fedotov1384.livejournal.com
Вчера участвовал в проведении необычного мероприятия, которое открывало целый цикл лекций и семинаров научно-популярного характера – «ЛЕТНИЕ ЧТЕНИЯ». Идея создания подобных лекториев и дискуссионных площадок видится мне важной и очень перспективной, потому что формирует условия для личностного роста и развития. Необычность серии этих мероприятий заключается в том, что проходят они в разгар лета, когда большая часть жителей находится на каникулах и в отпусках. Что способствует созданию стереотипа «сезона отпусков», согласно которому вся жизнь в городе останавливается. Заявка на ЛЕТНИЕ ЧТЕНИЯ ломает этот стереотип, чтобы раскрыть перед человеком самые актуальные вопросы современной науки и искусства, помочь почувствовать ритм сердцебиения человечества в эпоху принятия судьбоносных решений. Организаторы предоставляют эту наиважнейшую сегодня возможность. И к моей радости этой возможностью поспешили воспользоваться десятки людей, которые очень быстро заполнили один из уютных читальных залов библиотеки Пермского государственного национального исследовательского университета.
ЛЕТНИЕ ЧТЕНИЯ открывала лекция «Смысл насилия», которую прочитал Илья Юрьевич Роготнев, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русской литературы ПГНИУ. С основными тезисами этой лекции можно ознакомиться здесь. Я же хотел поделиться несколькими мыслями, которые возникли у меня во время лекции и открытой дискуссии после нее.
На современном этапе все большее внимание уделяется проблемам насилия. Понятие насилия постоянно расширяется, углубляется и становится предметом изучения экспертов в различных сферах деятельности. Так формируется специфический дискурс о насилии, который через кино, СМИ и средства коммуникации становится частью нашего повседневного опыта. Постепенно создается иллюзия того, что мир погряз в насилии и скоро в нем захлебнется. Но при более подробном рассмотрении этой проблематики оказывается, что уровень физического насилия в мире по сравнению с предыдущими веками снижается, в обществе постепенно укрепляется мысль о недопустимости насилия. Но зачем же СМИ создается миф о росте уровня насилия в стране и мире? На мой взгляд, это связанно с попыткой оправдать само насилие и право на его совершение, потому что в создаваемом мифе насилие является частью человеческой жизни, которая движется в сторону его увеличения. И это вызывает у человека шок – «шок от насилия», который делает его беспомощным и пассивным. Человек становится жертвой и заложником конструкторов подобных мифов, которые могут предложить ему защиту и спокойную жизнь ценой в его собственную свободу.
В отличии от пропитанной кровью истории западных стран, с их завоеваниями, истреблением народов, повседневными пытками и публичными казнями, история и культура России пронизаны принципом ненасилия. Наивысшего раскрытия этот принцип достиг в работах Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого, которые оказали влияние на развитие этой концепции в XX веке. Мхатма Ганди и Мартин Лютер Кинг доказали эффективность принципа ненасилия для достижения свободы и независимости своих народов. Американский профессор Джин Шарп использовал этот опыт для создания развернутых технологий по реализации ненасильственных переворотов («оранжевых революций») во всем мире. В его трактовке эти технологии лишены идеалов, за которые боролись и погибли Ганди и Лютер Кинг. Принцип ненасилия превращается Шарпом в способ для свержения и захвата власти, что в последствии приводит к увеличению волны насилия в несколько раз (90-е годы в России).
Одновременно с сокращением физического насилия, возрастает уровень «культурного насилия», которое наиболее ярко выражается в современном кинематографе. Современные фильмы переполнены сценами избиений и убийств самыми разнообразными способами. Насилие в кинематографе становится самоцелью. На экране и в компьютерных играх создается виртуальное пространство, в котором начинает формироваться культ насилия. Несмотря на то, что это виртуальное пространство вытесняет внешнее насилие с улиц городов, продвигаемый культ начинает влиять на формирование картины мира, где насилие оправдывается человеческой природой. И этот мировоззренческий поворот очень опасен, потому что превращает борьбу с внешним и прямым насилием в оправдание насилия над внутренним миром человека. И этот глобальный мировоззренческий поворот очень болезненно переживается в нашей стране (открытое письмо молодых кинематографистов), что только подтверждает укорененность идеи ненасилия в нашей культуре.
ЛЕТНИЕ ЧТЕНИЕ продолжатся открытой лекцией и свободной дискуссей на тему "Этология человека и вызовы современной цивилизации", которая состоится 10 июля (вторник) в 18.00 в 1-ом корпусе ПГНИУ (Букирева, 15), ауд.819. Лектор – Лариса Альбертовна Магданова, кандидат биологических наук, преподаватель Пермской государственной фармацевтической академии.
|