На днях Латвийская Республика в очередной раз отметилась празднованием дня памяти легионеров. Престарелые эсэсовцы и их молодые поклонники, неонацисты, прошествовали стройными рядами по улицам Риги под лозунгами освободителей от советской оккупации. Мало того, что латышское правительство поощряет проведение подобных «парадов», оно еще и пытается разработать весьма своеобразный закон «О научной деятельности».
Предполагается, что в соответствии с этим законом любой ученый обязан будет прекратить любые научные исследования, если они по заключению спецслужб (!) несут угрозу национальной безопасности. Разумеется, подобные ущемления прав, прежде всего, коснутся историков, которые занимаются исследованиями событий Второй мировой войны.
При подобном раскладе становится понятным стремление латышской политической элиты притеснить так называемых «социальных историков». К примеру, директор Бюро охраны Конституции Латвии Янис Кажоциньш открыто заявил, что деятельность российского негосударственного фонда «Историческая память» находится непосредственно в поле его зрения. Сразу вспоминается инцидент с подготовленной этим фондом выставкой «Угнанное детство: судьбы детей угнанных на территорию Латвии в 1943-1944 годах». Тогда для того, чтобы не допустить проведение выставки, латышское правительство назвало ученых фонда персонами нон грата и представило их как субъектов, олицетворяющих «угрозу национальной безопасности Латвии».
Гнев прозападных латышских политиков понятен. Скандал, грозящий развенчать миф о «латышских освободителях» назревал как раз накануне очередной годовщины Великой Победы над фашизмом. Ведь «уроки патриотизма» в латышских школах и ежегодные шествия националистов стали фирменным знаком новой независимой страны. То, что прославляемые ими «освободители» воевали в форме, носители которой были осуждены на Нюрнбергском процессе, создателей национального мифа похоже не интересует вовсе.
Новый президент Латвии, не желая отставать от своих предшественников, также за время своего руководства открыл очередной эсэсовский мемориал, который, по его задумке, не должен затеряться среди множества музеев и музейчиков в память о «латышских героях». Об их «подвигах» ни много, ни мало, уже слагают легенды на уроках патриотизма в школах. Похоже, осталось совсем не много до того момента, когда страна, гордящаяся своим членством в Евросоюзе, без страха и упрека назначит латышских карателей – национальными героями.
Между тем, зверства латышских «героев» можно перечислять очень долго. Одна операция под поэтическим названием «Зимнее волшебство», носящая кровавый и карательный характер, запомнится ученым, исследующим эту человеческую трагедию, на века.
Возвращаясь к вопросу о принятии закона по научной деятельности, хочется заметить, что фонд «Историческая память», деятельность которого находится под присмотром латышских спецслужб, нагнал ужас на тех депутатов, которые особо горячо поддерживают пособников фашистов. Ведь именно этот фонд совместно с Департаментом по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь выпустил сборник документов по операции «Зимнее волшебство».
Сама операция проводилась в феврале-марте 1943 г. у юго-восточных границ Латвии на территории Освейского, Дриссенского, Россонского районов Беларуси и Себежского района России. Ее целью было создание вдоль латвийской границы многокилометровой полосы «мертвой земли». Все деревни, как и их жители, встречающиеся на пути карателей, были выжжены и истреблены с особой жестокостью. В ходе этой операции, которая длилась чуть более месяца, было сожжено более 430 деревень и уничтожено 3639 человек среди мирного населения. Из них 2118 человек оказались детьми до 12 лет. Эта «акция» была, разумеется, не единственной из проводимых немцами за годы войны, однако ее отличает то, что основной ударной силой в ней выступали латышские полицейские батальоны. Те самые, которым сегодня ставит памятники современная латышская власть.
Президент Латвии, открывая памятник, предложил следующее: «Перед легионерами нужно склонить головы» …Вопрос, а зачем собственно ее склонять, чтобы спрятать взгляд? За убитых женщин, стариков и детей? Или за грабеж и угон в рабство в «воспитательно-трудовой» лагерь тысяч мирных жителей Беларуси, особенно детей? Или может склонить голову за сожжение деревни Хатынь?
Доктор гуманитарных наук из Беларуси Алесь Белый в свое время отметил: «нам хотелось бы видеть на месте паломничества в этой деревне (Хатынь) официальных представителей Латвии с тем, чтобы они могли показать, что они стоят на стороне жертв террора, а не поддерживают нацистов». Однако латыши отнюдь не раскаиваются в содеянном. Возникает резонный вопрос: как такое возможно в стране, входящий в «правозащитный» Евросоюз, которому якобы претят преступления против человечности? Хочется заметить, что даже в Германии за подобные волеизъявления, а тем более за установку монументов посвященных нацистам, - прямая дорога в тюрьму. Так почему же они молчат, по поводу творящейся в Риге политики попрания истории?
На этот вопрос исчерпывающе ответил специалист Института стран СНГ и Балтии Михаил Александров. Он заявил: «Нынешнее поведение Евросоюза, как и Запада в целом, можно считать проявлением долговременной политики. Для него важно, чтобы у власти в Прибалтике оставались русофобски настроенные элиты, чтобы этот регион находился в орбите его влияния». А русофобы в Латвии – это просто-напросто потомки военных преступников. Ведь латышская миграция в США и Западную Европу сплошь состояла из людей, запятнавших свою репутацию.
Сегодня чиновники благословляют шествия убийц-эсэсовцев на своей исторической родине, а Евросоюз, потупив взгляд, оправдывает это созреванием национальной демократии. А тут созревать нечему – начался процесс гниения. Неужели своим союзникам ЕС готов простить всё – даже преступления против человечества?
|