Начало.
«На то, чтобы создать «страну гениев, а не дураков» - не нужно сто веков. Нужно 20 – 30 лет на то, чтобы вырастить одно – два поколения детей. А уж они найдут возможности создания высококультурного, высоконравственного, гуманистического общества.
Это реальный путь, который, сегодняшнее человечество не видит»
Воспитать одно – два поколения мыслящих людей, это не абстрактное предположение.
В СССР был такой опыт, правда, проведённый не сознательно. Так сложились обстоятельства жизни. И этот опыт, к сожалению, не был осмыслен.
Сначала были тревожные события начала двадцатого века – революционные настроения 905 года, война 914. И, на фоне этих событий росли дети, развивалась молодёжь. Октябрьская революция дала выход потенциалу.
Сколько талантов было в двадцатые годы. Огромных талантов.
Это была первая волна, погашенная к сороковым годам.
А потом была Вторая Мировая война. И опять росли дети.
Четыре года для ребёнка – бесконечность.
Та зима была, будто война, - лютой.
Пробуравлена, прокалена ветром.
Снег лежал навалясь на январь грудой.
И кряхтели дома под его весом.
По щербатому полу мороз крался.
Кашлял новый учитель Сергей Саныч.
Застывали чернила у нас в классе,
и контрольный диктант отменял завуч...
Я считал, что не зря голосит ветер,
не случайно болит по утрам горло,
потому что остались на всём свете
лишь зима и война - из времён года!..
И хлестала пурга по земле крупно,
и дрожала река в ледяном гуле.
И продышины в окнах цвели кругло,
будто в каждое кто-то всадил пулю!..
И надела соседка платок вдовий.
И стонала она допоздна-поздно...
Та зима была, будто война, - долгой.
Вспоминаю и даже сейчас мёрзну.
Роберт Рождественский
А потом пришли – шестидесятые. Дети войны, к середине шестидесятых стали взрослыми. И случился взлёт культуры, искусства, спорта, науки, технологий.
А это всё показатели состояния общества. Не получится большого поэта Рождественского, если не будет битком забитого зала в Политехническом. Сегодня это был бы никому не известный, странный человек, пишущий никому не нужные стихи. Случайно ли поэт – шестидесятник Евгений Евтушенко ныне преподаёт в американском университете?
«Шестидесятники» - это было не только советское явление. Какие люди, какие таланты случились во всём мире! Во всех странах, которых коснулась Вторая Мировая. И, ведь, они были востребованы.
Особенно показателен пример Японии. Маленькая, но очень гордая страна потерпела страшное поражение. И всего за одно поколение – из практически феодальной страны – они становятся передовой, высокотехнологичной державой! За одно поколение!
Это была вторая волна, которую погасили к концу восьмидесятых.
Кто погасил? Следующие поколения.
Двадцать – двадцать пять лет – смена поколений.
В 25 лет человек ещё недостаточно зрелый для серьёзных дел. А уже в сорок пять начинаешь ощущать, что тебя отодвигают, подпирают новые поколения.
К сожалению, феномен «шестидесятников» не был понят. Хотя, были размышления в этом направлении – знаменитый спор между физиками и лириками. А ведь вознесение после великих потрясений – это почти нормальное явление.
Что происходит?
В мирное, сытое время дети развиваются в спокойной обстановке. Практически, они растут потребителями – мама, дай, мама, купи. У них нет других обязанностей, кроме обучения. Даже просьбы родителей вынести мусор, сходить в магазин или пропылесосить, воспринимаются как покушение на свободу личности.
Родители стараются обеспечить своих чад, создать условия для их комфортной жизни, а в итоге, растят барчуков, не приученных к труду, не приученных к мышлению.
Добавить школу, которая всеми силами старается перевести мозг детей на абстрактный второй сигнал, забыв или не зная о существовании первого.
Но вот началась война. У родителей есть возможность продолжать обеспечивать комфортную, спокойную жизнь своим детям? Скорее всего - нет.
На детей ложится часть обязанностей взрослых. Жизненные проблемы, переживания заставляют шевелить мозги, мыслить. Страдания развивают чувства.
Если война освободительная, благородная, то развиваются именно высокие чувства.
Школа же в это время, даже если и работает, не в состоянии обучать детей в прежнем режиме. Т.е. второй сигнал – слово - перестаёт так сильно доминировать.
Вот, в итоге, и поколение мыслящих детей, при правильном образовании, способных стать большими талантами.
А уже следующие поколения детей, рождённых в мирное время, лишены того духовного развития, которое было у военных детей.
В СССР в конце восьмидесятых годов прямо чувствовалось, как изменился менталитет народа. Вступило в силу послевоенное поколение детишек. В самой читающей стране в мире, с высочайшим уровнем искусства, люди прилипали к экранам телевизоров, медитируя на сеансах Кашпировского или рыдая вместе с богатыми, которые тоже плачут.
Ну, в новинку, это можно было посмотреть. Тем более что данный сериал – прямо таки шедевр, по сравнению с сегодняшним убожеством. Но это убожество востребовано, вот в чём дело. А настоящего искусства в стране, наверное, уже и не осталось.
Конечно, люди имеют право самостоятельно решать, по какому пути им идти. И если современное общество решило покончить с цивилизацией массовым самоубийством, это его право.
Но люди должны знать, что есть и другой путь.
Взрослым, у которых не включены процессы мышления, он уже не доступен.
Но дети - мыслящие существа по самой своей природе. Они живут в мире образов, а не слов.
Ведь сегодня, по сути, взрослые ведут борьбу с самой природой ребёнка. Незрелый ум переводя на абстрактное мышление.
Абстрактное мышление – это высшая математика разума. Это удел философов, учёных и больших художников. Для того чтобы дойти до этого уровня, надо очень много читать, размышлять. А тут детёнышей в восемь – девять лет переводят на абстракции.
А в итоге до взрослых, образованных людей не доходит простая мысль, что слово – это буквенная форма (все знаем, что такое форма?), объединяющая, называющая какое-то образное содержание.
И если малышей ещё учат на картинках, то более старших детей учат словами, не заботясь о том, насколько ребенок понимает содержание слов.
Продолжение следует.
|