| |
Любая самая идеально «состряпанная» структура властной вертикали, управляющей обществом несет в себе зародыш своей деградации и разрушения, если только ей столь же идеально не соответствует психология человека на всех ступенях этой пирамиды. Известно, что психотипы человека можно условно разделить на альтруистов и эгоистов. Кто-то даже посчитал (хотя мне трудно представить доказательную базу таких расчетов), что соотношение между альтруистами и эгоистами в нашем мире представляет из себя константу и равняется один к тринадцати или четырнадцати (точно не помню). Не знаю, насколько это соотношение правдиво, но интуиция говорит, что такие показатели не слишком далеки от жизни. Следовательно, довольно утопично полагаться на то, что власть будет сама собой сформирована из одних альтруистов, даже если предположить, что в результате каких-либо изменений к верховной власти придет именно группа таких человеков. Я неоднократно читал, что СССР был одним гигантским экспериментом по выращиванию народа-альтруиста. Результат печален. Более того, альтруисты во власти опаснее, чем эгоисты многократно. Их действия на порядок менее предсказуемы, а значит и опасны для окружающих. Вероятность срыва в жесткие режимы принуждения крайне высока. Таким образом, все, что остается – это строить власть из эгоистов, руководствующихся правильной с точки зрения общественных и государственных интересов правильной мотивацией. А это возможно на длительном промежутке времени только в одном случае – когда личная мотивация будет полностью совпадать с общественными и государственными интересами, и вся энергия человека будет уходить не на борьбу с внутренними конфликтами или на попытки использования служебного положения в личных целях, а на максимально эффективную самореализацию как управленца.
Ну и как же нам этого добиться?
Сегодня вся энергия управленцев сосредоточена совершенно в иных направлениях – межклановая и межличностная борьба за сохранение и укрепление собственных позиций во власти, а также увеличение личного материального «благосостояния». И это совершенно не случайно. Такая логика была заложена сразу в момент развала СССР.
Мы атеистическое общество? – Да, хотя в последние десятилетия наши руководители и полюбили стоять в храмах со свечками, на низовом массовом уровне ничего не изменилось. Да в отношении них самих сомнений в истинной вере гораздо больше, чем уверенности.
Главными ценностями в жизни и символами успеха являются материальные? – Однозначно, причем в их самой худшей форме – денежной. Желание поиметь новый дом, шкаф или машину еще можно хоть как-то понять и объяснить, но желание иметь на своем банковском счету запись с большим количеством ноликов выглядит уже иррационально. Но, тем не менее, именно таковыми выглядят цели почти каждого человека. И чем выше он находится в социальной пирамиде, тем ярче выраженными они становятся.
То есть поведение любого чиновника, направленное на решение вышеуказанных вопросов становится не просто допустимым, а единственно рациональным. Другим ему просто не дадут быть. Возникает эффект отрицательной селекции, когда любой Мало-мальски приличный и порядочный человек выдавливается из власти как чуждый и опасный элемент. Отсюда и тот результат, который мы наблюдаем.
Следствием этого является то, что, во-первых, никакие локально-показательные репрессии в чиновничьем аппарате не могут привести ни к каким существенным изменениям, а, во-вторых, смена власти на любую оппозицию также ничего не способна изменить по существу. Просто одни карманы сменятся другими.
Не случайно я раньше обратил Ваше внимание не то, что все изменения в идеологии, экономике, политике и государственном устройстве могут быть только одновременными в рамках единой концепции и никак иначе. Отстанем в экономике – частная собственность и власть денег не даст изменить мотивацию человека во властных структурах. Затянем с перестройкой системы государственного управления – не сможем управлять экономикой. Не поднимем на должный уровень духовную составляющую человека, мгновенно просядем все с той же мотивацией. Забудем про национальный вопрос – не возникнет полноценной общности и межнациональные конфликты раздерут страну на части.
Но вернемся к мотивации.
Самое простое это разобраться с возможной отрицательной мотивацией, то есть наказаниями. Делать их крайне суровыми, типа публичного отрубания руки за любую взятку, как-то не по-человечески, но и без этого наша жестокая цивилизация накопила немалый опыт. Здесь и тюремное заключение, и запрет на любую управленческую деятельность, и конфискация имущества, и многое другое. Причем, самым главным и, возможно, самым действенным, окажется пожизненный или многолетний статус общественного изгоя. Если все общество (а не только власть) не лицемерно, а на самом деле будут относиться к любым нарушениям общепризнанных правил, устоев и законов резко отрицательно, то и желание их нарушить будет гораздо слабее. Особенно если любой человек не на словах, а всем своим поведением и делами будет это отношение подтверждать.
Но там, где прут, должен быть и пряник. А создать правильную систему положительной мотивации гораздо сложнее. И еще сложнее сделать ее более весомой и действенной, чем угроза наказания. В рамках СССР эту проблему пытались решить, но откровенно неудачно. До тех пор, пока главной мотивацией оставалась внешняя угроза, а затем необходимость скорейшего преодоления последствий войны, все работало отлично. Но как только жизнь и быт потихоньку наладились, начались реальные проблемы.
Духовная мотивация (по причине идеологического низвержения Бога) была заменена моральной – поощрениями, грамотами, медалями и орденами. Это, конечно, играло определенную положительную роль. Но очень часто даже такая мотивация вызывала не менее значимые отрицательные эмоции по причине зависти или злобы со стороны окружающих. Ведь одновременно с этим вовсю пропагандировался принцип «невысовывания из толпы». Да и эффект от подобного рода поощрений был слишком кратковременным – порадовался, выпил с друзьями и забыл.
Основные стимулы создавались с помощью материальной мотивации – права на новую квартиру или машину вне очереди, денежная премия или премирование отдыхом на море. Вот, пожалуй, и весь скудный набор. И это тоже толком не работало. В свое время, еще в СССР, ходила такая поговорка, что прибавка в зарплате на 10 руб. ощущается месяц, нга 20 – 2 месяца и так далее. Оно примерно так и было в реальности. Наиболее «долгоиграющим» фактором была квартира, но поощрения ею бывали крайне редко из-за большого дефицита.
Материальная мотивация была ущербна сразу по трем параметрам. Во-первых, она направляла все устремления личности именно в эту сферу. Во-вторых, она была разовой, следовательно, как только ее действие заканчивалось (если не раньше), мгновенно возникало новое и, возможно, еще более сильное желание новых материальных благ. А поскольку такое поощрение было редкостью, то мгновенно возникало желание попробовать добиться благосостояния иными путями. Хотя с сегодняшним разгулом не сравнить. В-третьих, в этой сфере мы объективно проигрывали Западу. И отнюдь не потому, что работали меньше или хуже, не потому, что эффективность труда при социализме была ниже. Нет, просто для Западных хозяев вопрос состоял не в том, как заработать, а как поделиться награбленным в колониях с собственным народом, чтобы заткнуть ему глотку, а заодно покрасоваться перед СССР. У нас таковых источников не было. Часто говорят, что национальные окраины Российской Империи можно было бы легко считать колониями, аналогичными британским или французским. Может и так, но Россия в отличие от колониальных держав никогда не истощала и не грабила свои окраины. Напротив, все они жили и развивались за счет дотаций из центра, за счет самоэкспуалатции самой России и ее народа.
В условиях отсутствия духовной мотивации и слабости материальной для чиновного люда в СССР придумали некую комплексную «статусную» мотивацию. Она заключалась в комбинации моральной (более частые награды и продвижение по службе, невозможность выпадения из номенклатуры, за редким исключением) и материальной (лучшие квартиры, служебные машины и дачи, спецмагазины с дефицитными товарами и продовольственные спецпайки). Но, если честно, то такая мотивация сыграла даже большую отрицательную роль, чем положительную. Вся материальная убогость такой мотивации становилась все более очевидной по сравнению с растущим материальным благосостоянием на Западе, где даже более низкий по своему социальному статусу человек мог просто пойти и купить больше, чем у нас раздавалось в спецраспределителях или давалось в пользование.
Размышляя о будущей системе положительной мотивации для человека, включая все уровни властной вертикали, мы не на секунду не должны забывать отрицательный опыт СССР. Инна совершенно не должно успокаивать то, что времена колониального грабежа подошли к концу и больше Западу халявы в прежнем объеме ждать неоткуда. Нас не должно радовать, если их средний класс будет нищать стремительнее, чем наш собственный. Как не должно обнадеживать и то, что ухудшение уровня жизни можно будет списать на кризисные «объективные» обстоятельства.
Центральное место всей системы мотивации должна стать духовная мотивация. Но добиться того, чтобы она реально работала можно только, если духовное в человеке будет превалировать над материальным с самого детства. Сегодняшнему взрослому человеку-атеисту или даже не слишком искреннему поклоннику любой из религиозных традиций не объяснишь, что Бог реален, что он в самом человеке, вокруг него и за все, что с нами происходит мы несем и будем нести полную ответственность без каких-либо ссылок на внешние обстоятельства. А в раннем детском возрасте это не просто возможно, это единственно верно. Ребенок до определенного момента не просто верит, он Знает, что Бог есть и что он далеко не «абстрактный старик на облаке», он способен его чувствовать, общаться с ним. Ребенок до определенного возраста един с миром. И лишь потом, когда «разъяснения» взрослых приводят сначала к внутреннему конфликту, а затем и к смене мироощущения ребенка на взрослое, индивидуалистически-материальное, это мистическое единение с миром уходит. Остаются лишь внешне правильные, но отрованные от жизни и беспричинно «висящие в воздухе» заповеди и правила поведения. И если не давать уйти этому чувству единения с миром, если научиться сохранять его в себе на протяжении всей жизни, то большая часть внешней мотивации просто станет не нужна. Это будет исключительно рациональная самомотивация любого человека на любом месте. А что касается материальной мотивации, то нужна, разумеется, и она. Но в ней самым главным является даже не размер или исключительность, а справедливость.
А справедливость, возведенная в принцип на всех уровнях социальной лестницы, добавляет и огромную моральную мотивацию – чувство сопричастности к лучшему обществу, лучшему народу и лучшей стране не Земле.
Окончание следует……
|