Сергей ВЯЗЕМСКИЙ | 02.08.2016
Харьков был одним из важных центров советской оборонки. До 1991 года в ОПК региона работало порядка 200 тыс. человек. На сегодняшний день здесь осталось около 40 значимых предприятий. Как и вся высокотехнологичная промышленность страны, они долгие годы находились в стагнации. После разворачивания т. н. АТО некоторые из них приобрели второе дыхание.
Работа предприятий под особым контролем чиновников. В феврале с. г. Харьковская ОГА подписала меморандум о сотрудничестве с «Укроборонпромом» для более полного вовлечения предприятий области в программы концерна. По расчетам[1] околовластных украинских экспертов, потеря харьковских оборонных предприятий может оказать существенное негативное влияние на работу оборонки страны. До 80% производственных циклов связаны с Харьковом. К тому же предприятия в Балаклее, Изюме, Змиеве, Лозовой, Чугуеве территориально расположены вблизи Донбасса.
В СМИ не раз появлялась информация[2], что через аэропорты Харькова, Запорожья и Днепропетровска натовскими самолетами организована доставка секретных грузов, в том числе оружия и боеприпасов.
Однако для Харькова это второстепенная роль: благодаря реанимации завода им. Малышева и прилегающих к нему предприятий городу была невольно отведена роль одного из главных тыловых баз «антитеррористической операции».
Завод им. В.А. Малышева имеет полный замкнутый цикл производства бронетехники. Это уникальное достижение советской промышленности. В условиях сворачивания сотрудничества с Россией в оборонно-промышленной сфере и производстве продукции двойного назначения это преимущество завода дало возможность задействовать его одним из первых при обеспечении войск на территории Донбасса.
На сайте[3] завода сообщается, что предприятие, выполняя гособоронзаказ, регулярно восстанавливает бронированную технику, которая пострадала в результате вооруженного конфликта. Речь идет о танках БМ «Булат», которые производятся здесь. Также малышевцы приступили к выполнению очередного контракта с Минобороны – ремонт танков Т-64, находящихся на вооружении ВСУ длительный срок. Значительная их часть направляется в войска.
На сайте завода можно найти отзывы[4] украинских вояк о его продукции: «С такими специалистами, – говорит зам по вооружению танкового батальона 92-й отдельной мехбригады майор Д. Федченко, – мы спокойны за наш тыл и уверенно идем к бою». И продолжает: «Я благодарен вашему заводу за качественную бронетехнику, прежде всего – танк Т-64. Он – один из лучших, что мы имели в начале АТО: ни разу не подвел». По его словам, к началу карательной операции в 92-й бригаде была в основном советская техника, которая пришла в негодность по многим позициям. Но Т-64 работали как часы. «Весной 2014 наш батальон отправили в зону АТО. К этому времени Т-64 простояли 30 лет, но сразу завелись и смогли выполнить боевую задачу!» – подчеркивает он.
Как известно, в т. н. АТО в Донбассе широко используется легкая бронетехника, а передача её военным превратилась в пиар-шоу. Как раз завод им. В.А. Малышева совместно с КБ им. Морозова регулярно поставляют для ВСУ в атошную зону новые БТР-4 и комплектующие к ним, возобновили выпуск деталей для БТР-80 и БТР-3 различных модификаций, состоящих на вооружении. Сейчас ведутся работы по освоению производства комплектующих к ББМ «Дозор-Б».
Изюмский приборостроительный завод – отечественный лидер в производстве оптико-электронных систем. В 2015 году предприятие обеспечивало работой 950 человек. Видна динамика производства: в 2014 году продукции было выпущено на 98,6 млн. грн., а в следующем году на 146,5 млн. грн. Рост на 48%.
Сейчас завод производит модернизированные версии танковых прицелов и прицелов БМП, приборов ночного видения механиков водителей бронетанковой техники, которые есть на сегодня на БМП, танках Т-64 и Т-72. Одна из последних совместных разработок с КБ им. Морозова – боевой модуль БПУ-12,7, в состав которого входит новый прицельный комплекс ОЭП-ВМ. Его планируют устанавливать на ББМ «Дозор-Б», он также адаптирован под БТР-3 и БТР-4. По словам[5] главного конструктора завода В. Коваленко, «продукция завода уже успешно прошла боевое крещение в АТО».
После долгих простоев заработал Харьковский бронетанковый завод. По данным[6] «Укроборонпрома», предприятие восстановило технологию регламентного ремонта подавляющего большинства агрегатов танков, в том числе и двигателей. В 2015 году завод передал ВСУ 50 восстановленных и модернизованных танков Т-80БВ и Т-64Б(б1)В. В текущем году планируют отремонтировать еще больше. За это время на предприятии было создано 112 новых рабочих мест. Кстати, в прошлом году «Укроборонпром» передал в областной центр занятости 1088 вакансий, из которых более 600 были заполнены.
Правда, количественная динамика ХБЗ сопровождается скандалами. Весной с. г. новосозданное антикоррупционное бюро открыло уголовное производство[7] против должностных лиц предприятия по подозрению в фиктивной закупке вооружения и запчастей на 37,52 млн. грн. Как выяснилось, завод через подставные украинские фирмы для выполнения контракта с «Укроборонпромом» закупил комплексы управляемого танкового вооружения 9К112-1 «Кобра» и электромашинные усилители ЭМУ-12 ПМБ, произведенные в РФ. За это руководству предприятия пригрозили судом.
Харьковский завод специальных машин за два года войны смог увеличить свои показатели в 3 раза.
После долгого кризисного пике пытается перестроить свое производство харьковский машиностроительный завод «ФЭД» – некогда отечественный лидер по изготовлению агрегатов для гидравлических, топливных и электрических систем авиационной техники. До 70% его продукции раньше поставлялись в Россию. Сейчас предприятие частично задействовали в бронетанковой отрасли – завод поставляет для бронетранспортеров приводы вертикали, комплексную систему управления двигателем, начал осваивать выпуск воздушного нагнетателя. Также завод планирует производить три модификации фар для БТР-4Е.
В 2014 году для военных нужд пытались запустить Балаклейский ремонтный завод, специализирующийся на ремонте различных боевых машин, в частности к комплексам «Оса-АКМ», «Шилка», «Тунгуска». Минобороны тогда выделило на ремонт военной техники 6,25 млн. грн. После, видимо, решили сосредоточиться на крупных заводах Харькова.
Змиевской ремонтный энергомеханический завод в состоянии делать капитальный ремонт энергетического и наземного оборудования для зенитно-ракетных систем и радиолокационных станций ПВО. Однако он пока засветился лишь скандальным выбросом сточных вод в близлежащий водоем. Не лучшим образом обстоят дела на Харьковском автомобильном ремонтном заводе.
«Укроборонпром» смог оживить в основном сегмент харьковской оборонки, связанной с производством тяжелой и легкой бронетехники. Была бы широко задействована в военных действиях в Донбассе авиация, несомненно, и сюда бы кинули денег. А так пока авиапром Харькова, как и в целом машиностроение региона, выживает, как может.
Неспроста ведь олигарх А. Ярославский, новый собственник ХТЗ, предложил государству загрузить завод оборонными заказами. А со своей стороны пообещал вложить 400 млн. гр. на перестройку завода.
В принципе, все предприятия области, находящиеся в распоряжении «Укроборонпрома», выполняют сейчас две стратегические задачи режима: быть максимально задействованными в войне с Донбассом и перекрыть всякое сотрудничество с Россией в угоду западным конкурентам РФ.
Из-за этого полностью остановился харьковский авиазавод, который год находятся в стагнации Харьковский приборостроительный завод им. Т.Г. Шевченко, Чугуевский авиационный ремонтный завод и другие предприятия.
Киевский режим постоянно хвастается скорым переходом украинской армии и оборонного комплекса на пресловутые стандарты НАТО. На примере харьковского ОПК мы видим, что в реальности его потенциал пытаются по максимуму задействовать против собственного населения, несогласного с проводимой националистической политикой.
С другой стороны, по данным[8] украинского Генштаба в 2014–2015 годах из 102 отремонтированных БМП-2 неисправными оказались 85, из 90 танков Т-64 и БМ «Булат» на 66 были выявлены поломки. Неисправности обнаружились в системах управления огнем, электрооборудовании башен, системах охлаждения и смазки. Но еще более поражают данные по новой бронетехнике. За указанный период ВСУ получили 20 единиц БТР-3 и 25 – БТР-4. Через некоторое время из них на ходу осталось только 18!
Видимо, такое качество определяется технологическим уровнем производства. Это заметно и по экспорту вооружения и военной техники.
По данным гендиректора «Укроборонпрома» Романа Романова, объём экспортных контрактов госконцерна на поставку вооружения в 2015 году составил[9] $1,3 млрд., а SIPRI утверждает, что Украина по итогам 2015 года сократила экспорт оружия по сравнению с предыдущим годом до $323 млн. Причём снижение экспорта связано не только с внутренними причинами, но и с качеством поставляемой на экспорт продукции.
(Правдинформ 05.01.2018)
odnarodyna.org/content/opk-harkovshchiny-k-chemu-pridyom 02.08.2016
Ссылки
|