boris-yakemenko.livejournal.com 19.01.2016 12:22
youtu.be/B8HXdBHb7qo
Наступило Крещение Господне. Это важнейшее событие, с которого начинается проповедь Иисуса Христа, предсказано ветхозаветными пророками (Мал. 3, 1; 4, 5), (Ис. 40, 3–5). и описано в Евангелиях. Последний пророк Ветхого Завета, святой Иоанн Предтеча (Креститель) готовил людей к принятию Спасителя, проповедовал и крестил. Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он вошел в тот возраст, когда по иудейским законам можно было выходить на общественное служение. И Господь пришел на Иордан и попросил Иоанна Предтечу крестить Его. Однако Иоанн ответил «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» «Оставь теперь: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», - ответил ему Господь. (Мф.3:15).
Здесь возникает очень серьезный вопрос. Если крещение, которое совершал Иоанн Предтеча, было знаком покаяния и готовности принятия Спасителя, то зачем оно было нужно Христу, Который и был Спасителем, Мессией? Сказав «надлежит нам исполнить всякую правду», Христос показал всем собственным примером необходимость всех Божественных установлений. Однако, как пишет архиепископ Аверкий (Таушев) «уже «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Мф. 3:16), потому что Ему, безгрешному, не было надобности исповедоваться, как делали это все остальные крещающиеся, оставаясь при этом в воде». Он крестился не потому, «чтобы Сам имел нужду в очищении, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – но чтобы, приняв на Себя мое очищение, сокрушить в воде главы змиев, потопить грех, погребсти в воде всего ветхого Адама, освятить Крестителя, исполнить закон, открыть Таинство Троицы и, наконец, подать нам образ и пример крещения». Крещение Иисуса Христа установило одно из Таинств Христианской Церкви.
Крещение Господне имеет еще одно название – Богоявление, поскольку, в момент Крещения Иисуса Христа произошло еще одно, важнейшее событие – Бог Троица впервые явился людям. С небес раздался голос «Се есть Сын Мой возлюбленный» и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса Христа. То есть явились все три лица Святой Троицы. (Мф. 3, 16-17, Мк. 1, 9-11, Лк. 3, 21-22). «Иисус в день Крещения, сошествием на Него Святаго Духа, помазан по Своему человечеству (Евр. 1:9) и с этого времени Спасителю как человеку принадлежит имя Христос», - писал св. Симеон Солунский. В древней Церкви этот день торжественно крестили оглашенных, почему и сегодня на Литургии вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
«Христос приходит на Иордан с тем, чтобы погрузиться в эти воды, которые омыли весь человеческий грех, которые отяжелели всем человеческим грехом, - пишет митрополит Сурожский Антоний (Блум), - погружается в то, что в русских сказках называется «мертвые воды», погружается Своей чистотой в смертность, греховную, убийственную смертность тех людей, которые себя омыли в этих водах; и выходит из них готовым на то, чтобы умирать не Своей, невозможной смертью, а нашей смертью, которую Он воспринял погружением в мертвость этих убийственных вод. В этот момент уже не только Бог является действующим, решающим лицом в тайне нашего спасения: «Человек Иисус Христос» (это формулировка апостола Павла; Рим. 5:15) в полном послушании и единстве с волей Божией теперь вступает на путь, на который поставлен был Вифлеемский Младенец; Он свободной Своей волей делает Своим то призвание Агнца, закланного до создания мира, которое было наложено на Него воплощением Слова Божия».
В день Крещения Господня происходит «Великое освящение воды» (в отличие от малого, которое может совершаться в любое время), которую хранят потом целый год. Обычай освящать воду на Крещение уходит корнями в глубокую древность. Святитель Иоанн Златоуст в IV веке писал, что «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей».
youtu.be/ufOO9ZEtPXE
Великое освящение воды на Крещение совершается дважды – 18 января, в Крещенский сочельник и в сам день праздника – 19 января. Освящение воды совершается по одному и тому же чину, поэтому и вода, освященная и в Сочельник, и в сам день Крещения, называется Великой агиасмой (Великой святыней). Таким образом, весьма распространенное суеверие о том, что вода, освяшенная 18 и 19 января, есть вода разная, не имеет под собой никаких оснований.
Традиция двойного водоосвящения так же весьма древняя. Уже в VI веке в Палестине воду в реке Иордан освящали дважды – накануне и в сам день праздника Крещения. На Руси существовал и существует обычай, согласно которому 18 января воду освящают в храме, а 19 января – в крестообразной проруби «Иордани» на реке, пруду или озере. В XVII веке патриарх Никон специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли еще раз освящать воду в сам день Крещения Господня? Антиохийский патриарх ответил, что это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. В древней Москве великое освящение воды совершалось в «Иордани» на Москве-реке у Тайницкой башни. Рано утром в день Крещения в Кремле и на берегу реки расставляли многочисленные отряды стрельцов в парадных одеждах со знаменами и барабанами. После торжественного богослужения в Успенском соборе Кремля крестный ход выходил Тайницкими воротами на лед Москвы реки к установленному над прорубью деревянному шатру. В процессии шел сам царь в полном царском одеянии, с золотым жезлом в правой руке и патриарх в праздничном облачении, за царем следовала толпа царедворцев, высших воинских чинов и гостей в парадных костюмах. Берега реки, крыши домов, колокольни и кремлевские стены усеивались бесчисленными зрителями – посмотреть на торжественный обряд освящения воды патриархом люди съезжались в столицу со всего государства. После освящения в проруби воды крестный ход возвращался в Кремль, а к проруби устремлялись сотни людей, желавших набрать святой воды. Многие, невзирая на суровые крещенские морозы, окунались в Иордань – существовало поверье, что такое купание смывает все грехи.
youtu.be/JEbvzWhnGWo
Чудо
Традиция купания в «Иордани» существует до сих пор, но необходимо помнить, что прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня она не имеет и от грехов человека такое купание не очищает. Некоторые, знакомые с книгами, люди приводят в оправдание необходимости купания следующий текст: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучён от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесёт покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение». Считается, что эти слова содержатся в послании к Эпиктету святителя Афанасия Великого, хотя, на самом деле, такого абзаца там нет.
Как нужно пользоваться святой водой? Обычно ее, совершая молитву (есть молитва на «принятие святой воды»), употребляют с утра натощак вместе с кусочком просфоры, кропят жилище, дают детям, пьют при болезни, не подменяя святой водой обычное лекарство. Если вода заканчивается, то ее можно добавить к обычной воде и она сообщит последней свои благодатные свойства. Но, как правило, в любом храме в течение года можно взять святой воды, поэтому не обязательно в день Крещения приходить за водой с огромной бочкой. Если возникла необходимость разбавить обычную воду святой, лучше это сделать по правилам. Над емкостью с обычной водой прочесть или пропеть Крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого в обычную воду крестообразно и с молитвой («Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь») влить немного крещенской воды. К святой воде, как к любой святыне, следует относиться с благоговением и лучше хранить ее в отдельном месте. Недопустимо использование крещенской воды для языческих и оккультных обрядов.
Ждать немедленной помощи после употребления святой воды неправильно. Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
Важно помнить, что для освящения воды не имеет значения глубина погружения креста, материал, из которого он сделан. Нельзя поддерживать суеверие о том. что для большей благодати надо набрать воды из трех храмов. Может ли портиться святая вода? Может, но в силу внешних причин. В нее может что-то попасть, посуда, в которую ее набирали, может быть плохо промыта (ежегодно раздаю в одном московском храме святую воду – десятки людей набирают святую воду в бутылки из под кока-колы (а то и пива), запах из которых свидетельствует, что с водой будут проблемы). Если такое произошло, воду следует вылить в какое-то место, куда не ступит нога человека – в проточную реку, в лесу под дерево или отнести в храм и вылить в «непопираемое место», которое есть при в каждом храме.
С ПРАЗДНИКОМ.
|