положении атомной подводной лодке пр. 685 «Комсомолец» 7 апреля 1989 года, привел к ее гибели и большим жертвам среди личного состава.
О том, как действовал экипаж научно-исследовательского аппарата, станет известно по окончании работы комиссии. Однако об одном из мужественных поступков мы уже знаем. На борту корабля в момент аварии находился гражданский специалист из состава научно-исследовательской группы. Он был спасен благодаря самоотверженным и грамотным действиям капитана 2-го ранга Дмитрия Соловьева, который вывел его из аварийного отсека. А офицер продолжил бороться за живучесть корабля вместе с товарищами.
Моряки-подводники экипажа научно-исследовательского глубоководного аппарата Военно-Морского Флота России были истинными патриотами Родины, высочайшими профессионалами, неоднократно удостоенными государственных наград за исполнение воинского долга и задач командования. Все они не раз принимали участие в сложнейших подводных экспедициях по исследованию Арктики c погружением на предельные глубины. Благодаря своевременным, самоотверженным и грамотным действиям подводники ценой жизней ликвидировали очаг возгорания, спасли своих товарищей и глубоководный аппарат.
Заместитель президента РАРАН по информационной политике, доктор военных наук
Константин Сивков
Источник vpk-news.ru/articles/51274 05.07.2019
|