Антон Чаблин , «Свободная пресса» – svpressa.ru 31.10.2019, 08:11
Кремль должен признать ошибки, но он этого делать не будет
Антон Чаблин
На фото: председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин (Фото: Петр Ковалев/ТАСС)
Материал комментируют:
Антон Быков, Наталья Мильчакова, Никита Рябинин
Глава Счетной палаты Алексей Кудринна Форуме стратегов снова выступил с критикой выполнения национальных проектов. Он заявил, что сейчас принята слишком сложная иерархия уровней управления, которая не позволяет адекватно оценивать эффективность реализации задач.
Кроме того, по мнению Кудрина, в регионах завышены индикаторы, по которым оценивают нацпроекты, что не подкреплено достаточным количеством финансовых и организационных ресурсов.
О том, какие угрозы реально имеются для реализации нацпроектов, «Свободная пресса» расспросила наших постоянных экспертов.
— Все слова и выводы, сделанные Счетной палатой под руководством г-на Кудрина, звучат обоснованно и справедливо, возможно, не хватает только информации о реальных бенефициаров, компании которых получат подряды и концессии, — считает глава люксембургского офиса консалтинговой компании KRK Group Никита Рябинин. — Эффективность расходования государственных средств в РФ очень низкая, качество проработки проектов и их экономической эффективности также хромает. Главный вопрос, что может измениться в виду алармистских выводов и замечаний главы Счетной палаты. Сможет ли это изменить и привнести позитив в реальность? Здесь утвердительного ответа у меня нет.
— Считаю, что национальные проекты нужны. Абсолютно правильным решением государства было включить в список национальных проектов те отрасли, которые в России пока не могут развиваться без господдержки: здравоохранение, образование, наука, культура, демография и экология, — говорит заместитель руководителя информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. — Господдержка нужна и для развития и создания качественной транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог. Отметим, что Куба, хотя это маленькое и небогатое государство, занимает первое место в мире по доле расходов на образование в ВВП, а Россия только 80-е.
— А господдержка конкретных отраслей не помешает развитию бизнеса?
— Думаю, нет. Отдельный вопрос заключается в том, насколько достижимы цели и реальны сроки, заложенные в ряд нацпроектов. Глава Счётной палаты не сгущает краски, обращая внимание на то, что некоторым регионам сложно исполнять столь завышенные цели, поэтому и бюджетные средства, выделяемые на нацпроекты, не осваиваются или осваиваются нецелевым способом.
Но в целом нужно понимать, что пока рано подводить даже промежуточные итоги реализации нацпроектов, ещё для этого не пришло время, а качественно оценить, насколько цели, заложенные в нацпроекты, оказались выполненными, можно будет не ранее 2023 года.
— Представляется, что никаких преувеличений в оценках главы Счетной палаты России нет. Если говорить о дублировании целей и противоречивых целевых показателях на разных уровнях, то это следствие того, что сами по себе национальные проекты — это некая обертка, в которую упаковали и так действовавшие и запланированные государственные программы. Сделали это быстро, и видимо не очень качественно, так что неудивительно, что в них оказалось множество противоречий, — считает главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков. — По поводу завышенности показателей для регионов, здесь достаточно вспомнить курьезы, всплывшие на инвестиционном форуме в Сочи в начале 2019 года, когда, Тульской области была поставлена задача в рамках национального проекта, нарастить экспортные авиаперевозки, при условии что у них вообще нет аэропорта.
А республике Тыва была поставлена цель, снизить уровень бедности в регионе с текущей отметки в 41,5% до 10% к 2024 году. Или для Курганской области, была поставлена задача в 2020 году, нарастить инвестиции в основной капитал на 8% и так далее.
— И каким же образом могли вообще родиться подобные абсурдные задачи?
— Складывается ощущение, что все это разрабатывалось и принималось в авральном режиме, у регионов просто не было выбора — или подписывай документы, или не получишь денег. А теперь оказывается, что регионы сами не верят в достижение поставленных целей по национальным проектам, отсюда видимо и сильное отставание от графика в освоении финансирования. Так что, если срочно не принять необходимых мер по исправлению ситуации, она может усугубиться еще сильнее.
— И что же делать?
— Наверное, стоило бы начать с ревизии поставленных целей для регионов, дать возможность региональным властям скорректировать их до реалистичных значений. Затем упростить систему финансирования и отчетности по национальным проектам, дав возможность на местах сосредоточиться на реализации амбициозных задач, а не на рекордах документооборота.
В публичное пространство подобные изменения вряд ли будут выноситься, потому что это будет означать признание ошибок. Остается надеяться, что по крайне мере за закрытыми дверьми все необходимое будет сделано. Антон Чаблин
Оригинал svpressa.ru/economy/article/247730/ 31.10.2019, 08:11
|