Исраэль ШАМИР на "Комсомольская правда" – www.kp.ru 15.10.2013 07:42
Оценка случившемуся в эти выходные в столице народному сходу
Оснований для анти-кавказских волнений не было. Обычное бытовое убийство
|
| Оснований для анти-кавказских волнений не было. Обычное бытовое убийство. Фото: REUTERS. |
|
1.
Был у меня дружок Витя, красивый, веселый, заводной. Много мы с ним ходили по девчонкам, на танцы, на концерты. Потом я уехал за границу, а когда вернулся в Россию после долгих лет эмиграции, пришел к нему. Встретили меня его постаревшие родители. «Давно убили нашего Витеньку» - сказали они. «Было ему 22 года, пошел гулять с девчонкой из соседнего района, ночью возвращался и зарезали его. Вот уж сколько лет прошло, а убийцу не нашли. Наверное, и его давно зарезали на зоне».
Времена были тихие, брежневские, но и тогда можно было ночью напороться на нож пьяного отморозка. Такая грустная история случилась и в эту субботу в спальном московском районе Бирюлеве. Пошел паренек с девушкой погулять, вернулся за полночь, какой-то отморозок стал приставать к его девчонке, паренек стал на его пути – и зарезал его этот ублюдок. Зарезал и убежал. Полиция ищет, но пока не нашла. И эта печальная, но довольно обыденная история вылилась в небольшие беспорядки районного масштаба с националистическим оттенком, мол, кавказец нашего зарезал. Не Кондопога, и не волнения в Лос-Анжелесе, но побили нескольких омоновцев. Слава Богу, никого не убили в ходе беспорядков, и даже серьезно не ранили, но шуму было немало.
2.
Оснований для анти-кавказских волнений не было. Обычное бытовое убийство. Не то что убийца зарезал Егора, чтобы Курбан-Байрам отпраздновать, или в ходе спора о Ермолове. Это не была этническая преступная банда, издевавшаяся над православными россиянами. Просто пьяный или обкуренный отморозок, ночная встреча с трагическим финалом. Полиция ищет, наверное, найдет. Но появились в Москве националистические группировки, которым во что бы то ни стало хочется раздуть пожар межэтнического конфликта, и их любой повод устроит. Полиция и СК с ними работают, понемножку сажают. Может быть, недостаточно. С такими проблемами сталкиваются все большие города мира, и Москва – не исключение.
Я помню, как в Лондоне Национальный Фронт раздувал межэтнические столкновения в 70-е годы. В Израиле буйствовали банды каганистов, избивавших арабов на улицах. Но Лондон с этим справился, справится и Москва.
Неприятно, что в социальных сетях эту районную историю стали раздувать до масштабов «Вставай, страна огромная». Начались женские истерики (иногда и блогеров мужского пола) о засилье черномазых в Первопрестольной. Видит Бог, меня еще никто не обвинял в излишней политкорректности, но разговоры о «зверьках», «чурках», «хачах», по-моему, должны выводить пользующихся этими выражениями за рамки цивилизованного дискурса. Москва излишне толерантна к расизму. Даже на моей второй родине, в Израиле с его апартеидом, нельзя дать в газету объявление о сдаче квартиры «только еврею». Газета откажется. А в Москве каждое второе объявление требует «славян».
Недавняя избирательная кампания Алексея Навального тоже дала выход негативной динамике. Сам Навальный извинился за «грызунов», но его слова многие поняли, как призыв к изгнанию инородцев из Москвы, а то и к отделению Кавказа. Либеральная московская интеллигенция не осудила его за расистские выражения. Из этой толерантности к словоупотреблению вырастают беспорядки. Если можно говорить о «зверьках» и отказывать им в квартирах, то завтра соберутся бить морды ОМОНу.
Я не уверен, что происшедшее в Бирюлеве можно назвать «погромом», максимум – погром-lite. Почти никто из мигрантов не пострадал, хулиганье занималось вандализмом на овощной базе, полиция твердо отстаивала свои позиции и увозила распоясавшихся хулиганов вовремя. Ситуацию раздувать не надо. Нужно сказать четко: никто не защищает убийцу, ему место в тюрьме, или в могиле, как решит суд и как позволит право. Но нельзя оправдывать и погромщиков. Хорошо, что полиция с ними живо разобралась.
3.
А теперь о сути проблемы. В Москве сложились очень сложные условия быта. Город перегружен. Слишком много людей. Если столько кроликов посадить в одну клетку, они будут друг другу глотки рвать, а люди – не кролики. Миграция создает дополнительные перегрузки. Если в квартире в Бирюлеве, рассчитанной на троих, живет двадцать приезжих, это ложится немалым бременем на их соседей по подъезду, по дому, по улице. Одно из предвыборных предложений Навального можно реализовать сейчас – соблюдение санитарных норм. Если в квартире положено по нормам жить троим – то все остальные должны съехать, а пока суд да дело, платить неподъемные для хозяина квартиры штрафы.
Мигрантам нужно платить в соответствии с трудовым кодексом, не меньше, их рабочее время должно быть нормировано, как у всех. Ситуацию с приезжими нужно нормализовать. Дать им все права, или потребовать уехать. С приезжими сложилось, как с приезжим племянником из Сибири – одно дело, если он переночует несколько ночей на диванчике в гостиной, а другое – если за ним жена и дети приедут, а тогда квартира станет коммунальной, и в нужник придется в очереди стоять. Прошли переходные годы, приезжие спали на диванчике, но пора и переходить к нормальной жизни. Штрафовать работодателей и сдатчиков квартир, если они нарушают нормы, в первую очередь. Повысить налогообложение арендной платы – если сегодня хозяин квартиры сдает ее десятку мигрантов, он получает хорошие деньги, а неудобства терпит весь дом и весь город. Этими деньгами надо делиться – с городом и с бюджетом. И все у вас получится.
4.
И наконец, по национальному вопросу. Русским повезло с мигрантами – приезжие говорят по-русски, выросли (они или их родители) в Советском Союзе. Для русских кавказцы не чурки. Русские люди любят кавказцев. Любят черкесов, любят грузин. Об этом писали убедительно Лермонтов, Пушкин, Толстой. Максим Максимыч, герой Лермонтова, курил кабардинскую трубку, носил чеченскую шапку и мечтал жениться на черкешенке. Казаки Ерошка и Лукашка, герои Толстого, хоть и воюют всю жизнь с чеченцами, ближе к абрекам, чем к офицеру из Петербурга. Грибоедов женился на грузинской княжне. Русские поэты любили Расула Гамзатова и Фазиля Искандера. То есть у русских и кавказцев есть глубокая взаимная симпатия, душевное созвучие – гораздо больше, чем у русских с немцами, хотя немцы уже триста лет живут на Руси.
Я заметил, что с особой неприязнью к кавказцам относятся не вполне русские люди. Я помню это и по своему еврейскому детству – к кавказцам душа не лежала. И только потом, проникнувшись русским духом, я понял, чем кавказская удаль так манит русские сердца. Недаром многие затравщики анти-кавказской кампании в Москве выросли в частично еврейских или частично немецких семьях, как главные лидеры русских националистов – они не узнали с детства, что единит русских и горцев Кавказа. Тут сказывается иная ментальность, иной унаследованный исторический опыт. Недаром Лев Николаевич Гумилев говорил: настоящий русский любит Восток.
Сейчас, когда после многих тяжелых лет, Россия наконец-то занимает свое высокое место в семье народов, надо снова обратиться к ее восточным корням – не на пути ханжеской толерантности, терпимости, политкорректности, но на пути любви к Востоку, заповедованной лучшими мыслителями, святителями и творцами земли русской.
|