В Центральном Доме ученых Москвы продолжается открытая до 17 марта выставка «Сокровища Африки». Фотографии, посвященные наскальной живописи ливийской Сахары, предоставлены востоковедом, Чрезвычайным и Полномочным послом в Ливии и Тунисе Алексеем Подцеробом, а также писателем, кинематографистом Николаем Сологубовским и фотографом Ильей Сологубовским. Помимо живописных фотографий посетители могут увидеть традиционные африканские маски и современные деревянные скульптуры Центральной Африки из личной коллекции африканиста, Чрезвычайного и Полномочного посла Валерия Егошкина.
Благодаря российским ученым-путешественникам мы можем увидеть затерянные, но сохранившиеся до наших дней миры, ощутить движение времени. В Великой пустыне находятся тысячи наскальных рисунков и петроглифов /гравюр/, включенных ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.
Представленные на фотовыставке изображения попали к нам из самых отдаленных и затерянных уголков пустыни, добыть их было не просто. Как сказал корреспонденту ИТАР-ТАСС главный инициатор выставки Алексей Подцероб, «то, что показано здесь, это – уникально, это – настоящая пустыня, как она выглядит, когда уходишь на 300-400 км. от оазисов, от асфальта» вглубь Сахары. Многое еще не открыто, и, как заметил востоковед, – «плохо исследована, в частности, ливийская часть горного массива Увейнат, не исключено, что там находится немало так и не обнаруженных до сих пор фресок».
«К сожалению, сейчас нависла угроза над всеми этими произведениями искусства», – с печалью сказал Подцероб. «Идет «воровство» рисунков, – пояснил он. – Рисунки, нанесенные натуральными красками, «переводятся» со скал на мокрую ткань и таким образом исчезают».
Кроме того, по словам востоковеда, после гражданской войны в Ливии началось массовое разграбление музеев, в том числе центральных.
Для изучения и сохранения культурного наследия Африки по всему миру создаются центры африканского искусства. Как сообщили корр. ИТАР-ТАСС организаторы выставки «Сокровища Африки», идея создания подобного центра в Москве поддержана президентом России.
«В марте состоится презентация проекта Центра Африканского Искусства, – уточнил Егошкин. – Под его эгидой будут объединены частные коллекции, предоставленные российскими африканистами».
Кроме того, планируется, что Центр будет проводить выставки и издавать каталоги по африканским коллекциям, которые есть в России.
«Мы очень хотим издать представленные на выставке фотографии отдельным, цветным фотоальбомом, – поделился планами Николай Сологубовский, – Возможно, создающийся Центр Африканского Искусства в этом поможет».
Экспозиция произведений африканской культуры.
В Центральном доме ученых открыта выставка «Сокровища Африки», на которой представлены посвященные наскальной живописи ливийской Сахары фотографии писателя и кинематографиста Н. А. Сологубовского, фотографа И. Н. Сологубовского и ведущего научного сотрудника ИВ РАН, Чрезвычайного и Полномочного посла А. Б. Подцероба и традиционные африканские маски и современные скульптуры Центральной Африки из личной коллекции Чрезвычайного и Пполномочного посла В. Е. Егошкина.
В Великой пустыне находятся десятки тысяч рисунков и петроглифов, многие из которых включены Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в список Всемирного наследия, и благодаря российским исследователям москвичи получили возможность познакомиться с ними.
Великую пустыню они знают не понаслышке. Представленные на выставке фотографии сделаны в отдаленных районах Сахары. Ученые уходили в пустоту, удаляясь по грунтовикам и бездорожью на многие сотни километров от оазисов и асфальта, преодолевая огромные – до 200-300 м высотой – барханы, попадая в жестокие бури – самумы.
В декабре 2005 г., а затем в 2006-2010 гг А. Б. Подцероб и Н. А. Сологубовский возглавили группу россиян, которая дошла до центра самого труднодоступного района Великой пустыни – эрга Мурзук. Им удалось исследовать три огромных «музея под открытым небом», расположенных в горах Акакус, вади Матхандуш и в малоизученной ливийской части горного массива Увейнат. Находящиеся в этих «музеях» фрески и гравюры образуют нить, связывающую нас с людьми, жившими многие тысячелетия назад.
Размещенные в экспозиции фотографии представляют своего рода репортаж о жизни, кипевшей когда-то в Сахаре жизни, когда по нынешней пустыне текли полноводные реки и она была покрыта лесами, пальмовыми рощами. Там водились крупные травоядные – слоны, носороги, бегемоты и крупные хищники – львы, пантеры, крокодилы. Сейчас на месте этого «земного рая» лишь уходящие в бесконечность горизонта гряды дюн, выжженных солнцем.
В экспозиции представлены и фотографии рисунков, на которых изображены гараманты – народ, основавший в Феззане государство, которое просуществовало полторы тысячи лет. Гарамантами была создана цивилизация в сердце пустыни, что стало уникальным для античности явлением.
Внимание посетителей привлекает к себе и галерея фотопортретов людей пустыни, будь-то властелины безбрежных просторов туареги или жители оазисов.
Выставка включает также коллекцию современной кенийской деревянной скульптуры и коллекцию ритуальных масок Центральной Африки. Представлены как работы современных африканских мастеров: деревянные скульптуры, изготовленные в мастерской найробийского скульптора Мутамби, так и традиционные произведения неизвестных авторов Восточного и Центрального Конго. Эти коллекции собраны Чрезвычайным и Полномочным послом В. Е. Егошкиным.
На открытии выставки был показан сделанный Н. А. Сологубовским фильм «Лувр под открытым небом», являющийся первой российской документальной лентой о наскальной живописи ливийской Сахары. Присутствовавшие смогли также познакомиться с книгой А. Б. Подцероба «Бескрайние просторы Сахары» (М., Библос консалтинг, 2010).
Знакомство с фотоэкспозицией позволило посетителям выставки перенестись в особый мир – мир, где человек ощущает себя на другой планете, побывать в другом измерении, где на тысячи километров протянулись безмолвные песок и камни, эрги и хамады, реги и вади, где над безбрежными просторами господствуют солнце и ветер, где пройденное расстояние измеряется не километрами, а временем в пути.
Это – мир, где путешественник оказывается один на один не просто с природой, а с бесконечностью, с космосом, где следы, оставленные жившими когда-то народами, заставляют физически ощущать течение тысячелетий, неумолимо уносящих в небытие племена, царства, культуры, цивилизации.
В нашей стране не столь уж широко известна африканская культура, и уже в силу этого проведение в ЦДУ выставки «Сокровища Африки» можно считать заметным событием. В настоящее время В. Е. Егошкин, А. Б. Подцероб и Н. А. Сологубовский прорабатывают возможность создания в Москве Центра африканского искусства, в котором были бы на постоянной основе представлены экспонаты из частных коллекций российских африканистов, проводились фотовыставки и демонстрировались фильмы, раскрывающие удивительный и прекрасный мир Африки, колыбели Человечества.
А. Борисов
Фильм: Сахара. ЛУВР ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ. часть1
«Сокровища Сахары» в Москве
Центральный Дом Ученых. Это четвертая фотовыставка о живописных наскальных произведениях, найденных учеными в Сахаре, которые объявлены ЮНЕСКО, Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, сокровищами Мировой Культуры Человечества. Ранее она состоялась в Информационном Центре ООН в Москве, Международном центре Рерихов и Фотоцентре Союза журналистов России.
Подробности: nikolaysolo.livejournal.com
Великая пустыня (а именно так переводится название Сахары с арабского языка) известна не только своими бескрайними просторами, уходящими за горизонт цепями барханов и разбросанными среди песков зелёными островами оазисов, но и древними петроглифами и наскальными рисунками, созданными руками неизвестных мастеров эпохи зарождения Человечества.
Там находится «Эрмитаж под открытым небом», огромные «музея живописи и петроглифов» – Тассили Аджер в Алжире, Акакус и вади Матхандуш в Ливии и Увейнат, расположенный на стыке границ Ливии, Египта и Судана. В отличие от алжирского Тассили Аджера, с которыми российские читатели знакомы по книгам французского исследователя А. Лота, горный массив Акакус, районы вади Матхандуш и Увейнат остаются для россиян Terra incognita.
Тем больший интерес представляют фотографии Н. А. Сологубовского, И. Н. Сологубовского и А. Б. Подцероба, которые можно увидеть до 17 марта в Центральном Доме Ученых в Москве. На них представлены яркими красками, удивительно сохранившимися с тех древних времен, все четыре основных периода сахарской наскальной живописи.
Первый период – «эпоха охотников», длившаяся c 12 тысячелетия до 8 тысячелетия до н. э., для которой характерны огромные гравюры диких зверей.
Второй период – «эпоха пастухов», начавшаяся за 8 тысячелетие и завершившаяся за 1,5 тыс. лет до н. э., с фресками, на которых изображены одомашненные животные, а также бытовые сцены.
Третий период – «эпоха лошади», когда в Феззане, юго-западной Ливии, в течение полутора тысяч лет существовало Царство гарамантов.
Четвертый период – рисунки «эпохи верблюда» I в. до н. э. – V в. н. э.
Интересно, что все эти рисунки разных «эпох» можно встретить в одних и тех же пещерах Акакуса. Так наскальная живопись, созданная руками неизвестных мастеров, образует уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре Человечества.
Посетители выставки получат неизгладимое впечатление о неизвестной и недоступной пустыне Сахаре и Тропической Африке. Благодаря российским ученым-путешественникам мы с вами увидим затерянные, но сохранившиеся до наших дней миры, задумаемся о прошедших тысячелетиях и ощутим движение Времени, уносящего с собою народы, царства, цивилизации, но оставляющее Вечное: Прекрасное Искусство, созданное руками Человека.
Об авторах выставки:
А. Б. Подцероб работал в Ливии в 1976-1980 гг. и 1996-2000 гг. и четыре раза находился в Ливии во главе научных экспедиций.
В. Е. Егошкин работал в разных странах Северной и Восточной Африки в 1967-2011 гг..
Н. А. Сологубовский, писатель и кинематографист, четыре раза находился в Ливии в составе научных экспедиций.
И. Н. Сологубовский, дизайнер и фотограф, два раза находился в Ливии в составе научных экспедиций.
Данная выставка является частью проекта создания Центра африканского искусства в Москве.
А. Б. Подцероб – автор книги «Бескрайние просторы Сахары» (М., Библос консалтинг, 2010). Написавший к ней предисловие директор Института Африки РАН, член-корреспондент Российской академии наук А. М. Васильев характеризует книгу как не только научную, а научно-художественную работу, что делает ее интересной для востоковедов, африканистов и для широкого круга читателей. К книге приложен DVD c документальным фильмом Н. Сологубовского «Лувр под открытым небом».
Документальный фильм Н. Сологубовского «Лувр под открытым небом» можно увидеть в Youtube: 1 www.youtube.com 2 www.youtube.com
Фильм «Сахара. Восход солнца» www.youtube.com
Данная выставка является частью проекта создания Центра африканского искусства в Москве.
Выставка «Сокровища Африки. Музеи под открытым небом» в Центральном Доме ученых Москвы продлится до 17 марта. Адрес ЦДУ: метро Кропоткинская, ул. Пречистенка, 16, тел для справок 8 495 6374555.
Подробности: www.proza.ru
|