Часть 2.
Кого сегодня интересуют философские размышления?
Само слово «философия» звучит настолько скучно, что и читать неохота, не так ли?
А что вообще, обсуждали философы? О чём они размышляли? Может быть, о жизни? О разуме? О принципиальных путях развития человечества? Искали истину?
Что первично – дух или материя?
На самом деле это ключевой вопрос. В жизненной практике – это ДВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА.
Противоположных! Два вида разума, плохо контактирующих между собой. (Взаимопонимание чиновника и художника более чем проблематично)
Две тысячи лет самые умные представители человечества пытались решить сей вопрос.
А сегодня это никого не интересует. Даже самих философов, чьё существование в этом мире предельно пассивно. Хотя, при любом университете есть философский факультет. (Вопрос: Можно ли научить быть философом?)
Конечно, есть умные люди, кулуарно общающиеся между собой, есть официальные философские журналы.
И есть проблемы современного общества, в которых под силу разобраться только людям с философским складом ума, мыслителям.
Учёные узкоспециальных направлений могут прекрасно разбираться в том, как работают нейроны, но ничего не понимать о самом разуме. Что, собственно, и происходит.
Ещё менее способны разобраться в проблемах реального мира те, кто водрузил на себя ответственность за управление и направление – развития государств и народов. Политики, чиновники, финансисты, интеллигенты – интеллектуалы, т.е. гуманитарии. Это всё крайние представители идеалистического направления развития, через слово.
Всё в этом мире находится в системе, всё взаимосвязано. Нужно обладать громаднейшим интеллектом, чтобы связать между собой, казалось бы, разрозненные части бытия. Узкие специалисты и немыслящие люди на это не способны.
А кто на это способен? Художники (которые обязательно мыслители) и философы. Именно поэтому - философия образовалась, как мать всех наук.
Но, к сожалению, ныне, нет общества, которому были бы нужны философские истины и произведения высокого искусства.
Закон рынка гласит: спрос рождает предложение. В нынешнем мире… формально культурном, образованном, а по сути всё более склоняющемся к невежественности, нет спроса на философию и искусство. Их представителей можно рассматривать, как неудачников. А кому хочется быть неудачником?
В корыстном, прагматичном мире, в обществе потребления, умеющем мыслить только на конкретно – бытовом уровне, высокое абстрактное мышление людям почти недоступно. Это «высшая математика разума», чуждая социуму, который хорошо освоил только «арифметику».
Умение говорить и читать, не является свидетельством ни ума, ни мышления. Говорить умеют все. Начиная с двухлетнего ребёнка и кончая умственно отсталыми.
Большого ума не требуется и для того, чтобы заучить необходимый набор знаний – нужно лишь послушание, усидчивость и хорошая память.
Для настоящего ума нужна ещё такая малость, как мышление. И, не смотря на то, что любой человек свято уверен, что, уж, кто-кто, а он-то умеет мыслить… практически никому невозможно объяснить механизм мышления.
Самые умные и талантливые люди сегодня ходят в «неудачниках». Мудрецы - философы, художники, писатели, учёные. Не умеют они зарабатывать деньги, не имеют фабрик, заводов, пароходов… даже плохенький Мерседес им не по карману. Конечно, неудачники. Советские артисты умирают в нищете.
Вот только читала комментарии к одной заметке. В них Макаревича и Садальского называют клоунами. Это мнение народа о художниках.
Бывают дни, когда опустишь руки
И нет ни слов, ни музыки, ни сил.
В такие дни я был с собой в разлуке
И никого помочь мне не просил.
И я хотел идти куда попало,
Закрыть свой дом и не найти ключа.
Но верил я - не все еще пропало,
Пока не гаснет свет, пока горит свеча...
И спеть меня никто не мог заставить.
Молчание - начало всех начал.
Но если песней плечи мне расправить -
Как трудно сделать так, чтоб я молчал.
И пусть сегодня дней осталось мало,
И выпал снег, и кровь не горяча.
Я в сотый раз опять начну сначала,
Пока не гаснет свет, пока горит свеча...
А.Макаревич
Нет сегодня песен. И угасают последние свечи!
Мало кто понимает, что на человечество наползает время тьмы. И тьма всё гуще.
Наступает время технологически развитого, но средневековья. Невежественность, бескультурье. И это при активном образовании.
Вот это и есть следствие нерешённой философской проблемы – о первичности духа или материи. ЖИВЯ В РЕАЛЬНОМ, МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫБРАЛО АБСТРАКТНЫЙ ДУХ! ПОСТАВИЛО СУБЪЕКТИВНЫЙ РАССУДОК НАД ОБЪЕКТИВНОЙ МАТЕРИЕЙ.
О человеческой психике, в основном, рассуждают психологи. Которые, опираются на научные данные. Должны опираться. Поэтому, психология считается наукой.
А так же всевозможные гуру, надёргавшие идей из экзотических, восточных, учений. (Для глубокого познания коих необходимо полжизни их изучать, жить в конкретной стране, сродниться с её менталитетом)
Поскольку это религиозно – философские учения, относительно научных знаний там никак. А корни уходят вглубь веков, привнося в современность, как мудрость, так и заблуждения древних людей.
Свою лепту, в якобы понимание человеческой психики, привносят и другие религии, присвоившие себе право на человеческую душу.
А как насчёт важнейших социальных институтов, у которых накоплен громадный опыт работы с человеческой психикой? Речь о культуре и искусстве.
Какая ещё область знания способна так глубоко и точно разобраться с человеческой психикой (и не только с человеческой)?
Психологи, социологи, педагоги, восточные гуру, кто?
Что ещё имеет такое мощное влияние на людей, как произведения искусства? Любой профессионально - талантливо сделанный фильм, написанная книга – это громаднейший труд художника, где психология героев, социальные взаимоотношения, проблемы общества разбираются, анализируются в тончайших нюансах.
Художник – это тоже философ и психолог. (Как и настоящие философы и психологи, имеют обязательное творческое мышление)
Мышление и творчество невозможны друг без друга. У них единая база для изучения – человеческая психика. Но разная специфики обработки мыслей.
Наука ИЗУЧАЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, основываясь на ФАКТАХ, имея ДОКАЗАТЕЛЬНУЮ, МАТЕРИАЛЬНУЮ БАЗУ любому утверждению.
Философия изучает конкретную действительность, ОБОБЩАЕТ, СИСТЕМАТИЗИРУЕТ, АНАЛИЗИРУЕТ разрозненные жизненные факты и выводит из них следствия.
А искусство наблюдает жизнь, изучает действительность, систематизирует, обобщает, анализирует… и создаёт ВАРИАЦИИ конкретных ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ.
Цель – развлечь людей. Но, развлекая, искусство мощно воспитывает, развивает, обучает. (Мы увидели жизнь – поступки и следствия героя фильма – и приобрели его опыт).
Развлекательное псевдоискусство тоже воспитывает и обучает. Плохому, низкосортному, примитивному… часто, с сомнительной нравственностью. Оно ориентировано на неразвитых людей, которые высокохудожественные произведение искусства просто не поймут.
К тому же, художник работает не только с мыслями и словами, но и с эмоциями. Что делает художественные произведения особо ценными, потому что они воздействуют на душу, развивая эстетику и нравственность. Философская глубина и эмоциональное воздействие многих книг, фильмов, поэзии, других произведений искусства навсегда признаны, как высочайшие достояния общечеловеческой культуры.
Но, в сегодняшнем мире востребованы психологи, гуру, религиозные деятели, коммерсанты от творчества, работающие на потребу серой массы…
Но не мыслители, не философы. И не художники - единственные, кто наиболее верно понимает и отражает реалии жизни. Поскольку, через обобщение они приходят к конкретному. Кто самим своим творчеством возвышает людей, заставляет шевелить мозгами, пробуждает душу. В нашей стране сегодня художники – клоуны. И это мнение не одного, не двух человек. Сознательно или подсознательно так считают очень многие. Полудебилы, недалеко ушедшие от неандертальцев, считают клоунами и неудачниками умных, развитых людей.
Несмотря на то, что слово «культура» используется достаточно активно, люди плохо представляют – что это такое. Но все попытки объяснить натыкаются не просто на непонимание, а на агрессивное сопротивление.
Фраза из одного обсуждения: «…если инженеру, экономисту и другим специалистам - пофигу Ваша культура, то может это и не культура вовсе»?
Ну, чтож, стоит попробовать разобраться – что такое культура, искусство…
Чем культурный человек отличается от бескультурного, а художник от бездарности…
Продолжение следует.
|