Валентин Катасонов , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 17.02.2021
В чём Клаус Шваб копирует Милтона Фридмана
Под «инклюзивным капитализмом»[1], о котором я уже писал, у Клауса Шваба[2] подразумевается такая социально-экономическая модель, которая «перерастает» существующий капитализм, но при этом остаётся капитализмом.
Существующий капитализм зародился три-четыре века назад, на протяжении истории он не раз менялся. В конце XIX – начале XX вв. капитализм стал перерастать из стадии свободной конкуренции в стадию монополистическую, что хорошо описано у В.И. Ленина в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916 г.). В ХХ веке происходило сращивание государства и монополий, образование на этой основе государственно-монополистического капитализма (ГМК). В первые два-три десятилетия после окончания Второй мировой войны капитализм характеризовался сильным вмешательством государства в экономику под влиянием идеи кейнсианства.
В 1970-е годы кейнсианство начало вытесняться экономическим либерализмом, основными идеями которого являются: 1) минимизация участия государства в экономике, упование на рынок как механизм автоматического регулирования хозяйственной жизни; 2) нацеленность частного бизнеса на максимизацию прибыли в интересах собственников капитала (акционеров).
Концепцию такого капитализма откровеннее всего сформулировал американский экономист Милтон Фридман (1912-2006). В 1976 году его даже удостоили премии по экономике памяти Альфреда Нобеля. Фридман прямо провозгласил то, что другие стеснялись выговаривать: никакой другой ответственности у бизнеса, кроме получения собственниками (акционерами) максимальной прибыли, нет и быть не может. А все разговоры о «социальной ответственности» – болтовня. Милтон Фридман любил повторять: «Бизнесом бизнеса является бизнес». Это очень отчётливо выражено в его статье 1970 года «Социальной ответственностью бизнеса является наращивание прибыли» (The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits).
Год спустя после появления этой статьи Клаус Шваб объявил о создании Всемирного экономического форума (тогда он назывался Европейским форумом менеджмента). А в 1973 году Шваб выступил с манифестом, в котором утверждал, что бизнес-компании должны не только заботиться о прибылях, но и работать в интересах акционеров. Это были наброски того, что впоследствии стало именоваться «инклюзивным капитализмом», или «капитализмом всех заинтересованных сторон» (stakeholder capitalism)[2].
Шваб говорит, что если бы «цивилизованный мир» («цивилизованным» на этом языке зовётся мир без СССР) сделал разворот в 1970-е годы в сторону «инклюзивного капитализма», то, вероятно, сейчас бы дела в мировой экономике обстояли лучше.
Однако не стоит преувеличивать степень противоречий между Фридманом и Швабом, они не антагонисты, у них просто разные представления о том, как сделать капитализм эффективным. А в вопросе о способах установления «совершенного» капитализма у них вообще полное сходство.
Милтон Фридман говорил о «шоковой терапии». Здесь надо вспомнить вышедшую в 2007 году книгу «Доктрина шока: расцвет капитализма катастроф» (The Shock Doctrine: The Rise of Disaster Capitalism) Наоми Кляйн, канадской журналистки и социолога (в 2009 году книгу издали на русском языке). Доктрина шока – это универсальный набор приёмов, с помощью которых верхи разворачивают, перестраивают общество в нужном им направлении. Милтон Фридман внёс в разработку доктрины и техники шоков немалый вклад. Кляйн сравнивает Фридмана с доктором Эвеном Камероном, который в конце 50-х – 60-е годы по заказу ЦРУ проводил опыты с пытками людей, используя электрошок.
Философия шоковой терапии Милтона Фридмана содержит описание того, какие манипуляции надо проделать над «подопытным пациентом» – экономикой. Во-первых, следует отменить все законы и нормы, ограничивающие свободу капиталиста делать деньги, накапливать капитал. Во-вторых, надо приватизировать все сколько-нибудь прибыльные государственные активы. В-третьих, с капиталистов следует снять большую часть налогов. Одновременно должны быть ликвидированы все социальные программы, финансируемые за счёт этих налогов.
Противоречия, возникающие у Фридмана, его самого не смущают. Например, отмена законов, мешающих делать деньги, предполагает, что следует отменить и антимонопольные законы, ибо где монополия, там «справедливых» цен нет, а следовательно, нет и свободного рынка.
Не надо быть профессором экономики, как Фридман, чтобы понять элементарное: если убрать из экономики государство, на его место придут монополии – тресты, концерны, синдикаты, картели. Именно их Фридман и обслуживал.
То, что имена Милтона Фридмана и садиста Эвена Камерона оказались у Кляйн рядом, не случайно. Этот врач (Камерон) очень напоминает фашистского доктора-садиста Йозефа Менгеле, проводившего опыты над заключёнными в концлагерях. По методикам Камерона, отмечает Кляйн, обучались в 80-е годы офицеры «батальонов смерти» в Гондурасе и Гватемале. А после событий 11 сентября 2001 года методы Камерона были легализованы в США как средство борьбы с терроризмом.
Спросите, как можно сравнивать Милтона Фридмана с Клаусом Швабом, который говорит о «социальной ответственности» корпораций, об учёте корпорациями интересов всех социальных групп, о необходимости заботиться о будущих поколениях? Можно.
«Пандемия», убеждает Клаус Шваб, распахивает дверь в новую эпоху. Впереди «инклюзивный» капитализм – новая утопия, в которой, дескать, люди труда не исключаются из числа получателей справедливой доли общественного богатства, а включаются в это число. Клаус Шваб пишет: «Проблема рассинхронизации между двумя группами (теми, кто принимает решения, и общественностью), чей горизонт сильно разнится, стоит остро, и справиться с ней в разрезе пандемии будет непросто. Стремительность шока и глубина причиненной боли несопоставима с политической стороной вопроса». Знакомое слово: шок! Это в Клаусе Швабе говорит Милтон Фридман.
Комментируя некоторые высказывания Шваба, советник министра обороны России Андрей Ильницкий в статье «Геополитическая основа будущего России» пишет[4]: «Шваб открыто даёт установку политикам не ослаблять ограничений, призывая их не снимать карантин, с каким бы сопротивлением те ни столкнулись. Более того, – подчёркивает Шваб, – сопротивление непослушных надо давить, и способов здесь сколько угодно! Ни у кого не должно оставаться и тени сомнения – о возврате к нормальной жизни даже нельзя помышлять. Этого не будет, потому что этого не может быть никогда! Шваб – циничен, как тот санитар из анекдота – «ДОКТОР СКАЗАЛ В МОРГ – ЗНАЧИТ В МОРГ!»
Не случайно норвежский политолог Пол Стейган, оценивая план «Великая перезагрузка» Клауса Шваба, назвал[5] его «возрождением фашизма в новом виде».
Фото: Милтон Фридмен, capx.co
Валентин Катасонов
Ссылки
|