Андрей УВАРОВ , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 27.09.2022
«Заволокитить все дела бюрократией»
Наверняка многие заметили и были шокированы действиями стратегических партнеров Москвы сразу после саммита ШОС в Самарканде.
Казахстанский президент летит в Нью-Йорк как бы на сессию Генассамблеи ООН, но встречается с глобальным выводком американской политики и бизнеса, в том числе с «группой друзей» Казахстана в Конгрессе США.
Затем происходит скандальное, как его уже назвали, «ТяниТокайство» Казахстана, который то голосует за внерегламентное онлайн-выступление Зеленского на Генассамблее, то отзывает свой голос.
Тут же в Нью-Йорке главы внешнеполитических ведомств стран Центральной Азии встречаются с госсекретарём Блинкеном в формате С5+1, а Казахстан предлагает следующую встречу с госсекретарем провести в Астане.
Союзники все в делах
Одновременно глава фонда Национального благосостояния Казахстана Алмасадам Саткалиев заявляет, что фонд выйдет из всех проектов, нарушающих антироссийские санкции, так как готов подчиниться санкциям и вообще находится в постоянном контакте с МИД Казахстана и с OFCA (Управление по контролю за иностранными активами) США.
На границе Казахстана стали требовать от российских водителей разрешительных документов на грузы. А депутат нижней палаты Парламента Казахстана Максат Раманкулов устраивает истерику[1], заявляя, что «российские и белорусские компании регистрируются у нас, получают казахстанские номера на свои большегрузы, выбирают бланки разрешения и беспрепятственно въезжают и выезжают из Европы под флагом Казахстана». Кстати, этот же человек из аула – один из авторов очередной инициативы о лишении русского языка в Казахстане конституционного статуса.
Метания Казахстана между Украиной и Россией красочно описал турецкий журналист Хакан Албайрак, чью статью[2] широко растиражировали в Казахстане и в Киргизии. Турок указывает, что Токаев уже дважды поддержал Киев: когда не признал Крым и когда Казахстан проголосовал за выступление клоуна в ООН, «хотя в январе 2022 года Россия оказала Токаеву военную поддержку».
Удивление и возмущение вызвали кадры «своевременного» визита Нэнси Пелоси в Ереван, где начались шествия и митинги с лозунгами за выход Армении из ОДКБ. Да, это лишь небольшая часть армян, но по опыту Украины мы знаем «возможности» агрессивного меньшинства.
Не менее удивительной была оперативная реакция «стран-союзниц» на заявление президента РФ о возможности упрощённого принятия гражданства иностранцами, которые готовы участвовать в СВО. Сначала Бишкек, потом Астана и Ташкент сразу сообщили своим гражданам о нежелательности их участия в боевых действиях на стороне России даже в качестве будущих её граждан и напомнили, что за подобные действия предусмотрена уголовная ответственность. Предугадать, что Казахстан первым отреагирует на референдумы в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях было несложно. Референдум еще не закончился, когда утром 26 сентября представитель МИДа РК Айбек Смадияров заявил, что республика исходит из принципов территориальной целостности государств и не поддерживает референдумы, как и не поддержала своего союзника по ОДКБ и ЕАЭС и в вопросе о признании Крыма.
Кстати, к ОДКБ, кроме Армении, вдруг всплыли претензии не только у вечно воюющих Бишкека и Душанбе, но и у Казахстана. К примеру, один из теневых антироссийских ресурсов Orda.kz опубликовал статью[3] с провокационным заголовком «Так ли эффективна ОДКБ при сложившихся "неприятных ситуациях" в странах участницах».
В Казахстане засомневались в ОДКБ?
Тогда что говорить о госдеповском иноагенте в России «Радио Азаттык»**, которое полгода активно раскручивает тему участия центральноазиатских республик в военных действиях на Украине на стороне России? Делают это по традиции путем сомнительных вбросов. Например, заявляя, что из Душанбе и Бохара систематически отправляют на украинскую передовую военных 201-й базы. Во-первых, это российские военнослужащие и не «азаттыкам» распоряжаться их передислокациями, а во-вторых, сама редакция признает, что Василий Маховой, начальник информационного отдела 201-й базы, отказался подтвердить или опровергнуть утверждения о переброске войск. Такую же историю «Радио Азаттык» раскручивает вокруг российской авиабазы Кант в Киргизии. Все свои выводы о перебросках журналисты делают на основании рассказов местных жителей: мол, русские стали меньше покупать у них товары и снимать квартиры.
В отношении ЕАЭС союзники тоже удивляют все чаще. Скажем, недавно на бизнес-форуме в Астане бывший министр труда Польши Пьотр Кульпа высказал[4] одобрение политики Казахстана: «Есть и плюсы во внешней политике: президент Казахстана показывает субъектность на фоне войны в Украине, выразил позицию, народ Казахстана отправил гуманитарную помощь Украине». А главной темой бизнес-форума было определение «плюсов и минусов ЕАЭС».
Примечательно, что, по мнению, соучредителя Школы прикладной политики и экономических исследований KSAP Рахимбека Абдрахманова, основные плюсы выхода Казахстана из ЕАЭС лежат в экономической плоскости и «политической и экономической состоятельности», а минусы – в политической и экономической зависимости от России при сохранении «квазистабильности».
Выводы казахстанских политэкономов
Разумеется, не все участники форума согласились с этими выкладками, но раскачивают ЕАЭС теперь уже вполне системно.
Кстати, присутствовавший на форме воздыхатель Зеленского Маргулан Сейсембаев был куда более откровенен. Вот его тезисы: «С Россией надо дружить, партнёриться по каким-то пунктам, но свои национальные интересы ставить вперед. Наши власти видят больше угрозы со стороны России, чем со стороны народа… Я за интеграцию с Россией, но на выгодных условиях для Казахстана. Сейчас для нас не выгоден союз, кроме сырьевых компаний… Здесь нельзя хлопать дверью, уходить нужно медленно, используя казахстанский бюрократизм. Заволокитить все дела бюрократией и спустить работу в ЕАЭС, не выходя на конфронтацию с Россией».
Маргулан Сейсембаев с Зеленским и Саакашвили
«Заволокитить и спустить работу» – программные предложения союзников по ЕАЭС и ОДКБ. Где-то «волокитить» получается очень даже успешно, особенно если «волокитят» по чьей-то указке. А где-то перспективы успешного союза еще есть.
Нельзя исключить возвращения Узбекистана к полноформатному участию в ОДКБ, а пока в Жамбылской и Алматинской областях начались учения с Коллективными силами оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2022», «Поиск-2022», «Эшелон-2022». Хотя, как мы знаем, нередко, закончив учения с Россией, центральноазиатские одэкабешники спешат на учения с американцами…
Заглавное фото: на Пелоси-митинге в Ереване
Андрей УВАРОВ
Армянская вендетта , [27.09.2022]
• Пашинян не встретился с генеральным секретарем ОДКБ
Газета «Грапарак» пишет, что делегация во главе с генеральным секретарем ОДКБ Станиславом Засем 20 сентября прибыла в Ереван.
Миссия ОДКБ приехала для «изучения ситуации на границе Армении с Азербайджаном и выработки предложений по деэскалации возникшей напряженности».
«Предполагалось, что генерального секретаря ОДКБ примет премьер Армении – страны председательствующей в ОДКБ.
В конце концов, сегодня ослабление приграничной напряженности – приоритетная задача, однако Пашинян так и не принял генсека ОДКБ.
Через два дня после его приезда в Армению он отправился в Нью-Йорк, где на полях сессии Генеральной ассамблеи ООН встретился с врагом номер один ОДКБ и России генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом.
Однако за это время Зась провел в Армении встречи с чиновниками второго эшелона – вице-премьером, секретарем Совета безопасности, начальником ГШ ВС Армении.
Нет также никакой информации о том, что с Засем встречался и Минобороны Папикян, который после встречи с Пелоси исчез с радаров и больше не появляется нигде.
BelVestnik , [27.09.2022]
Официальная информация о решении не участвовать в учениях ОДКБ поступила от министерства обороны Армении – министерство обороны Казахстана
ВЕСЕЛОВСКИЙ , [27.09.2022] [Переслано из Русский тарантасъ]
Референдум уже избавил нас от главной иллюзии. Ни одно государство входящее в ОДКБ не поддержало выбор Донбасса, Херсона, Запорожья. То есть, не разделило интересы России даже не смотря на финансовую помощь, списанные кредиты, режим экономических преференций, гарантии военной защиты и т.д.
Нет у России друзей, какие бы соглашения она не подписывала. Как бы не кормила и не умасливала уважаемых партнеров по общему историческому пути. Мы одни на льдине, ломом подпоясаные. Чем быстрее мы это осознаем, тем будет лучше и проще. Впереди переход к ультра-прагматичной политике на постсоветском пространстве, в англо-саксонской стилистике. Других вариантов нет. Начнут, скорее всего с гастеров, которых к нам отправляют на кормление. Это политический инструмент, способный переформатировать любой режим в нечто, полностью соблюдающее волю Москвы и интересы России. Ну не понимают люди, что добро, это не признак слабости. Менталитет у них такой, через что и претерпевают.
Новый Век , [26.09.2022] [Переслано из Россия не Европа]
Кто играет против нас в Средней Азии.
В Средней Азии Россия столкнулась не с одним, а с несколькими противостоящими нам игроками. Игрок первый – США. Американцы активизировались в регионе сразу после развала СССР: идёт не только экономическое, но и военное, и политическое сотрудничество, в Казахстане нарастает градус русофобии и казахская элита усиленно создаёт новую анти-Россию, Таджикистан и Киргизия активно сотрудничают с США. Цель американской политики –«разъединить экономики» стран Центральной Азии и России, так как экономическая составляющая – важнейшая часть нашего влияния в регионе. В случае успеха США, наше политическое влияние окончательно будет похоронено.
Второй игрок – Китай, который постепенно расширяет своё присутствие в Средней Азии. Особенно активны китайцы в Таджикистане (где слаб тюркский элемент) и в Казахстане (где тюркское население в значительной степени разбавлено нетюрками). Впрочем, в Пекине не забывают и про другие среднеазиатские республики. Особенностью китайской экспансии является то, что формально не декларируется её направленность против России.
Третий игрок – Турция. Она активно действует через ОТГ. В политическом и экономическом смысле турки не конкуренты США и КНР, но у них есть неоспоримый козырь – цивилизационное (этническое и религиозное) родство с тюркскими странами региона (4 из 5 государств). Турция, несомненно, имеет свою повестку дня, но на практике старается не противостоять американской линии (хотя в риторике Эрдогана много антизападных выпадов), понимая, что в этом случае она попросту будет вытеснена из региона.
В чём минусы и плюсы нашего положения? Минусы в том, что Средняя Азия всегда интересовала нашу дипломатию по остаточному принципу, в меньшей степени, чем остальное постсоветское пространство. Пророссийские силы и лидеры здесь не создавались. «Цветные революции» и политическая нестабильность, межгосударственные столкновения если и не являлись шоком для российского руководства, то несли в себе значительный элемент неожиданности. Короче говоря, «руку на пульсе» Средней Азии держали не мы.
Другим минусом является то, что в отличие от остального постсоветского пространства против нас играет не один глобальный игрок (как на Украине), а сразу оба. Противостоять одновременно США и Китаю России сложно (если вообще возможно), поэтому придётся выбирать сотрудничество с одним и соперничество с другим – причём оставаться над схваткой, без опасности быть окончательно вытесненными, у нас не получится, а выбор в этом будущем противостоянии далеко не очевиден (по ряду позиций для нас влияние КНР в регионе уже сегодня опаснее, чем влияние США). Турция, как самостоятельный игрок, пока только набирает вес, имея за спиной США. Считать её нашим союзником нельзя.
Кроме того, пока силы России отвлечены на СВО, уделять значительное внимание региону не получится.
Несомненным плюсом для нас является соперничество между основными игроками. США и КНР не объединятся против нас. Можно попытаться лавировать между ними, попутно ослабляя влияние Турции. До некоторой степени позиции в регионе может укрепить тесное сотрудничество с Ираном и Индией.
Но для серьёзного укрепления наших позиций, кроме этого, необходима общенациональная идеология, способная определить наши геополитические приоритеты, привлекательный для соседей образ будущего, внятный план сохранения нашего влияния в регионе. Россия исторически имела огромное влияние на большинство тюркских народов, и именно она может обеспечить не только симфонию Русско-славянской и Тюркской цивилизаций, но и процветание последней. Иначе очень скоро наша зона безопасности превратится в поле, где свою геополитическую партию будут разыгрывать другие игроки, но уже без участия России.
Ссылки
|