anlazz.livejournal.com 2023 - 05 - 22 11:37:00
На самом деле, кстати, ситуация, описанная в прошлом посте «про демографию и общий кризис текущей цивилизации» – то есть, то, что наша «цивилизация», достигнув уровня производства разнообразных «вещей», достаточного для обеспечения всего имеющегося населения, продолжает наращивать его, причем за счет жизненно-необходимых сфер – является ни чем иным, как проявлением т.н. «главного закона социодинамики». Который гласит: любой запущенный общественный процесс не останавливается, достигнув «оптимума» – нет, он переходит через него, превращаясь из нужного и полезного явления в полную противоположность. (Хотя бы потому, что продолжает потреблять ценные ресурсы, хотя производимый им результат уже не нужен.)
Это, кстати, является – в свою очередь – «подвидом» еще более фундаментального закона, названного Гегелем законом «отрицания отрицания», но мы не будем погружаться столь глубоко. А наоборот – отметим, что подобных примеров множество: начиная с анекдотичной уже «страсти» столичных властей к «городскому благоустройству» (при котором перекладываются хорошие дороги и меняются совершенно новые бордюры) и заканчивая нынешней «толерантностью и инклюзивностью», которая представляет собой развитие совершенно закономерных и полезных процессов эмансипации 1920-1960 годов. (Которые позволили значительной части населения – от женщин до чернокожих – обрести гражданские права.)
То есть, очень часто то, что «начинается хорошо», «заканчивается плохо». А точнее, это происходит практически всегда. Как не удивительно, но причины подобного очень хорошо известны: любой «социальный процесс» производит соответствующие себе «социальные институты». То есть, некие структуры, в которые входит масса людей – а еще больше людей оказывается так или иначе с ними связана. Понятно, что в случае, когда указанный процесс достигает некоей «высшей точки» – того состояния, в котором он, наконец-то, решает все поставленные задачи – в «высшей точке» оказываются и данные структуры. И уж конечно, входящие в их личности не горят желанием быть «распущенными на вольные хлеба» после этого – им даже «ослабление финансирования» кажется преступлением. (Ну да: мы же достигли необычайного прогресса – а после этого нас перестанут кормить! Несправедливость!)
Поэтому – см. сказанное выше. В том смысле, что входящие в данные институты люди, а так все те, кто так или иначе, связан с ними, будут до последнего упираться – но не допускать прекращения существования данных структур. Ну, а поскольку в момент указанного «акме» практически все общество видит превосходные результаты «предыдущей» их деятельности, то нетрудно догадаться, что оно (общество), в целом, поддерживает эту «борьбу». В результате чего происходит «перерождение»: из необходимого и ценного инструмента социального развития, ориентированного на решение социальных задач того или иного значения, эти самые структуры превращаются в чистых «пожирателей». Ориентированных на присвоение себе всех имеющихся ресурсов и «заточенных» именно под это.
Которые успешно «отбивают» эти ресурсы у тех, кто еще решает какие-то задачи, за исключение указанной. (Ну да: ведь тем-то приходится тратить силы на что-то иное, нежели доказательства своей «гиперважности».) Получается в итоге то, что сатирически описано у Лема в «Тринадцатом путешествии Йона Тихого» – где некое «Ирригационное управление», решив задачу обводнения засушливой планеты, продолжило ее заливать дальше, вплоть до полного исчезновения суши. (Превратив весь социум в придаток себе.)
Собственно, именно это и наблюдается сейчас повсеместно. Начиная с «прав меньшинств» – которые превратились в диктатуру для большинства – и заканчивая уже помянутым в прошлом посте упорством в плане совершенствования выпуска условных «смартфонов» – которые уже вылизаны до предела, обеспечивают всех всеми необходимыми функциями уже лет десять, но при этом в разработку которых вкладываются огромные средства. Те самые, которых не хватает в жизненно-важных областях – например, в сфере образования. (На самом деле, конечно, это относится не только к «гаджетам» – с теми же автомобилями подобная ситуация наблюдается уже лет тридцать, а с самолетами – и того больше.)
Итог – текущий кризис. Состоящий в том, что «все известные рынки» – и «материальные», и «социальные» – не просто перегреты, а сверхперегреты, но на их дальнейший «нагрев» уходят все имеющиеся средства. (А вот не попавшие под определение «известные рынки» области деятельности буквально заморожены – то же образование, например, на уровне конца XIX – начала ХХ столетия.)
Ну, и самое главное: какой же вывод отсюда можно сделать? А очень простой: в случае рационального отношения к социальным процессам огромное значение будет иметь не только создание/запуск новых социальных процессов, но и «выключение старых». То есть, человечеству давно уже жизненно необходимо обретение умение «обрывать потоки», причем, желательно еще при «подходе к акме», при подходе к «максимально возможному достижению», после которого сделать это будет уже проблематично. (Желательно, разумеется, в момент самого «акме», но это – уже высший пилотаж.)
То есть, с какого-то времени стоит понять, что «доведение до совершенства» еще на 1% приведет к затратам, в разы – а то и на порядки большим, нежели было затрачено на предыдущие 99%. Как это происходит со смартфонами, с автомобилями, с правами женщин, с ЛГБТ и, конечно же, с «цифровизацией». Коя превратилась уже в настоящую «черную дыры», пожирающую большую часть экономики – при том, что реальный «выхлоп» этого процесса не превышает того, что был лет десять назад. А точнее – уже меньше, причем, похоже, что с появлением пресловутых «нейросетей» возможен переход этого «выхлопа» в отрицательную сторону. (В том смысле, что «АИ» загадят все инфопространство «ложью второго», «третьего» и т.д. порядков, разобраться в которой будет вообще невозможно. И тем самым, отбросят человечество не в «доинтернетную эру» даже, а в «догутенберговое состояния», при котором только увиденное своими глазами может (условно) считаться существующим.)
Вместо всего этого средства необходимо будет направить в образование, в воспитание детей, в здравоохранение (с определенными оговорками, кстати – скажем, со снижением роли фармации и росте роли профилактики), в «психологическое оздоровление» общества, в поиск способов существования в условиях ограниченности важных ресурсов (например, минерального топлива), в снижение деструктивного воздействия на экосистемы и т.д., и т.п. При этом прекрасно понимая, что и эти процессы, в свою очередь, придется рано или поздно, но «выключать», переходя к другим, более важным в будущем.
То есть, необходимо отказаться от «маятникового» движения, необходимо блокировать «отрицательный полупериод» вместе со всеми его деструктивными факторами – потому, что издержки их уже могут быть больше, нежели вся польза от «положительного полупериода». (Ну, в самом деле, какой смысл от того, что современный мир прекрасно производит смартфоны и беспилотники при условии, что он, буквальным образом, вымрет лет через сто. И на его смену – если ничего не противопоставить этому – придут откровенные религиозные и пр. консерваторы, которые теоретически могут обеспечить рождаемость через массовую деградацию) Иван Антонович Ефремов именовал подобную тактику «геликоидальным врезом» в «спиральную реальность»...
Но понятно, что последнее требует уже отдельного разговора. Тут же можно только еще раз сказать, что понимание диалектичности нашего мира в текущий момент просто жизненно необходимо – потому, что альтернатива этому очень и очень печальна.
|