Как сообщает[1] агентство Reuters, в России наблюдаются признаки падения добычи нефти. Свой вывод европейские специалисты делают на основании заключений нефтеперерабатывающих заводов Германии, Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, получающих нефть марки Urals по нефтепроводу "Дружба".
Суть в следующем. По ГОСТу 51858 еще 2002 года традиционная российская экспортная марка Urals получается путем смешения легкой нефти из еще советских месторождений в Западной Сибири и тяжелой сернистой нефти из Башкирии и Татарстана. Уровень серы в итоговом коктейле должен находиться в пределах от 0,61 до 1,8%, а плотность составлять 853,7 – 873,5 килограмм на кубометр. Под эту специфику оптимизированы техпроцессы и оборудование НПЗ европейских покупателей.
Однако уже в январе текущего года содержание серы в северной ветке "Дружбы", уходящей в Польшу и Германию, неоднократно подымалось до 1,81 и даже 1,85%, что отрицательно сказывается на КПД оборудования, оборачиваясь в итоге ростом издержек (а значит и себестоимости) получаемых конечных продуктов, вкупе со снижением объемов выхода бензинов и прочих "легких фракций", имеющих на рынке наибольшую цену. Как следствие, уменьшалась общая прибыль НПЗ.
В результате, для сохранения техпроцесса, предприятия вынуждены домешивать в коктейль легкую, но значительно более дорогую ближневосточную нефть. Потому что с простоем на переналадку оборудования издержки оказываются еще больше. К слову сказать, сама проблема отмечалась еще в прошлом году и стала основанием для заметной переориентации[2] продаж нефти Саудовской Аравии в Европу в ущерб ЮВА. Хотя цены получаются несколько ниже азиатских, однако и издержки на доставку оказываются существенно ниже, так как плечо доставки выходит значительно короче.
Из всего упомянутого Reuters делает два одинаково негативных вывода. Во-первых, якобы у России заканчивается нефть. Во-вторых, якобы саудиты уверенно вытесняют русских из Европы. И продолжает нагнетать ситуацию. Мол, для страны, чей ВВП на 12,5% формируется за счет экспорта углеводородов, происходящее является зловещим звоночком. Отсюда, мол, следует, что текущими темпами Москва скоро не сможет обеспечивать сохранение стандарта Urals, что приведет к отказу Евросоюза от российских поставок в целом. Косвенно это даже преподносится в качестве доказательства эффективности американских санкций, направленных против нефтедобывающих компаний России.
Впрочем, как оно в последнее время все чаще оказывается, все сказанное выше есть правда, только далеко не вся.
Добыча на старых месторождениях Западной Сибири действительно снижается. Если в 2013 году там было добыто 976 тыс.т., то в 2014 уже только 858 тыс. т., а в 2015 – 661 тыс. т. Месторождения старые, добыча на некоторых из них ведется еще с 1965 года[3]. Потому про санкции, агентство говорит сущую правду. Они действительно осложнили доступ к технологиям и оборудованию, необходимым для модернизации скважин для повышения их текущего КПД.
Однако к этой причине в действительности присоединилась и другая. Если во второй половине ХХ века ключевых потребителей нефти было два – Европа и США, из которых мы могли активно развивать сотрудничество только с Европой, то сегодня спрос на нефть в Азии по объему превосходит европейский. Плюс к тому цены там выше европейских. В результате заметная часть объемов даже западносибирской добычи начала все больше переориентироваться на Китай.
По данным добывающей не менее 40% российского объема компании "Роснефть", ее поставки в Азию[4] за первое полугодие текущего года увеличились на 17,1%. Примерно на столько же (на 18%) за тот же период упала перевалка нефти в балтийских портах. И на "Дружбу", для получения Urals, легкой нефти действительно стало заметно меньше.
Вот только про снижение российской нефтедобычи в целом эксперты Reuters несколько поторопились. По данным Минэнерго РФ[5], прогноз общей добычи на текущий год повышен относительно прошлогодних оценок на 3,5 млн. тонн, т.е. всего за 2018 год предполагается добыть уже 551 млн. т., а в 2019 – 555 млн. т., тогда как за 2017 ее было получено 547 млн. т.
Так что о падении говорить не приходится. И даже предполагать, что это все только за счет высокосернистых сортов Башкирии и Татарстана не приходится тоже. Просто из всех разведанных на территории РФ запасов в разработке находится всего 24% месторождений, из которых большинство составляют "старые", времен еще довоенной геологоразведки, то есть те, которые обеспечивали топливом танковые армии, дравшиеся на Курской дуге и штурмовавшие Берлин. Тогда как 76% открыты, но на данный момент либо не разрабатываются, либо разработка которых только началась. И тут нам санкции не мешают никак. Ибо главным оказывается совсем другой вопрос – дальше ее направлять куда?
Из общего разведанного объема примерно 20% или примерно 16 млрд. тонн нефти находятся на месторождениях от Европы далеких, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Объем их текущей разработки едва достигает 11,8%, причем в большинстве своем находящаяся там нефть как раз легкая. Не такая, как арабская, по мировым стандартам она считается среднесернистой, как и та, что добывается в Западной Сибири. Другой вопрос – а так ли нам надо ее возить в Европу, если до Азии и Китая гораздо ближе, а цены там выше?
Собственно, ответ на него виден уже из отчета "Роснефти". Впрочем, Главное таможенное бюро КНР приводит еще более интересные[6] цифры. Только в декабре прошлого года Китай получил из России 5 млн. тонн нефти, обогнав еще совсем недавно главных поставщиков Поднебесной – Саудовскую Аравию (4,29 млн. т) и Анголу (4,68 млн. т.). В этом году российские объемы увеличились еще на 24%.
В общем, Reuters по-своему, конечно, прав. Нефть в России действительно заканчивается, но не вообще, а только для Европы. Бывшему центру мировой Цивилизации понять, а тем более, принять эту тенденцию пока сложно. Но придется. В условиях поддержки американских санкций России целесообразнее и существенно дешевле от новых месторождений тянуть логистику в Азию, чем в Евросоюз. Кстати, под это дело вовремя подсуетилась Монголия[7], вышедшая с предложением на довольно интересных условиях проложить через ее территорию нефтепроводы из Восточной Сибири в Китай. В настоящий момент разрабатывается технико-экономическое обоснование проектов.
Так что Евросоюзу придется привыкать жить в новых экономических реалиях. В новой конфигурации глобального мира, с центром в Азии, Евросоюз неизбежно становится весьма далекой окраиной. Нет, ожидать превращения Европы в аналог Прибалтики стоит вряд ли. Все же населения больше и доля промышленности в экономике одна из самых высоких в мире. Но рынок... все решает рынок. Пока, поддерживая американские санкции, Брюссель собственными руками делает поставки удобной и дешевой российской нефти для нас неинтересными. Хорошая тема задуматься – с кем действительно стоит дружить, а с кем – не очень.
Впрочем, когда арабская дорогая нефть в Европе окончательно «вытеснит» российскую, средний уровень котировок в ЕС неизбежно поднимется. По экспертным оценкам, процентов ориентировочно на 16-17% относительно нынешних цен. Возможно, даже больше. Тогда, может быть, у нас тоже появится интерес снова возить легкую нефть в Европу. Но, вероятнее всего, уже танкерами по Севморпути.
iarex.ru/articles/59619.html 28 августа 2018 18:00
Ссылки
|